Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. № 33-148

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Рязанского района Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 8 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области Г.А.Е. в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к муниципальному образовательному учреждению Полянская средняя (полная) общеобразовательная школа муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий, оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения прокурора Рязанской областной прокуратуры Маточенковой Т.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор Рязанского района Рязанской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних учащихся МОУ Полянская общеобразовательная школа к муниципальному образовательному учреждению Полянская средняя (полная) общеобразовательная школа муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области проведена проверка исполнения Федерального закона "О безопасности дорожного движения" при осуществлении подвоза детей к образовательным учреждениям Рязанского муниципального района Рязанской области, в результате которой установлено, что муниципальное образовательное учреждение Полянская средняя (полная) общеобразовательная школа муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области осуществляет перевозку детей от места жительства к месту учебы и обратно на техническом транспортном средстве <...>.
По мнению прокурора, деятельность по перевозке детей от места жительства к месту учебы и обратно на школьном автобусе должна подлежать лицензированию в силу ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 года) "О безопасности дорожного движения", подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21 апреля 2010 года № 268, от 24 сентября 2010 года № 749).
Федеральный закон "Об образовании" не обязывает общеобразовательные учреждения обеспечивать доставку школьников к месту учебы. Исходя из смысла ч. 1 ст. 12 Закона РФ "Об образовании", перевозка детей не является частью образовательного процесса, в связи с чем, по мнению прокурора Рязанского района Рязанской области, если бы школьным автобусом не осуществлялась доставка детей к месту учебы, основная деятельность учреждения не остановилась бы.
У ответчика по делу отсутствует лицензия на осуществление перевозки детей школьным автобусом. Таким образом, невыполнение ответчиком вышеуказанных требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по мнению прокурора Рязанского района Рязанской области, нарушает права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения.
В целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью учащихся требования о проведении лицензирования на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом должны быть исполнены в строгом соответствии с действующим законодательством, и поскольку учащиеся в силу своего возраста не в состоянии сами обратиться в суд за защитой своих конституционных прав на жизнь и здоровье, прокурор обратился в суд в их интересах и просил обязать администрацию МОУ Полянская общеобразовательная школа "произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом" и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В кассационном представлении прокурор Рязанского района Рязанской области просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований прокурора, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, выразившееся в незаконном отказе суда в принятии уточненного искового заявления прокурора в порядке ст. 39 ГПК РФ, а также на наличие постановления о привлечении к административной ответственности директора школы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что МОУ Полянская общеобразовательная школа принадлежит автобус <...> для перевозки детей, приобретенный в рамках реализации программы приоритетного национального проекта "Образование" и направления его реализации "Сельский школьный автобус", которым предусматривается приобретение автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в целях обеспечения равного доступа к качественному общему образованию. На указанном автобусе осуществляется перевозка детей в количестве 6 человек из с. <...> в школу, расположенную в с. <...>, и обратно.
В исковом заявлении, предъявленном к МОУ Полянская общеобразовательная школа Рязанского района, прокурор Рязанского района Рязанской области просил обязать указанного ответчика "произвести лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом".
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона установлено, что под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Пунктом 4 этой же статьи определено, что лицензирующие органы - это уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.
Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, в соответствии с которым органом, осуществляющим лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), является Ространснадзор.
Принимая во внимание, что МОУ Полянская общеобразовательная школа не отнесена действующим законодательством к лицензирующим органам, требования прокурора о возложении на указанное учреждение обязанности "произвести лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом", не основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем не могло быть удовлетворено судом первой инстанции.
Кроме того, при рассмотрении данного дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на МОУ Полянская общеобразовательная школа не может быть возложена обязанность и по обращению за получением лицензии на указанную деятельность, поскольку в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию только деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а деятельность ответчика по осуществлению подвоза учащихся школьным автобусом в образовательное учреждение и к месту жительства является частью образовательного процесса и осуществляется юридическим лицом для собственных нужд.
Законодателем не определено понятие собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вместе с тем, такое толкование сделано судом первой инстанции с учетом анализа положений норм Закона Российской Федерации "Об образовании" и "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "Об образовании" под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях предусмотрена обязанность общеобразовательного учреждения, реализующего программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования, организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно при расстояниях свыше указанных в этом нормативном акте для обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, на специально выделенном транспорте, предназначенном для перевозки детей (п. 2.5).
С учетом этого, перевозки детей в школу и обратно осуществляются с целью реализации процесса обучения и получения ими гарантированного ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации основного общего образования, в связи с чем подпадают под понятие обеспечения собственных нужд юридического лица, предусмотренного подпунктом 24 пункта 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Такую же позицию занимает лицензирующий орган в Рязанской области, осуществляющий лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, - Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области, который считает указанную деятельность образовательных учреждений по осуществлению школьных перевозок детей на школьных автобусах не подлежащей лицензированию.
Доводы прокурора о том, что доставка детей, проживающих в удаленной от школы местности, к месту учебы и обратно является необязательной и не повлечет остановки деятельности образовательного учреждения, не основаны на нормах права и не соответствуют заявленным прокурором целям подачи настоящего иска о защите интересов несовершеннолетних учащихся МОУ Полянская общеобразовательная школа.
Другие доводы прокурора о нарушении норм процессуального права, выразившиеся в отказе суда в принятии уточненного искового заявления о прекращении перевозок детей МОУ Полянская общеобразовательная школа, не влекут отмены постановленного решения, поскольку не лишают прокурора права обратиться в суд с новым самостоятельным иском.
Ссылка прокурора на наличие вступившего в законную силу постановления мирового судьи о привлечении к административной ответственности директора Полянской общеобразовательной школы за осуществление перевозок детей без лицензии от места жительства к месту учебы и обратно, не имеет правового значения для данного дела, в связи с чем также не может являться основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия находит выводы суда по данному делу соответствующими установленным обстоятельствам, основанными на представленных участниками процесса доказательствах. Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении вопросы, правильно применил нормы материального и процессуального законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 8 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Рязанского района Рязанской области - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru