Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 г. № 75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и в целях модернизации системы общего образования на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2012 году.
2. Формирование Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2012 году по муниципальным районам, городским округам и общеобразовательным учреждениям Нижегородской области произвести министерству образования Нижегородской области.
3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.

И.о. Губернатора
В.А.ИВАНОВ





Утвержден
постановлением
Правительства Нижегородской области
от 15 февраля 2012 г. № 75

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

I. Текущее состояние системы
общего образования Нижегородской области

Социально-экономический комплекс Нижегородской области, как и в целом по Российской Федерации, стоит перед решением проблем, связанных с ростом производительности труда, инфраструктурной перестройкой, технологическим перевооружением реального сектора экономики, развитием инфраструктуры высоколиквидных нематериальных активов. Интеллектуализация производственной сферы, внедрение наукоемких и информационных технологий, а также проблемы конкурентоспособности производственных структур, которые давно перешагнули национальные границы и сегодня должны соответствовать международным стандартам и требованиям, являясь фактором стабильного развития региона. Процесс интернационализации подразумевает международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, поскольку наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом, системой услуг, позволяющими человеку творчески развиваться в безопасных условиях. Приоритетным стратегическим направлением деятельности Правительства Нижегородской области на перспективу до 2020 года является формирование конкурентоспособного сектора реальной экономики региона на основе высокотехнологичных производств и развития человеческого капитала. Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования, которая должна обладать современным содержанием, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в социальной деятельности и построении профессиональной карьеры.
В основу модернизационных процессов в региональной системе образования положены содержательные приоритеты, реализуемые в приоритетном национальном проекте "Образование", сформулированные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (далее - НОИ "Наша новая школа") и нашедшие свое отражение в ведомственной целевой программе "Развитие образования в Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 7 сентября 2010 года № 1009 (далее - программа Развития образования Нижегородской области). Проект модернизации системы общего образования Нижегородской области способствует реализации программы Развития образования Нижегородской области в части повышения доступности качественного образования и удовлетворения ожиданий общества и каждого гражданина в сфере образования.
Обеспечение государственных гарантий детям из удаленных сельских населенных пунктов на качественное образование осуществляется в рамках реализации программы Развития образования Нижегородской области с помощью закупки школьных автобусов.
В 2011 году парк школьных автобусов за счет средств, выделенных на модернизацию системы общего образования, увеличился на 14 автобусов, и составил 544 единицы (за период 2006 - 2011 годы).
Увеличилась сеть образовательных учреждений повышенного статуса: всего таких учреждений в области - 66, в том числе 17 лицеев, 17 гимназий, 29 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 3 кадетских учреждения. В регионе создан центр дистанционного образования для детей-инвалидов, благодаря которому 198 детей имеют доступ к электронным образовательным и иным ресурсам, а самое главное - к качественному образованию. Координацию деятельности по реализации направления "Одаренные дети" программы Развития образования Нижегородской области осуществляет государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат "Центр одаренных детей".
На 1 сентября 2011 года сеть общеобразовательных учреждений составила 1030 учреждений. В рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" 92% образовательных учреждений переведены в статус "бюджетного", 1,3% - в статус "автономного", что значительно расширило их финансово-хозяйственные возможности. Одним из условий обеспечения качества образования является конкурентная среда на рынке образовательных услуг, формирование которой обеспечивает равные права субъектов всех организационно-правовых форм, предоставляющих образовательные услуги, на получение бюджетных средств. Финансирование обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образовательных услуг в объеме среднего (полного) общего образования полностью переведено на нормативную основу. Ежегодно величина бюджетного норматива на предоставление образовательных услуг по общеобразовательным программам утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете с учетом специфики образовательного учреждения, что обеспечивает прозрачность и гарантии поступления финансовых средств в учреждения. Наряду с процессами оптимизации сети образовательных учреждений, в регионе предприняты необходимые меры по обеспечению финансирования малокомплектных школ на территориях, значительно удаленных от базовых школ. Ежегодно распоряжением Правительства Нижегородской области утверждается перечень общеобразовательных учреждений, финансирование которых осуществляется на основе обоснованных затрат (статья 41 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"). В 2011 году таким образом финансировалось 12,5% школ.
С 1 января 2009 года в соответствии с Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 145-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в области общего образования" органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области выделяется субвенция на осуществление полномочий по организации предоставления гражданам общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в негосударственных общеобразовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (за исключением полномочий по содержанию зданий и коммунальных расходов).
Работа по оптимизации использования финансовых средств, выделяемых на обеспечение образования, создала условие для развития системы внутриотраслевого аутсорсинга для обеспечения общеобразовательных учреждений услугами, непосредственно не связанными с процессом обучения. По итогам 2011 года в области около 50% учреждений образования передали функции по обслуживанию учебных зданий муниципальным и внешним организациям.
Во всех общеобразовательных учреждениях области разработаны и утверждены органами самоуправления основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования.
С 1 сентября 2011 года в рамках перехода на ФГОС начального общего образования в 1558 1-х классах всех общеобразовательных учреждений обучение организовано в соответствии с требованиями новых стандартов. Все общеобразовательные учреждения укомплектованы соответствующей учебной литературой, около 50% учителей регулярно используют электронные образовательные ресурсы на учебных занятиях. В рамках формирования новых подходов к оценке качества образовательных достижений учащихся начальной школы апробированы механизмы контроля, учитывающие требования ФГОС: полипредметность, универсальность знаний, личностное развитие детей.
В региональной системе образования значительное внимание уделяется индивидуализации образовательных потребностей обучающихся, как ведущего подхода в развитии творческих способностей личности. Основными направлениями работы по созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, являются организация профильного обучения, исследовательской и проектной деятельности обучающихся, дополнительное образование детей. В 277 общеобразовательных школах функционируют классы профильного обучения. Из 1557 классов третьей ступени профильное обучение реализуется в 718 классах с общей численностью 12275 обучающихся, что составляет 42,6% от общего числа обучающихся 10 - 11 классов. В различных формах дополнительного образования в школах занято 73% детей от общего состава обучающихся. В учреждениях дополнительного образования детей - 64%, что свидетельствует о возможности выбора обучающимся нескольких направлений для развития своих творческих способностей.
Ведущими условиями обеспечения качественных изменений в деятельности образовательной системы региона являются педагогический и административный персонал, их мотивация на достижение конкретного результата, поддержание в актуальном состоянии профессиональной компетентности. За период с 2008 года по 2011 год более 69% специалистов системы образования повысили свою квалификацию. Наряду с вариативными формами повышения квалификации и профессиональной переподготовки во всех муниципальных и государственных образовательных учреждениях введена отраслевая система оплаты труда (далее - ОСОТ) (постановление Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 года № 468 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области"). Модель региональной ОСОТ базируется на положениях постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Необходимо отметить, что до 50% заработной платы педагогических работников формируется за счет доплат и надбавок стимулирующего характера за конкретные результаты и условия профессиональной деятельности.
Вторым, не менее важным мотивирующим аспектом развития профессиональной компетентности педагогических работников являются аттестационные процедуры. В регионе разработана независимая система аттестации педагогических кадров, обеспечивающая возможность автоматизированного и дистанционного варианта осуществления аттестационных процедур (приказ министерства образования Нижегородской области от 7 февраля 2011 года № 202 "Об организации аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении органов, осуществляющих управление в сфере образования, в 2011 году").

II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации
системы общего образования Нижегородской области в 2011 году

В 2011 году магистральным направлением реализации проекта модернизации системы общего образования Нижегородской области стало создание условий для повышения качества осуществления образовательного процесса и формирование инфраструктуры контроля результативности деятельности образовательных учреждений. В современных условиях понятие качества образования неразрывно связано с информационными системами и технологическими условиями организации образовательного процесса. Стратегия формирования системы открытого (доступного) образования предполагает активное внедрение в образовательный процесс информационно-компьютерных, телекоммуникационных технологий, включая технологии дистанционного обучения. Компьютерное оборудование приобретено в количестве 5919 единиц на сумму 136694,28 тысяч рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 136198,88 тысяч рублей, за счет средств областного бюджета - 495,4 тысяч рублей. По данным регионального мониторинга "Развитие информационного общества в Нижегородской области", в результате укрепления информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) инфраструктуры общеобразовательных учреждений необходимо отметить следующую динамику структурных и содержательных изменений:






│   │                    │       │       │        │       │образованием   │
│   │                    │       │       │        │       │(при    условии│
│   │                    │       │       │        │       │участия),      │
│   │                    │       │       │        │       │руководители   │
│   │                    │       │       │        │       │учреждений  (по│
│   │                    │       │       │        │       │согласованию)  │
├───┼────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼───────────────┤
│10 │Создание   детальных│       │апрель │        │       │Министерство   │
│   │планов     изменений│       │- май  │        │       │образования    │
│   │школьной       сети,│       │       │        │       │Нижегородской  │
│   │создание     базовых│       │       │        │       │области, органы│
│   │школ и  филиалов  на│       │       │        │       │управления     │
│   │2013 год            │       │       │        │       │образованием   │
│   │                    │       │       │        │       │(по            │
│   │                    │       │       │        │       │согласованию), │
│   │                    │       │       │        │       │руководители   │
│   │                    │       │       │        │       │учреждений  (по│
│   │                    │       │       │        │       │согласованию)  │
├───┼────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼───────────────┤
│11 │Проведение          │в      │в      │в       │в      │Министерство   │
│   │контрольных         │течение│течение│течение │течение│образования    │
│   │семинаров          с│года   │года   │года    │года   │Нижегородской  │
│   │директорами  школ  и│       │       │        │       │области        │
│   │специалистами       │       │       │        │       │               │
├───┼────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼───────────────┤
│12 │Обучение    учителей│в      │в      │в       │в      │Министерство   │
│   │использованию       │течение│течение│течение │течение│образования    │
│   │современных         │года   │года   │года    │года   │Нижегородской  │
│   │образовательных     │       │       │        │       │области        │
│   │технологий          │       │       │        │       │               │
├───┼────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼───────────────┤
│13 │Освещение           │в      │в      │в       │в      │ОМСУ       (при│
│   │муниципальными   СМИ│течение│течение│течение │течение│условии        │
│   │закупок             │года   │года   │года    │года   │участия)       │
│   │автотранспорта     и│       │       │        │       │               │
│   │оборудования        │       │       │        │       │               │
├───┼────────────────────┼───────┼───────┼────────┼───────┼───────────────┤
│14 │Подготовка         и│в      │в      │в       │в      │Министерство   │
│   │представление      в│течение│течение│течение │течение│образования    │
│   │Минобрнауки   России│года   │года   │года    │года   │Нижегородской  │
│   │отчетов           по│       │       │        │       │области        │
│   │реализации   проекта│       │       │        │       │               │
│   │модернизации системы│       │       │        │       │               │
│   │общего   образования│       │       │        │       │               │
│   │Нижегородской       │       │       │        │       │               │
│   │области в 2012 году │       │       │        │       │               │
└───┴────────────────────┴───────┴───────┴────────┴───────┴───────────────┘





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru