ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. № 105/199
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Кировской области
от 31.10.2011 № 125/553
, от 27.02.2012 № 141/86
)
В целях дальнейшей модернизации системы управления общественными финансами Кировской области, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Кировской области, и во исполнение распоряжения
Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 1996-р) Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить Программу
повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы. Прилагается.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ
постановлением
Правительства области
от 23 мая 2011 г. № 105/199
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Кировской области
от 31.10.2011 № 125/553
, от 27.02.2012 № 141/86
)
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения
Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" и Бюджетного послания Губернатора Кировской области на 2011 год.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Управление общественными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование методов бюджетирования следует рассматривать как одно из основных направлений повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Традиционная бюджетная система не позволяла четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носила сметный характер, основанный не на объемах оказываемых государственных услуг, а на необходимости содержания существующей бюджетной сети.
Бюджетирование, ориентированное на результаты, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальность оптимального расходования средств значительно повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах.
В Российской Федерации вопросы организации бюджетирования, ориентированного на результаты, стали актуальными с принятием Концепции
реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Система результативного или программно-целевого бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации.
С целью достижения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации в Кировской области внедряется такой элемент финансово-правового регулирования, как бюджетирование по результатам, что позволяет повысить результативность бюджетных расходов, сделать планируемые показатели более обоснованными. Определенные результаты в данном направлении в нашей области уже достигнуты, осуществлен переход от финансирования учреждения к финансированию услуги.
Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, явился одним из основных направлений реформы бюджетного процесса, произошедшей в рамках успешно завершившейся в 2006 году Программы
реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области (далее - Программа реформирования), утвержденной постановлениями Правительства Кировской области от 25.10.2004 № 19/238 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области" и Законодательного Собрания Кировской области от 28.10.2004 № 41/189 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области". В рамках Программы
реформирования был проведен комплекс мероприятий, направленных на реформу бюджетного процесса и управления расходами. Ход процесса реформирования бюджетной сферы отслеживался и на региональном, и на муниципальном уровнях.
Самым трудоемким этапом реформирования бюджетного процесса в области был процесс формирования бюджетирования, ориентированного на результат, который включал в себя создание системы и установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг, а также учет потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Фундаментом новых бюджетных отношений стал единый системный перечень бюджетных услуг, востребованных населением и юридическими лицами.
Постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/41 "О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами" был утвержден перечень
бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, на основе которого должны формироваться расходы областного бюджета. Изначально при формировании расходов областного бюджета на 2006 год перечень
был представлен бюджетными услугами по пяти отраслям социальной сферы: здравоохранению, образованию, социальной политике, культуре и физкультуре. По каждой бюджетной услуге был разработан финансовый норматив. Учитывая, что в 2005 году определение и утверждение перечня
было делом абсолютно новым, его "отладкой" приходилось заниматься непосредственно в ходе работы. В течение 2006 года перечень
бюджетных услуг был доработан, стал значительно шире и включал уже предоставление бюджетных услуг по 18 отраслям. Начиная с областного бюджета на 2007 год, этот перечень охватил практически все расходы областного бюджета, кроме расходов на предоставление межбюджетных трансфертов и реализацию областных целевых программ.
├─────┼────────────────────────┼───────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│8.1. │Развитие единой│обеспечение │до 01.01.2012│департамент │исключение │
│ │интегрированной │взаимной увязки и│ │финансов Кировской│дублирования и│
│ │информационной системы│информационного │ │области │неоднозначности для│
│ │обеспечения бюджетного│обмена между│ │ │обеспечения │
│ │процесса │различными │ │ │бюджетного процесса,│
│ │ │программными │ │ │повышение скорости│
│ │ │комплексами │ │ │бюджетных операций │
├─────┼────────────────────────┼───────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│8.2. │Аппаратное и программное│обеспечение доступа│до 01.07.2011│департамент │доля форм бюджетной│
│ │обеспечение удаленной│главных │ │финансов Кировской│отчетности, │
│ │подготовки, обобщения и│распорядителей │ │области │подготовка которых│
│ │анализа в электронном│бюджетных средств к│ │ │осуществляется в│
│ │виде регламентированных│программному │ │ │электронном виде в│
│ │форм отчетности│обеспечению в│ │ │режиме удаленного│
│ │различной степени│режиме удаленного│ │ │доступа, в 2011│
│ │сложности по вопросам│доступа │ │ │году - 100%; │
│ │управления общественными│ │ │ │доля главных│
│ │финансами │ │ │ │распорядителей │
│ │ │ │ │ │бюджетных средств,│
│ │ │ │ │ │осуществляющих │
│ │ │ │ │ │подготовку форм│
│ │ │ │ │ │бюджетной отчетности│
│ │ │ │ │ │в режиме удаленного│
│ │ │ │ │ │доступа, в 2011│
│ │ │ │ │ │году - 100% │
├─────┼────────────────────────┼───────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│8.3. │Организация аппаратного│наличие скоростного│до 31.12.2012│департамент │доля получателей│
│ │и программного│доступа к сети│ │финансов Кировской│бюджетных средств,│
│ │обеспечения электронного│Интернет в районах│ │области │расположенных в│
│ │документооборота │области │ │ │муниципальных │
│ │получателей средств│ │ │ │образованиях области,│
│ │областного бюджета,│ │ │ │в системе│
│ │расположенных в│ │ │ │электронного │
│ │муниципальных │ │ │ │документооборота: │
│ │образованиях области │ │ │ │в 2011 году - 90%; │
│ │ │ │ │ │в 2012 году - 100% │
├─────┼────────────────────────┼───────────────────┼─────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤
│8.4. │Автоматизация │сопровождение │2012 - 2013│департамент │автоматизация │
│ │планирования и│программных │годы │финансов Кировской│планирования и│
│ │исполнения областного│продуктов │ │области │исполнения областного│
│ │бюджета │ │ │ │бюджета │
│(пп. 8.4 введен постановлением
Правительства Кировской области от 27.02.2012 № 141/86) │
└─────┴────────────────────────┴───────────────────┴─────────────┴──────────────────┴─────────────────────┘
--------------------------------
<*> Исполнители участвуют в реализации мероприятия по согласованию.