Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2011 г. № 02-10/99-11

Резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 29 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии Бутенко И.В., заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля монополистической деятельности,
члены Комиссии: Рыжкова Л.М., ведущий специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности; Белова М.Н., специалист-эксперт отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев дело № 02-10/99-11 по признакам нарушения общества с ограниченной ответственностью "З" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
ООО "З" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.
В Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в пункте 3 дано следующее понятие исполнителя коммунальных услуг: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Товарищество собственников жилья "Ф" является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в многоквартирном доме № 33, расположенном по адресу: <...>.
В указанном многоквартирном жилом доме в отдельных жилых помещениях установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, которые были приняты ООО "З" в эксплуатацию, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию, имеющимися в материалах дела.
Однако ООО "З" населению, выбравшему способ управления многоквартирным домом ТСЖ "Ф", производило расчет объема потребления горячей воды при наличии индивидуальных приборов учета по нормативу, однако с учетом введения в эксплуатацию 29.11.2010 приборов учета горячей воды, размещенных на сетях ТСЖ на границе эксплуатационной ответственности, на следующих основаниях.
Обеспечение граждан коммунальными услугами, в частности горячей водой, опосредовано заключением исполнителем коммунальных услуг договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, в котором первый выступает в качестве абонента при снабжении тепловой энергией.
Особенности правоотношений, возникающих между организациями коммунального комплекса и лицами, оказывающими коммунальные услуги гражданам (исполнителями коммунальных услуг), определены пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно указанной норме в многоквартирных домах потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются в том числе товарищества собственников жилья, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Таким образом, потребителем товара (в данном случае горячее водоснабжение) является исполнитель коммунальной услуги, которому граждане в силу частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации оплачивают соответствующие коммунальные услуги.
Между ООО "З" и ТСЖ "Ф" 01.07.2010 был заключен договор № 70-к на предоставление коммунальных услуг, согласно которому ООО "З" в течение срока действия договора обязано оказывать услуги по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, приему хозяйственно-бытовых отходов, объектом является жилой дом по адресу: <...>, ТСЖ "Ф" в свою очередь обязано самостоятельно оплачивать потребленные коммунальные услуги согласно выставленному счету и акту выполненных работ в сроки, установленные настоящим договором.
Согласно п. 1.3 вышеуказанного договора учет количества израсходованной воды и тепловой энергии производится по показаниям приборов учета, приобретаемых ТСЖ и находящихся в его ведении и на его обслуживании (если п. 1.2 договора не предусмотрено иное). Приборы учета должны пройти обязательную государственную поверку в установленные сроки. В случае несоблюдения данного условия расчет будет произведен по нормативам потребления.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически потребленное количество энергии, определенное на основании показаний прибора учета. Вместе с тем по смыслу указанной нормы при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах размер платы определяется по другим правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с упомянутой нормой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 № 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, каковыми согласно пункту 2 этих Правил является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами № 306 и № 307 установлены и учтены особенности определения количества отпускаемого теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг товара - горячей воды при отсутствии приборов учета в многоквартирном доме и потребляемого последним с целью предоставления гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 12.09.1995 № Вк-4936 (далее - Правила № Вк-4936), абонент обеспечивает учет горячей воды (раздел 9).
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил № Вк-4936, средства изменения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами № Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (пп. "а" п. 5, п. 10, пп. "в" п. 39 Правил № 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды во внимание не принимаются.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был проведен анализ рынка услуг по холодному и горячему водоснабжению на территории МО "С", согласно которому на рынке указанных услуг в пределах присоединения сетей водоснабжения ООО "З" занимает доминирующее положение.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих, и(или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.
Федеральным законом № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10).
Злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта и(или) интересы других лиц либо они вынуждены вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
На основании изложенного действия ООО "З", являющегося хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке, не привели к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать отсутствие нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях ООО "З".
2. На основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 02-10/99-11 о нарушении ООО "З" антимонопольного законодательства РФ прекратить.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
Л.М.РЫЖКОВА
М.Н.БЕЛОВА

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Томского УФАС РФ от 24.06.2011 № 02-10/99-11
<О прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru