Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2012 г. по делу № А33-11766/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 10 января 2012 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Чурилиной Е.М,
судей: Ражкова Р.А., Раздобреевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аврора"
к Правительству Красноярского края
об оспаривании в части пункта 1 Постановления от 10.02.2009 № 71-п "Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерство транспорта Красноярского края,
администрация города Норильска,
администрация города Дудинка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мирошниченко Е.В. на основании доверенности от 25.08.2011,
от ответчика: Бородавкина СВ. на основании доверенности от 09.12.2010 № 3-012505,
от Министерства транспорта Красноярского края: Савиной Н.Г. на основании доверенности от 25.10.2011 № 93,
от прокуратуры Красноярского края: Моргун О.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аврора" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Правительству Красноярского края об оспаривании пункта 1 Постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п "Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)" в части утверждения предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска в размере 22 руб. (с учетом заявления об изменении предмета требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 21.07.2011 возбуждено производство по делу.
Определением от 15.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Красноярского края, администрация города Норильска, администрация города Дудинка.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Пунктом 1 Постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п "Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)" утверждены предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска - 22 рубля, для г. Дудинки - 17 рублей. Указанное Постановление опубликовано 17.02.2009 в газете "Наш Красноярский край" № 11.
Полагая, что пункт 1 Постановления в части утверждения предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска в размере 22 руб. не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ), нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ) правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается в части пункт 1 Постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п, утвердившего предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска.
Следовательно, настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Определяя правовую природу оспариваемого в части Постановления, суд пришел к выводу о том, что оно отвечает признакам нормативного правового акта, исходя из следующего.
Согласно Постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-П ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Исходя из Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.2009 № ВАС-8738/09, приведенное определение нормативного правового акта и правовой нормы рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее по тексту - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из содержания оспариваемого в части правового акта следует, что указанный акт представляет собой официальный документ, опубликованный в печатном издании - газете "Наш Красноярский край" 17.02.2009 в № 11; устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, а именно предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам; рассчитан на многократное применение при осуществлении указанных перевозок и адресован неопределенному кругу субъектов в целях урегулирования общественных отношений в сфере предоставления населению вышеназванных услуг.
Учитывая, что оспариваемое в части Постановление от 10.02.2009 № 71-п является нормативным правовым актом, заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Аврора" требование арбитражный суд рассматривает по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим требуется одновременно наличие двух условий:


- несоответствие нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;
- нарушение нормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ определено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов.
По пунктам "а" и "з" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлена необходимость государственного регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Регулируемые государством цены (тарифы) подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации (пункт 1 Указа).
Во исполнение названного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным Перечнем перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) относятся к виду услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, включенные в вышеуказанный перечень, осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен (пункт 7 Постановления от 07.03.1995 № 239).
Пунктом 1.4 Перечня регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае (приложения 1), утвержденного Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-п "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта) (далее по тексту - Постановления от 24.09.2001 № 670-п), определено, что цены и тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам регулируются Правительством Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" (далее по тексту - Закона от 10.07.2008 № 6-1930) Правительство края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края.
По пункту 1 статьи 7 Закона от 10.07.2008 № 6-19301 в состав Правительства края входит первый заместитель Губернатора Красноярского края - председатель Правительства Красноярского края.
Пунктом 1 и подпунктом "в" пункта 2 статьи 11 Закона от 10.07.2008 № 6-1930 предусмотрено, что первый заместитель Губернатора края - председатель Правительства края возглавляет Правительство края, организует его работу и подписывает акты Правительства края.
Согласно пунктам 1, 3 и 8 статьи 15 Закона от 10.07.2008 № 6-19301 Правительство края по вопросам своей компетенции издает постановления; правовые акты Правительства края, содержащие правовые нормы, издаются в форме постановлений, подписываются первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края.
Постановление от 10.02.2009 № 71-п "Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка)" издано Правительством Красноярского края, подписано первым заместителем Губернатора края - председателем Правительства края.
С учетом изложенного, оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом в законодательно установленной форме.
Вместе с тем суд полагает, что оспариваемый в части пункт 1 Постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Методике формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края, утвержденной Постановлением Совета администрации Красноярского края от 08.02.2006 № 21-п (далее по тексту - Методика формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п), нарушает права и законные интересы заявителя, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на основании следующего.
Механизм принятия решений об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, выполняемые всеми перевозчиками, осуществляющими свою деятельность на территории Красноярского края, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, определен Порядком от 19.12.2007 № 494-п.
Абзацем 1 пункта 6 названного Порядка предусмотрено, что решение об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам принимается Правительством края на основании предложений комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Полномочия комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом установлены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Совета администрации края от 19.12.2007 № 494-п (далее по тексту - Положения).
Согласно пункту 1.3 Положения комиссия является совещательным органом, образованным в целях подготовки предложений для утверждения Правительством края предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения задачей комиссии является подготовка предложений Правительству края для принятия решений об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что принятое решение оформляется протоколом заседания Комиссии.
Согласно представленному в дело протоколу заседания комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам от 16.12.2008 № 3 с 01.01.2009 установлены предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам в г. Норильске в размере 22 руб.
Таким образом, оспариваемый в части пункт Постановления Правительства Красноярского края от 10.02.2009 № 71-п принят на основании решения комиссии по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
При этом, исходя из пояснительной записки к проекту Постановления Правительства Красноярского края "О внесении изменений в Постановление Совета администрации края от 20.12.2005 № 325-п "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск)", комиссией рассмотрены обращения администрации г. Норильска и МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта" на установление предельного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по городским маршрутам г. Норильска в размере 22 руб.
По пункту 5 Порядка от 19.12.2007 № 494-п вопрос об изменении тарифов на перевозки пассажиров и багажа рассматривается по инициативе перевозчиков или органа исполнительной власти края, к компетенции которого отнесены разработка и представление в Правительство края проектов нормативных правовых актов Правительства края в сфере государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Порядка от 19.12.2007 № 494-п тарифы на перевозки подлежат пересмотру при условии обращения перевозчиков численностью не менее половины от занимающихся данным видом перевозок на территории соответствующего муниципального образования.
По сведениям о хозяйствующих субъектах, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом по регулярным автобусным маршрутам на территории муниципального образования г. Норильск на 2009 год, пассажирские перевозки общественным автомобильным транспортом по регулярным автобусным маршрутам в 2009 году осуществлялись на территории муниципального образования город Норильск 11 перевозчиками, в том числе заявителем и МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта".
Вместе с тем, как следует из материалов дела (в том числе письма администрации г. Норильска от 15.11.2011 № 010-4646, заявления МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автомобильного транспорта" от 08.10.2008 № 970, пояснительной записки) комиссией рассмотрено обращение об установлении предельного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по городским маршрутам г. Норильска в размере 22 руб. только одного перевозчика МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта".
Таким образом, право заявителя на участие в формировании тарифа ответчиком не обеспечено, в результате чего заявитель был лишен возможности представить свое экономическое обоснование расчетов.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое в части Постановление от 10.02.2009 № 71-п издано с нарушением законодательно установленной процедуры.
Довод ответчика о пересмотре тарифа по инициативе органа исполнительной власти края, к компетенции которого отнесены разработка и представление в Правительство края проектов нормативных правовых актов Правительства края в сфере государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, что соответствует пункту 5 Порядка от 19.12.2007 № 494-п, отклоняется арбитражным судом, как противоречащий материалам дела.
Исходя из пункта 1.1 и подпункта 2 пункта 3.2 Положения о министерстве транспорта Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п (далее по тексту - Положения от 06.07.2010 № 377-п), Министерство транспорта Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, в компетенцию которого входит разработка и представление в Правительство края проектов правовых актов Правительства края в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам.
Доказательства обращения Министерства транспорта Красноярского края с заявлением об установлении предельного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по городским маршрутам г. Норильска в размере 22 руб. в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено.
Администрация г. Норильска, обращение которой было рассмотрено комиссией по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам, является органом местного самоуправления, что также противоречит условию, установленному пунктом 5 Порядка от 19.12.2007 № 494-п
По пункту 3 Порядка от 19.12.2007 № 494-п расчетный тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по городским, пригородным и междугородным маршрутам определяется на основе Методики формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п.
Согласно преамбуле Методики формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п в Методике заложены общие принципы регулирования тарифов для достижения баланса интересов потребителей услуг и автотранспортных предприятий.
По пункту 1.1. Методики формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п настоящая Методика определяет единый порядок формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края и предназначена для решения следующих задач:
- защиты экономических интересов потребителей от повышения цен (тарифов);
- достижения баланса интересов потребителей услуг (пассажиров) и услуг транспортных предприятий.
Таким образом, в основу формирования тарифа заложен принцип обеспечения баланса экономических интересов, в том числе самих перевозчиков.
Как следует из письма МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта" от 08.10.2008 № 970, адресованного Министру транспорта и связи Правительства Красноярского края, утверждению на 2009 год подлежал тариф на перевозки в размере 22 руб.
В обоснование приведенного тарифа предприятием представлены, в том числе расчет предельного тарифа с учетом динамики эксплуатационных затрат пассажирских предприятий в расчете на 1 км. пробега за период 2006-2009 год, анализ эксплуатационных затрат муниципальных пассажирских предприятий.
При этом из приведенных документов следует, что унитарное предприятие субсидируется из краевого и местного бюджетов, расчет планируемого тарифа произведен с учетом получения им указанных субсидий.
Коммерческие перевозчики, в том числе общество с ограниченной ответственностью "Аврора" субсидии из местного и краевого бюджетов не получают.
Таким образом, тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска установлен в размере 22 руб. для всех перевозчиков (в том числе коммерческих) на основании расчетов, представленных одним перевозчиком - МУП "Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта", перевозящим пассажиров по муниципальной программе пассажирских перевозок и субсидируемым из бюджета.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что установление тарифа на основании обращения одного хозяйствующего субъекта свидетельствует о возможном ограничении конкуренции, что противоречит антимонопольному законодательству.
Таким образом, оспариваемый в части пункт 1 Постановления Правительства Красноярского края не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Методике формирования тарифов от 08.02.2006 № 21-п; нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. (согласно платежному поручению от 11.07.2011 № 79).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Аврора" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 1 Постановления Правительства Красноярского края "Об утверждении предельных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам (г. Норильск, г. Дудинка) от 10.02.2009 № 71-п в части утверждения предельного тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по городским маршрутам для г. Норильска в размере 22 рубля, как не соответствующий Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Методики формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Красноярского края, утвержденной Постановлением Совета администрации Красноярского края от 08.02.2006 № 21-п.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Правительства Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аврора" 2000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить, что решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Положения нормативного правового акта, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Е.М.ЧУРИЛИНА

Судьи
И.А.РАЗДОБРЕЕВА
Р.А.РАЖКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru