АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2011 г. по делу № А23-385/2011
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Ефимовой Г.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Симаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кировской районной администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" (ИНН 4023005549, ОГРН 1024000897260), г. Киров Калужской области,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, г. Калуга,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Голубева Александра Константиновича, д. Санаторий "Нагорное", Кировского района, Калужской области,
о признании недействительным и отмене постановления от 16.11.2010 № 3960/02,
при участии судебном заседании:
от заявителя - представителя Прокошкиной А.А. по доверенности от 02.11.2010 № 1659,
от ответчика - представителя Прысева Ю.А. по доверенности от 19.01.2011 № 9д, удостоверение,
третьего лица - Голубева А.К., по паспорту,
установил:
Кировская районная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - ответчик, УФАС по Калужской области) при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Голубева Александра Константиновича о признании недействительным и отмене постановления от 16.11.2010 № 3960/02.
В судебном заседании представитель заявитель поддержал заявленные требования, мотивируя тем, что согласно Положению
об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район" утвержденному постановлением Кировской районной администрации (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" от 01.07.2004 № 641, оснований для отказа перевозчикам - Хлопенкову И.В. и Родиной Н.Н. в заключении договоров на транспортное обслуживание у Администрации не имелось. Данная позиция подтверждается письмом Кировской межрайонной прокуратуры от 09.02.2011 № 63ж-2010.
Кроме того, возможность согласования маршрутов и расписания рассматривалось на заседании комиссии по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального района "Город Киров и Кировский район" и было осуществлено в интересах населения, так как Хлопенков И.В. и Родина Н.В. предложили меньшую стоимость проезда и введение дополнительных рейсов.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Голубев А.К. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что необоснованно было согласовано увеличение количества рейсов перевозчикам Хлопенкову И.В. и Родиной Н.Н., без учета пассажиропотока.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле документы, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по Калужской области поступили заявления индивидуального предпринимателя Голубева А.К. (вх. № 2789 от 26.07.2010, от 02.09.2010 № 3416) на незаконные действия Администрации, выразившиеся в создании дискриминационных условий при организации пассажирских перевозок на территории муниципального района.
Рассмотрев данные заявления, посчитав, что изложенные в них доводы нашли свое подтверждение, приказом УФАС по Калужской области от 27.09.2010 № 219 в отношении Администрации было возбуждено дело
№ 02-56/2010 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15
Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованном препятствование осуществлению деятельности индивидуальным предпринимателем Голубевым А.К. при осуществлении пассажирских перевозок по пригородным маршрутам "Киров - Шайковка", "Киров - Лосиное". УФАС по Калужской области создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая 16.11.2010 признала факт нарушения Администрацией ч. 1 ст. 15
Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности предпринимателю Голубеву А.К. при осуществлении пассажирских перевозок по пригородным маршрутам "Киров - Шайковка", "Киров - Лосиное", что привело к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, о чем вынесено решение
№ 3960/02.
Не согласившись с указанным решением
от 16.11.2010 № 3960/02, считая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, Кировская районная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район" обратилась в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5
настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 4
указанного Закона конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под признаками ограничения конкуренции согласно ч. 17 ст. 4
Закона понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Как следует из материалов дела, Администрацией по результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды в отношении транспортных средств лот № 1 - транспортное средство ПАЗ 32053-07 0000010, для осуществления перевозок по маршруту: г. Киров - д. Лосиное (количество рейсов 8), лот № 2 транспортное средство REAL-0000010 (идентификационный номер (VINZ7EU3FBHX80000206), год изготовления - 2008) для осуществления перевозок по маршруту "Киров - п. Шайковка" (количество рейсов 50 (46)), победителем конкурса признан предприниматель Голубев А.К., помимо которого в конкурсе приняли участие по лоту № 1 - индивидуальный предприниматель Родина Н.Н., по лоту № 2 - индивидуальный предприниматель Хлопенков И.В.
С индивидуальным предпринимателем Голубевым А.К. заключены договор № 1 на транспортное обслуживание населения, к которому приложением № 3 является согласованное расписание по маршрутам, договоры аренды транспортных средств от 25.06.2010 и от 16.06.2010 сроком на пять лет.
На момент объявления торгов между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Хлопенковым И.В. был заключен договор от 09.12.2009 № 1 на транспортное обслуживание населения по пригородному маршруту регулярного сообщения "Киров - Шайковка" транспортом общего пользования на территории муниципального района "Город Киров и Кировский". Срок действия договора установлен до 31.12.2010. Приложением № 1 к договору является расписание движения автомобильного транспорта по пригородному маршруту.
Количество рейсов, осуществляемых предпринимателем Хлопенковым И.В. по данному маршруту по субботам и праздничным дням, воскресеньям, полностью соответствуют требованиям конкурсной документации, количество рейсов, осуществляемых с понедельника по пятницу, отличается на 4 рейса.
Таким образом, количество осуществляемых рейсов по маршруту "Киров - Шайковка" в будние дни и воскресениям увеличилось на 58 рейсов, количество рейсов, осуществляемых по субботам и праздничным дням - на 48 рейсов.
28.06.2010 предприниматель Хлопенков И.В. обратился в адрес Администрации по вопросу согласования нового расписания движения транспортных средств по маршруту "г. Киров - п. Шайковка".
09.07.2010 между Администрацией и предпринимателем Хлопенковым И.В. подписано дополнительное соглашение к договору от 09.12.2009 № 1, согласно которому Администрация согласовала предпринимателю Хлопенкову И.В. новое расписание движения транспортных средств.
Согласно утвержденному расписанию, индивидуальный предприниматель Хлопенков И.В. увеличил количество рейсов по рабочим дням на 10 рейсов, в воскресенье на 2 рейса, кроме того, изменилось время отправки транспортных средств.
Между тем, согласно документам, представленным Администрацией в УФАС по Калужской области - приложение № 1 к акту по результатам обследования пассажиропотока, проведенного в мае 2009 года на социально значимом маршруте "Киров - Шайковка", количество пассажиров за 1 рейс по указанному маршруту составляет 22 пассажира. Согласно акту по результатам натурного обследования пассажиропотока, проведенного в апреле 2010 года, среднее количество перевезенных пассажиров за 1 рейс составляет 30 пассажиров. Обследование пассажиропотока по маршруту "Киров - Лосиное" в 2010 году не проводилось.
Основанием для согласования индивидуальному предпринимателю Хлопенкову И.В. нового расписания движения транспортных средств, как пояснил представитель Администрации, послужило то, что им предложена меньшая стоимость за проезд - 20 руб. (Голубевым А.К. - 32 руб.), количество рейсов увеличено также в интересах населения.
13.07.2010 Администрацией получено обращение предпринимателя Голубева А.К. о согласовании нового расписания движения транспортных средств по маршруту "Киров - Шайковка", в котором Голубеву А.К. было отказано (исх. от 16.07.2010 № 280), мотивируя тем, что новое расписание приведет к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя Хлопенкова И.В. и может привести к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
22.07.2010 Голубев А.К. повторно обратился в Администрацию, в том числе с просьбой согласовать новое расписание движения транспортных средств, письмом от 04.08.2010 № 208, ему также было отказано, мотивируя тем, что новое расписание повлечет за собой ущемление интересов жителей.
До проведения торгов перевозку пассажиров по маршруту "Киров - Лосиное" осуществлял индивидуальный предприниматель Голубев А.К. (договор от 04.12.2008 № 1).
15.07.2010 в адрес Администрации поступила заявка на осуществление перевозок пассажиров и багажа от индивидуального предпринимателя Родиной Н.Н.
17.08.2010 состоялось заседание комиссии по организации пассажирских перевозок согласно протоколу от 17.08.2010 № 2 индивидуальному предпринимателю Родиной Н.Н. разрешено осуществление перевозок по пригородному маршруту "Киров - Лосиное", в связи с чем 18.08.2010 между индивидуальным предпринимателем Родиной Н.Н. и Администрацией заключен договор № 3 на транспортное обслуживание населения по пригородному маршруту регулярного сообщения "Киров - Лосиное", согласовано расписание движения.
Таким образом, количества рейсов, осуществляемых на маршруте "Киров - Лосиное" увеличено на 18.
В связи с поступившим в адрес индивидуального предпринимателя Голубева А.К. письмом от Администрации сельского поселения "Село Буда" о возможности переноса времени отправления рейсов, предприниматель Голубев А.К. обратился в адрес Администрации с просьбой согласовать новое расписание движения по маршруту 29.07.2010. Также индивидуальный предприниматель Голубев А.К. обращался в адрес Администрации с просьбой согласовать новое расписание движения транспортных средств в связи с увеличением количества рейсов.
Администрацией письмом от 04.08.2010 № 298 отказано в согласовании, по мотивам, что изменение расписания движения транспортных средств повлечет ущемление интересов жителей.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Органы местного самоуправления руководствуются соответствующими федеральными законами и, в первую очередь, уставом
автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 и Правилами
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, предусматривающими, что осуществление регулярных перевозок пассажиров осуществляется по утвержденному расписанию.
Согласно ч. 4 ст. 6
Федерального закона от 10.12.1995 № 196 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на органы местного самоуправления путем установления оптимальных маршрутов движения, на организацию дорожного движения, исключающую возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий, обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан, укреплению транспортной дисциплины на предприятиях и индивидуальных предпринимателей, удовлетворению потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.
Постановлением Главы муниципального образования "Город Киров и Кировский район" Калужской области от 01.07.2004 № 641 утверждено Положение
по организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район". Пунктом 2.1
данного Положения установлено, что Администрация в целях изучения спроса населения на перевозки пассажиров и багажа, в том числе автомобильным транспортом общего пользования, проводит регулярные (в зимний и летний периоды) обследования пассажиропотоков с оформлением соответствующих актов; исходя из имеющегося спроса, необеспеченного муниципальным заказом на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, определяет потребность в пассажирских перевозках, осуществляемых без финансирования из средств бюджетов муниципальных образований.
При принятии решения вопросов о возможности осуществления перевозок пассажиров и багажа на территории муниципального образования "Город Киров и Кировский район" проводит экспертизу Администрация по представленным документам проводит экспертизу и принимает решение о возможности осуществления перевозок на маршруте (п. 2.3
Положения).
Между тем, Администрацией не приведено каких-либо убедительных доводов, основанных на соответствующих доказательствах, подтверждающих наличия (отсутствие) потребности населения во введении дополнительных рейсов и изменения расписания движения по названным маршрутам, обосновывающих согласование нового расписания Хлопенкову И.В. и согласование расписания Родиной Н.Н., а также обоснованность отказа в согласовании нового расписания Голубеву А.К.
Таким образом, действия Администрации создают препятствия по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортном для предпринимателя Голубева А.К. в нарушение ч. 1 ст. 15
Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое решение
от 16.11.2010 № 3960/02, вынесено УФАС по Калужской области законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. ст. 167
, 170
, 176
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Г.В.Ефимова