Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. по делу № 179-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Гаврилова А.А. - заместителя руководителя управления (заместитель председателя Комиссии);
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
при участии в заседании:
от ответчика:
- администрации г. Чебоксары - В. по доверенности от 31.12.2010 № 29/01-5335;
от заявителя:
- общества с ограниченной ответственностью "И." - директора Г. и И. по доверенности от 19.08.2011,
рассмотрев материалы дела № 179-АМЗ-2011, возбужденного в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта,

установила:

В Чувашское УФАС России поступило обращение от общества ограниченной ответственностью "И." (далее - Заявитель, ООО "И.") о нарушениях прав субъектов малого и среднего предпринимательства Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом администрации города Чебоксары при реализации преимущественного права выкупа при отчуждении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (нежилые помещения № № 48 - 54, расположенные на первом этаже жилого девятиэтажного кирпичного здания и комнаты № № 1 - 24, 26, расположенные на первом этаже двухэтажного пристроя, общей площадью 470,8 кв. м помещения № 5 и помещение № 6, общей площадью 281,6 кв. м, расположенное в подвале нежилого двухэтажного кирпичного пристроя к жилому девятиэтажному кирпичному зданию, находящиеся по адресу: г. Чебоксары, пр. Мира, д. 24, далее - Объект).
Между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом (далее - Горкомимущество) и ООО "И." заключен договор купли-продажи нежилых помещений, обремененных залоговым обязательством от 02.03.2009 № Н-162 (далее - Договор № Н-162) в порядке приватизации муниципального имущества г. Чебоксары и Договор залога от 02.03.2009 № 23. В пункте 1.3 Договора № Н-162 указано, что стоимость Объекта составляет 15655700 рублей и в указанную сумму НДС не входит.
Отказ от подписания в свое время Договора № Н-162 на предложенных условиях, грозило ООО "И." утрату преимущественного права выкупа Объекта.
В своем обращении заявитель сообщает, что пункт 1.3. Договора № Н-162 нарушает абзац 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, где определено, что "при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога".
Заявитель считает, что рыночная стоимость Объекта составляет 15 655 700 рублей с учетом НДС.
На неоднократные обращения заявителя с просьбой привести пункт 1.3 Договора Н-162 в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации Горкомимущество отвечало отказом.
Это привело в последствии к двойному налогообложению ООО "И." в ходе выкупа Объекта.
На заседании комиссии заявитель в полном объеме поддержал доводы, изложенные в своем заявлении.
Представитель администрации г. Чебоксары не признала нарушение антимонопольного законодательства, настаивала на том, что в 2008 году оценка Объекта была проведена независимым оценщиком без учета НДС.
Также администрация г. Чебоксары на запрос Комиссии (определением об отложении рассмотрения дела № 179-АМЗ-2011 от 02.11.2011 № 05-05/7181) письмом от 16.11.2011 сообщила (вх. Чувашского УФАС России от 17.11.2011 № 05-05/8457), что положение пункта 1.3 Договора № Н-162 соответствует действующему законодательству и в соответствии с пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Определением в качестве эксперта была привлечена Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, которая подтвердила, что НДС включен в рыночную стоимость объекта купли-продажи по Договору № Н-162.
Независимый оценщик - ООО "А." (<...>), проводивший в 2008 году оценку рыночной стоимости Объекта, на запрос Чувашского УФАС России от 02.11.2011 № 05-10/7180 представил копии документов (Муниципальный контракт от 10.12.2008 № 76 и Отчет от 17.12.2008 № 02-0696-08 по определению рыночной стоимости Объекта) и подтвердил, что в рыночной стоимости 15 655 700 рублей нежилых помещений - Объекта, уже содержится НДС.
Кроме того, в пункте 1.1 Муниципального контракта на оказание услуг по оценке (определению рыночной стоимости) от 16.12.2008 № 76, заключенного Горкомимуществом с ООО "А." определено, что Исполнитель (ООО "А.") обязуется оказать услуги по оценке (определению рыночной стоимости) Объекта.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав заявителя, представителя ответчика, приходит к следующему.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28.10.2008 № 1140 "О внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Чебоксары на 2008 год, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29 ноября 2007 года № 818" Объект внесен в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Чебоксары на 2008 год (позиция 67).
На основании обращения ООО "И." в администрацию г. Чебоксары от 18.11.2008 издано распоряжение администрации г. Чебоксары от 16.01.2009 № 106-р "Об условиях приватизации нежилых помещений" (далее - распоряжение № 106-р), в котором установлено преимущественное право приобретения Объекта приватизации - ООО "И.", при этом стоимость (цена продажи) Объекта установлена в размере 15 655 700 рублей.
Основанием заключения Договора № Н-162 явилась реализация Заявителем преимущественного права на выкуп арендованного имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
На основании распоряжения № 106-р между Горкомимуществом администрации г. Чебоксары (продавец) и ООО "И." (покупатель) заключены договор купли-продажи нежилых помещений, обремененных залоговым обязательством от 02.03.2009 № Н-162 в порядке приватизации муниципального имущества г. Чебоксары и договор залога от 02.03.2009 № 23. В силу пункта 1.3 Договора № Н-162 цена продажи (стоимость) Объекта составила 15 655 700 рублей без учета НДС.
Согласно пункту 2.1 Договора № Н-162 покупатель обязался оплатить стоимость Объекта в течение 60 (шестидесяти) месяцев с момента подписания договора:
- в течение 59-ти месяцев по 261 000 рублей;
- в течение 60-го месяца 256 700 рублей.
Актом приема-передачи нежилых помещений от 12.03.2011 Объект передан покупателю.
Заявитель обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением от 15.01.2010 № 03 о приведении Договора № Н-162 в соответствие с требованиями действующего законодательства путем внесения изменений в пункты 1.3 и 2.1 и подписания дополнительного соглашения - в части указания в выкупной цене суммы НДС.
Письмом от 24.02.2010 № 1027 администрация г. Чебоксары отказала Заявителю во внесении таких изменений, указав на отсутствие правовых оснований для изменения условий Договора № Н-162, а именно - уменьшения стоимости Объекта на сумму НДС.
Как следует из материалов дела, согласно Отчету от 17.12.2008 № 02-0696-08 по определению рыночной стоимости Объекта, проведенного независимым оценщиком ООО "А.", рыночная стоимость Объекта составляет 15 655 700 рублей, при этом независимый оценщик подтверждает, что в этой сумме содержится НДС.
Кроме того, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, привлеченная Чувашским УФАС России по делу экспертом, выдала заключение, что указание на то, что НДС не включается в рыночную стоимость объекта купли-продажи по Договору № Н-162, является ошибочным.
Исходя из статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).


Положениями Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки.
В силу части 2 статьи 3 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, вступил в силу с 01.01.2009) "при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2009 № 03-07-15/147, письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.05.2010 № ШС-37-3/1426@ "Об исчислении налога на добавленную стоимость налоговыми агентами при приобретении имущества казны", при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость. В связи с этим порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального недвижимого имущества, применяемый с 01.01.2009, не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на соответствующую сумму налога.
Таким образом, определенная в Договоре № Н-162 стоимость Объекта в размере 15 655 700 рублей, а, следовательно, и суммы предусмотренных данным договором платежей в счет уплаты этой стоимости, включают НДС. При этом НДС подлежит исчислению, удержанию и уплате в бюджет истцом как налоговым агентом в порядке, установленном налоговым законодательством.
Комиссией не рассматривается вопрос о возвращении заявителю излишне уплаченной суммы, таким образом, довод администрации г. Чебоксары, что в соответствии с пунктом 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, Комиссией не принимается во внимание.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что рыночная стоимость Объекта согласно отчету об оценке и подтверждениям независимой оценочной организации, а также Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики как экспертной организации, составляет 15 655 700 рублей и включает НДС. Администрация города Чебоксары, включив в пункт 1.3 Договора № Н-162 дополнительно НДС к стоимости оценки, в которой уже содержится НДС, т.е. предусмотрев двойное налогообложение ООО "И.", нарушила требования антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, а также в связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости в выдаче предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

решила:

1. Признать в действиях администрации г. Чебоксары Чувашской Республики факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации г. Чебоксары Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.

Заместитель председателя Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
С.Г.ДАНИЛОВА
Н.Д.ИВАНОВ

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТ 29 НОЯБРЯ 2011 Г. ПО ДЕЛУ № 179-АМЗ-2011

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 179-АМЗ-2011 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Гаврилова А.А. - заместителя руководителя управления (заместитель председателя Комиссии);
Даниловой С.Г. - начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 07.12.2011 по делу № 179-АМЗ-2011 о нарушении администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

Администрации города Чебоксары Чувашской Республики:
1. В целях прекращения нарушений антимонопольного законодательства внести изменение в пункт 1.3 договора купли-продажи нежилых помещений, обремененных залоговым обязательством от 02.03.2009 № Н-162, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "И.", исключив предложение: "В указанную сумму НДС не входит".
2. Об исполнении данного Предписания, с приложением подтверждающих документов, проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 28.12.2011.

Заместитель председателя Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
С.Г.ДАНИЛОВА
Н.Д.ИВАНОВ

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 29.11.2011 по делу № 179-АМЗ-2011
<О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции>

Решение
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 29 ноября 2011 г. по делу № 179-АМЗ-2011

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru