Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2011 г. по делу № А23-385/2011

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ефимовой Г.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Симаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кировской районной администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" (ИНН 4023005549, ОГРН 1024000897260), г. Киров Калужской области,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, г. Калуга,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Голубева Александра Константиновича, д. Санаторий "Нагорное", Кировского района, Калужской области,
о признании недействительным и отмене постановления от 16.11.2010 № 3960/02,
при участии судебном заседании:
от заявителя - представителя Прокошкиной А.А. по доверенности от 02.11.2010 № 1659,
от ответчика - представителя Прысева Ю.А. по доверенности от 19.01.2011 № 9д, удостоверение,
третьего лица - Голубева А.К., по паспорту,

установил:

Кировская районная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - ответчик, УФАС по Калужской области) при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Голубева Александра Константиновича о признании недействительным и отмене постановления от 16.11.2010 № 3960/02.
В судебном заседании представитель заявитель поддержал заявленные требования, мотивируя тем, что согласно Положению об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район" утвержденному постановлением Кировской районной администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" от 01.07.2004 № 641, оснований для отказа перевозчикам - Хлопенкову И.В. и Родиной Н.Н. в заключении договоров на транспортное обслуживание у Администрации не имелось. Данная позиция подтверждается письмом Кировской межрайонной прокуратуры от 09.02.2011 № 63ж-2010.
Кроме того, возможность согласования маршрутов и расписания рассматривалось на заседании комиссии по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального района "Город Киров и Кировский район" и было осуществлено в интересах населения, так как Хлопенков И.В. и Родина Н.В. предложили меньшую стоимость проезда и введение дополнительных рейсов.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Голубев А.К. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что необоснованно было согласовано увеличение количества рейсов перевозчикам Хлопенкову И.В. и Родиной Н.Н., без учета пассажиропотока.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле документы, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по Калужской области поступили заявления индивидуального предпринимателя Голубева А.К. (вх. № 2789 от 26.07.2010, от 02.09.2010 № 3416) на незаконные действия Администрации, выразившиеся в создании дискриминационных условий при организации пассажирских перевозок на территории муниципального района.
Рассмотрев данные заявления, посчитав, что изложенные в них доводы нашли свое подтверждение, приказом УФАС по Калужской области от 27.09.2010 № 219 в отношении Администрации было возбуждено дело № 02-56/2010 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованном препятствование осуществлению деятельности индивидуальным предпринимателем Голубевым А.К. при осуществлении пассажирских перевозок по пригородным маршрутам "Киров - Шайковка", "Киров - Лосиное". УФАС по Калужской области создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая 16.11.2010 признала факт нарушения Администрацией ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности предпринимателю Голубеву А.К. при осуществлении пассажирских перевозок по пригородным маршрутам "Киров - Шайковка", "Киров - Лосиное", что привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, о чем вынесено решение № 3960/02.
Не согласившись с указанным решением от 16.11.2010 № 3960/02, считая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, Кировская районная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 указанного Закона конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под признаками ограничения конкуренции согласно ч. 17 ст. 4 Закона понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Как следует из материалов дела, Администрацией по результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды в отношении транспортных средств лот № 1 - транспортное средство ПАЗ 32053-07 0000010, для осуществления перевозок по маршруту: г. Киров - д. Лосиное (количество рейсов 8), лот № 2 транспортное средство REAL-0000010 (идентификационный номер (VINZ7EU3FBHX80000206), год изготовления - 2008) для осуществления перевозок по маршруту "Киров - п. Шайковка" (количество рейсов 50 (46)), победителем конкурса признан предприниматель Голубев А.К., помимо которого в конкурсе приняли участие по лоту № 1 - индивидуальный предприниматель Родина Н.Н., по лоту № 2 - индивидуальный предприниматель Хлопенков И.В.
С индивидуальным предпринимателем Голубевым А.К. заключены договор № 1 на транспортное обслуживание населения, к которому приложением № 3 является согласованное расписание по маршрутам, договоры аренды транспортных средств от 25.06.2010 и от 16.06.2010 сроком на пять лет.
На момент объявления торгов между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Хлопенковым И.В. был заключен договор от 09.12.2009 № 1 на транспортное обслуживание населения по пригородному маршруту регулярного сообщения "Киров - Шайковка" транспортом общего пользования на территории муниципального района "Город Киров и Кировский". Срок действия договора установлен до 31.12.2010. Приложением № 1 к договору является расписание движения автомобильного транспорта по пригородному маршруту.
Количество рейсов, осуществляемых предпринимателем Хлопенковым И.В. по данному маршруту по субботам и праздничным дням, воскресеньям, полностью соответствуют требованиям конкурсной документации, количество рейсов, осуществляемых с понедельника по пятницу, отличается на 4 рейса.
Таким образом, количество осуществляемых рейсов по маршруту "Киров - Шайковка" в будние дни и воскресениям увеличилось на 58 рейсов, количество рейсов, осуществляемых по субботам и праздничным дням - на 48 рейсов.
28.06.2010 предприниматель Хлопенков И.В. обратился в адрес Администрации по вопросу согласования нового расписания движения транспортных средств по маршруту "г. Киров - п. Шайковка".
09.07.2010 между Администрацией и предпринимателем Хлопенковым И.В. подписано дополнительное соглашение к договору от 09.12.2009 № 1, согласно которому Администрация согласовала предпринимателю Хлопенкову И.В. новое расписание движения транспортных средств.
Согласно утвержденному расписанию, индивидуальный предприниматель Хлопенков И.В. увеличил количество рейсов по рабочим дням на 10 рейсов, в воскресенье на 2 рейса, кроме того, изменилось время отправки транспортных средств.
Между тем, согласно документам, представленным Администрацией в УФАС по Калужской области - приложение № 1 к акту по результатам обследования пассажиропотока, проведенного в мае 2009 года на социально значимом маршруте "Киров - Шайковка", количество пассажиров за 1 рейс по указанному маршруту составляет 22 пассажира. Согласно акту по результатам натурного обследования пассажиропотока, проведенного в апреле 2010 года, среднее количество перевезенных пассажиров за 1 рейс составляет 30 пассажиров. Обследование пассажиропотока по маршруту "Киров - Лосиное" в 2010 году не проводилось.
Основанием для согласования индивидуальному предпринимателю Хлопенкову И.В. нового расписания движения транспортных средств, как пояснил представитель Администрации, послужило то, что им предложена меньшая стоимость за проезд - 20 руб. (Голубевым А.К. - 32 руб.), количество рейсов увеличено также в интересах населения.
13.07.2010 Администрацией получено обращение предпринимателя Голубева А.К. о согласовании нового расписания движения транспортных средств по маршруту "Киров - Шайковка", в котором Голубеву А.К. было отказано (исх. от 16.07.2010 № 280), мотивируя тем, что новое расписание приведет к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя Хлопенкова И.В. и может привести к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
22.07.2010 Голубев А.К. повторно обратился в Администрацию, в том числе с просьбой согласовать новое расписание движения транспортных средств, письмом от 04.08.2010 № 208, ему также было отказано, мотивируя тем, что новое расписание повлечет за собой ущемление интересов жителей.
До проведения торгов перевозку пассажиров по маршруту "Киров - Лосиное" осуществлял индивидуальный предприниматель Голубев А.К. (договор от 04.12.2008 № 1).
15.07.2010 в адрес Администрации поступила заявка на осуществление перевозок пассажиров и багажа от индивидуального предпринимателя Родиной Н.Н.
17.08.2010 состоялось заседание комиссии по организации пассажирских перевозок согласно протоколу от 17.08.2010 № 2 индивидуальному предпринимателю Родиной Н.Н. разрешено осуществление перевозок по пригородному маршруту "Киров - Лосиное", в связи с чем 18.08.2010 между индивидуальным предпринимателем Родиной Н.Н. и Администрацией заключен договор № 3 на транспортное обслуживание населения по пригородному маршруту регулярного сообщения "Киров - Лосиное", согласовано расписание движения.
Таким образом, количества рейсов, осуществляемых на маршруте "Киров - Лосиное" увеличено на 18.
В связи с поступившим в адрес индивидуального предпринимателя Голубева А.К. письмом от Администрации сельского поселения "Село Буда" о возможности переноса времени отправления рейсов, предприниматель Голубев А.К. обратился в адрес Администрации с просьбой согласовать новое расписание движения по маршруту 29.07.2010. Также индивидуальный предприниматель Голубев А.К. обращался в адрес Администрации с просьбой согласовать новое расписание движения транспортных средств в связи с увеличением количества рейсов.
Администрацией письмом от 04.08.2010 № 298 отказано в согласовании, по мотивам, что изменение расписания движения транспортных средств повлечет ущемление интересов жителей.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Органы местного самоуправления руководствуются соответствующими федеральными законами и, в первую очередь, уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, предусматривающими, что осуществление регулярных перевозок пассажиров осуществляется по утвержденному расписанию.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на органы местного самоуправления путем установления оптимальных маршрутов движения, на организацию дорожного движения, исключающую возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий, обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан, укреплению транспортной дисциплины на предприятиях и индивидуальных предпринимателей, удовлетворению потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.
Постановлением Главы муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области от 01.07.2004 № 641 утверждено Положение по организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район". Пунктом 2.1 данного Положения установлено, что Администрация в целях изучения спроса населения на перевозки пассажиров и багажа, в том числе автомобильным транспортом общего пользования, проводит регулярные (в зимний и летний периоды) обследования пассажиропотоков с оформлением соответствующих актов; исходя из имеющегося спроса, необеспеченного муниципальным заказом на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, определяет потребность в пассажирских перевозках, осуществляемых без финансирования из средств бюджетов муниципальных образований.
При принятии решения вопросов о возможности осуществления перевозок пассажиров и багажа на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район" проводит экспертизу Администрация по представленным документам проводит экспертизу и принимает решение о возможности осуществления перевозок на маршруте (п. 2.3 Положения).
Между тем, Администрацией не приведено каких-либо убедительных доводов, основанных на соответствующих доказательствах, подтверждающих наличия (отсутствие) потребности населения во введении дополнительных рейсов и изменения расписания движения по названным маршрутам, обосновывающих согласование нового расписания Хлопенкову И.В. и согласование расписания Родиной Н.Н., а также обоснованность отказа в согласовании нового расписания Голубеву А.К.
Таким образом, действия Администрации создают препятствия по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортном для предпринимателя Голубева А.К. в нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое решение от 16.11.2010 № 3960/02, вынесено УФАС по Калужской области законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. ст. 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Г.В.Ефимова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru