Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу № А45-10731/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 октября 2011 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Тарасовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой О.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "777" к заинтересованному лицу - Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по г. Новосибирска об оспаривании решения № 3132 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г.
При участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: Грибанов П.В. по доверенности от 22.06.2011 г.
от заявителя - Нукенов А.Д. по доверенности от 17.03.2011 г.

установил:

Заявитель - общество с ограниченной "ответственностью "Винно-коньячный завод "777" обратился в Арбитражный суд Новосибирской области заявлением, с уточненным в ходе судебного разбирательства, к Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по г. Новосибирска об оспаривании решений "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г. N№ 3119, 3120, 3121, 3125, 3130, 3132, 3135.
Определениями суда от 30.06.2011 г. в настоящем производстве было оставлено требование общества с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "777" о признании недействительным решения МИФНС России № 13 по г. Новосибирска № 3132 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г.
Остальные требования были выделены в отдельные производства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений от 23.06.2011 г. Ссылаясь на нарушение налоговым органом норм процессуального права при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам за июль 2010 года, на нарушение норм материального права при вынесении оспариваемого решения, заявитель просит признать решение недействительным в полном объеме.
Отзывом от 05.09.2011 г., поддержанным в судебном заседании представителем, налоговый орган требования заявителя не признал, считает вынесенное решение законным и обоснованным, в связи с чем, просит в удовлетворении заявления отказать.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для полного и объективного рассмотрения дела:
Как следует из материалов дела, общество в 2009 году приобрело у своих поставщиков (ООО "Каспийвинпром", ЗАО "ВКК Русь", ООО ВВЗ "Альянс" российские обработанные коньяки различной выдержки для разлива в потребительскую тару с последующей реализацией. Факт приобретения налогоплательщиком подакцизного товара подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами, товарными накладными. Оплата товара (в том числе сумм акциза предъявленного при приобретении продукции) произведена в 2010 году.
25.08.2010 г. общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары за исключением табачных изделий, за июль 2010 года, согласно которой сумма акциза по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), подлежащая уплате в бюджет составила 268 406 руб., при этом сумма акциза, уплаченная при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья (раздел 2 строка 60 декларации) составляет 50 000 руб.
Проведенной камеральной налоговой проверкой "Налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий" за июль 2010 года инспекцией установлено завышение суммы вычета по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов на 42 749 руб., что повлекло неуплату налога за июль 2010 года в сумме 42 749 руб. Результаты камеральной проверки налоговой декларации зафиксированы в Акте № 4924 камеральной налоговой проверки от 23.11.2010 г., на который 30.12.2010 года налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, при участии представителя налогоплательщика (главный бухгалтер Степаненко Ю.Е.), решением № 3132 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.12.2010 г., налогоплательщику доначислен к уплате акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации в сумме 42 749, 00 руб.; в порядке статьи 75 Налогового кодекса РФ начислены пени на сумму неуплаченного акциза за период с 26.08.2010 г. по 31.12.2010 г. в сумме 1 413,57 руб.; в порядке статьи 122 Налогового кодекса РФ налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) организаций сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (п. 1 ст. 122 НК РФ) в виде штрафа в сумме 8549,80 руб.
Основанием для доначисления сумм акциза, привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о применении налогоплательщиком завышенной ставки акциза при расчете суммы налогового вычета по налоговой декларации за июль 2010 года.
В связи с изменениями, внесенными в п. 2 ст. 200 НК РФ, налоговый орган произвел перерасчет акциза исходя из ставки на спирт этиловый, установленной в п. 1 ст. 193 НК РФ в редакции, действовавшей в 2009 году (из расчета 27, 70 руб. за 1 л. безводного спирта.). Налоговый орган пришел к выводу, что в соответствии со ст. 200 НК с 01.01.2010 г. налогоплательщик имеет право на вычет по реализованной алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов в ограниченном размере, а именно в сумме 7 251 руб., а не в заявленной сумме 50 000 руб.
Вышеизложенное повлекло доначисление акциза, а также начисление пени и взыскание штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в Управление НФС России с апелляционной жалобой на решение № 3132 от 31.12.010 г., которая оставлена без удовлетворения (решение от 22.03.2011 г. № 140).
Считая, что решение № 3132 от 31.10.2010 г. является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований общество указало, что оспариваемое решение является незаконным по следующим основаниям:
1. Доначисление обществу акциза в размере 42 749 руб., начисление пени в сумме 1 413,57 руб., привлечение его к ответственности в виде штрафа в размере 8 549,80 руб. произведено налоговым органом вопреки фактическим обстоятельствам дела и положениям Конституции РФ и положениям ст. 193, 194, 198, 200, 201 Налогового кодекса РФ, поскольку инспекция исходит из того, что коньяк, приобретенный для розлива - это сырье, в связи с чем, должна быть применена ставка акциза на этиловый спирт, установленная п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения подакцизного товара.
2. Отказ в предоставлении истцу налоговых вычетов по акцизам нарушает принцип равенства налогообложения и приводит к незаконному изъятию в бюджет сумм акциза свыше ставок, установленных законом - применение к спорным правоотношениям положений пункта 2 статьи 200 НК РФ в редакции Федерального закона № 282-ФЗ означает фактическое придание этой норме обратной силы, что является недопустимым (пункт 2 статьи 5 НК РФ).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом налогообложения по акцизу.
При этом согласно положениям пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ коньяки отнесены к подакцизной алкогольной продукции.
Согласно ГОСТу Р 51618-2000 коньяк - это алкогольный напиток с объемной долей этилового спирта от 40,0% до 45,0%, с характерным букетом и вкусом, приготовленный из коньячного спирта, полученного фракционной дистилляцией специальных коньячных виноматериалов и выдержанного в контакте с древесиной дуба не менее трех лет.
Из вышеизложенных определений и характеристик коньяка однозначно следует, что в отношении этого вида алкогольной продукции применяется повышенная ставка акциза, установленная на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, размер которой на 2009 г. составлял 191 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в этой продукции.
Согласно материалам дела в 2009 году общество заключило договоры с ООО "Каспийвинпром", ЗАО "ВКК Русь" и ООО ВВЗ "Альянс" на поставку коньяка (обработанного).
Продукция, поставленная обществу по указанным договорам, использовалась для розлива в потребительскую тару с последующей реализацией.
Поставка продукции контрагентами общества подтверждена представленными в материалы дела товарными накладными, счетами-фактурами, в которых отдельной строкой выделена сумма акциза
Как следует из материалов дела оплата за товар, поставленный в 2009 году, производилась в 2010 году. Налоговый орган не оспаривает факт оплаты поставщикам в июле 2010 г. акцизов в общей сумме 50000 руб.
Согласно пункту 1 статьи 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные статьей 200 НК РФ налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные пунктами 1 - 4 статьи 200 НК РФ, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, и документов, подтверждающих уплату соответствующей суммы акциза (пункт 1 статьи 201 НК РФ).
Из приведенных норм следует, что вычеты сумм акциза по приобретенным подакцизным товарам производятся при фактической уплате налогоплательщиком сумм акциза в бюджет, оплате покупателем подакцизных товаров и при наличии соответствующих расчетных документов и счетов-фактур.
Согласно пункту 2 статьи 200 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) у налогоплательщика к вычету принималась вся сумма акциза, предъявленная ему к уплате поставщиками сырья и материалов, использованных для производства готовой продукции.
Законом № 282-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010, в пункт 2 статьи 200 НК РФ внесены изменения, согласно которым при исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, используемым в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной пунктом 1 статьи 193 НК РФ на дату приобретения такого подакцизного товара.
Пунктом 2 статьи 199 НК РФ установлено, что суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, учитываются у покупателя в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 199 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 199 НК РФ предусмотрено, что не учитываются в стоимости приобретенного, ввезенного на территорию Российской Федерации подакцизного товара и подлежат вычету или возврату в порядке, предусмотренном главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы акциза, предъявленные покупателю при приобретении указанного товара, суммы акциза, подлежащие уплате при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Указанное положение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
Положения пункта 3 статьи 199 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 200 НК РФ в новой редакции дают налогоплательщику право на применение налогового вычета по акцизу только в пределах установленных пунктом 2 статьи 200 НК РФ ограничений.
Суд считает, что Закон № 282-ФЗ, вступивший в силу в 2010 году, ухудшает положение плательщиков акцизов, поскольку ограничивает их право на налоговый вычет в отношении акцизов, уплаченных поставщикам алкогольной продукции в 2009 году (то есть до вступления закона в силу) по более высоким ставкам.
Согласно пункта 2 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулирующих законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
При таких обстоятельствах доначисление спорной суммы налога и, соответственно, пени и штрафа не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 г. по делу № А21-8237/2010.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине подлежат взысканию в пользу заявителя с налогового органа.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Новосибирской области от 31.12.2010 г. № 3132 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Новосибирской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "777" государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой апелляционный арбитражный суд (г. Томск) в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции.

Судья
С.В.ТАРАСОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru