Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2012 г. по делу № 7-71/2012

Судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя ООО "АН "К" директора К.Н.Ю. на постановление судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27.12.2011 года о привлечении ООО "АН "К" к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей,

установил:

Постановлением судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27.12.2011 года юридическое лицо - ООО "АН "К" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе законный представитель ООО "АН "К" директор К.Н.Ю. просит отменить постановление судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27.12.2011 года о привлечении ООО "АН "К" к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей, как вынесенное незаконно, необоснованно, с неправильным применением норм материального права.
Жалоба законного представителя ООО "АН "К" директора К.Н.Ю. рассматривается с участием законного представителя ООО "АН "К" директора К.Н.Ю. и представителей по доверенности К.Д.Д. и Ч.И.Н., которым разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ. Права ясны, понятны. Отводов и ходатайств не заявлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы законного представителя ООО "АН "К" директора К.Н.Ю., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ, непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 года № 176-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 3 и ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации обязаны предпринимать внутренние организационные меры в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, направленные на выявление операций подлежащих обязательному контролю и сомнительных сделок.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.
В соответствии с пп. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Из материалов дела следует, что в результате выездной проверки, проведенной с 17.10.2011 г. по 27.10.2011 г. во исполнение ООО АН "К" требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) и материалов проверки установлено следующее установлено, что ООО АН "К" (ОГРН: <...>, ИНН <...>, юридический адрес - <...>), в проверяемом периоде оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается представленными договорами на оказание услуг, согласно которым ООО АН "К" оказывает комплекс услуг по поиску потенциальных дольщиков и (или) покупателей, в том числе, для заключения договоров купли-продажи жилых и нежилых помещений в жилых домах, а также подтверждается соглашениями об информационно-консультационном обслуживании клиента, согласно которому, ООО АН "К" осуществляет информационно-консультационное обслуживание клиента по вопросам строительства, резервирования и условиям приобретения прав, порядка оформления договора купли-продажи недвижимого имущества.
01.02.2011 г. между ООО <...> (ИНН <...>) и ООО "АН "К" заключен договор оказания услуг, согласно которому, ООО "АН "К" в целях исполнения договора обязуется оказать в интересах ООО <...> комплекс услуг по поиску потенциальных дольщиков и (или) покупателей, желающих заключить договоры участия в долевом строительстве и (или) купли-продажи жилых и нежилых помещений в жилых домах.
Во исполнение указанного договора об оказании услуг между сторонами заключены акты об оказании услуг от 03.08.2011 г., согласно которым ООО "АН "К" оказал в интересах ООО <...> комплекс услуг по поиску клиентов и в результате оказанных услуг были заключены следующие договоры купли-продажи, а именно:
1). Договор купли-продажи от 14.06.2011 г. № СН-10/65-119 на сумму 3820800 рублей;
2). Договор купли-продажи от 08.06.2011 г. № СН-10/144-90 на сумму 3162200 рублей;
3). Договор купли-продажи от 12.07.2011 г. № СН-12/60-38 на сумму 4 130 400 рублей;
4). Договор купли-продажи от 21.07.2011 г. № СН-12/102-27 на сумму 4305600 рублей;
5). Договор купли-продажи от 22.08.2011 г. № СН-12/81-102 на сумму 4300800 рублей;
6). Договор купли-продажи от 17.08.2011 г. № СН-12/86-98 на сумму 3 005 600 рублей.
Сведения по вышеуказанным операциям, подлежащих обязательному контролю, ООО АН "К" в уполномоченный орган не представлены.
18.02.2011 между гр. С.А.Л., гр. С.Т.Н. (Заказчики) и ООО "АН "К" заключен договор возмездного оказания услуг, связанных с отчуждением недвижимого имущества, согласно которому ООО "АН "К" оказывает заказчику информационные и консультационные услуги по вопросам отчуждения квартиры, осуществляет поиск покупателя, организовывает подготовку проекта договора продажи квартиры.
Во исполнение указанного договора ООО "АН "К" оказало весь комплекс услуг и 23.04.2011 г. между гр. С.А.Л., гр. С.Т.Н. и гр. Г.А.А. заключен договор купли-продажи квартиры. Стоимость отчуждаемого недвижимого имущества составила по договору <...> рублей.
Учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки.
Таким образом, в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следует считать дату государственной регистрации этой сделки, и сведения об указанной сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
Сведения по указанным сделкам, подлежащим обязательному контролю, в Росфинмониторинг не представлены.
По окончании проверки уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО 28.10.2011 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "АН "К" по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, в отношении ООО "АН "К", направлены в Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода, для рассмотрения дела по существу.
Постановлением судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27.12.2011 года юридическое лицо - ООО "АН "К" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, ... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в отношении ООО "АН "К", судья Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода исследовал представленные доказательства: протокол об административном правонарушении от 28.10.2011 года, административный материал № <...>, объяснения представителя лица в отношении которого ведется дело об административном правонарушении и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и исходя из оценки доказательств пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что в действиях ООО "АН "К" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
Кроме того, обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ, законным представителем ООО "АН "К" - директором К.Н.Ю., не отрицается.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая правомерность привлечения общества к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что материалы дела об административном правонарушении содержат все необходимые доказательства возможности соблюдения обществом требований законодательства о противодействии (легализации) доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Принимая во внимание тот факт, что нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, опубликованы в официальном открытом источнике "Российская газета", у ООО "АН "К" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При таких обстоятельствах постановление судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода обоснованно привлек юридическое лицо ООО "АН "К" к ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
С доводом жалобы законного представителя ООО "АН "К" - директора К.Н.Ю. об изменении постановления в части назначенного наказания, является неправомерным, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. При этом закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Частью 4 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности.
Согласно ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самими правонарушителями, так и другими лицами.
Федеральный закон № 115-ФЗ имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового рычага противодействия экономическим преступлениям.
Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по организации и осуществлению внутреннего контроля. Внутренний контроль представляет собой деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ).
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ заключается в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов. Безразличное отношение юридических лиц, их должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам, к примеру, может создавать угрозу экономической деятельности региона, государства в целом.
Опасность правонарушений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма связана с тем, что "криминальные деньги" попадают в хозяйственный оборот, что влечет "криминализацию" экономики.
Несмотря на то, что в организации имеются утвержденные правила внутреннего контроля, а должностные лица Общества неоднократно проходили целевой инструктаж в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а, следовательно, Обществу было известно о необходимости соблюдения норм вышеуказанного законодательства, вместе с тем, ООО "АН "К" в течение длительного периода времени и до настоящего времени игнорирует соблюдение норм, установленных законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что прямо указывает на пренебрежительное отношение ООО "АН "К" к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов.
Из представленных суду документов следует, что ООО "АН "К" активно осуществляет различного рода операции с денежными средствами и иным имуществом, таким образом, осуществляет деятельность в отсутствие мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, бездействие ООО "АН "К" повлекло непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих контролю (Акт проверки от 27.10.2011 г. № 91, протокол об административном правонарушении от 28.10.2011 г. № 04-11/648/4).
Вышеизложенное подтверждает, что в течение длительного периода времени и до настоящего момента уполномоченный орган лишен возможности выполнять свои функции по анализу и проверке совершенных операций на предмет выявления их связи с легализацией преступных доходов, и финансированием терроризма, что создает реальную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку организацией не выявляются операции, подлежащие контролю, сведения в Росфинмониторинг по ним не направляются, несмотря на то, что административным органом в ходе проверки было указано на данное нарушение.
Кроме того, ООО "АН "К" является организацией с высокими рисками совершения операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, следовательно, усматривается необходимость, с точки зрения защиты охраняемых законом интересов общества, государства, немедленное устранение опасности, путем применения к ООО "АН "К" административного приостановления деятельности.
Также в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № <...> установлено, что причиной совершения административного правонарушения явилось недостаточное знание, а также неправильное применение норм действующего законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается объяснениями законного представителя ООО "АН "К" директора К.Н.Ю.
Судья Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода, при назначении наказания ООО "АН "К" принял во внимание характер и степень опасности совершенного правонарушения, при этом учел положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, из которых следует, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, факт нарушения ООО "АН "К" требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами, имеющимися в деле.
Суд, пересматривающий дело по жалобе соглашается с выводами и мотивами, изложенными судьей Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода в постановлении о привлечении ООО "АН "К" к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ применив при этом закон действующий на момент выявления правонарушения.
Довод жалобы о возможности применения при назначении наказания положений ст. 2.9 КоАП РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку, в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ посягают на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и по определению не может быть малозначительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

решил:

Постановление судьи Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27.12.2011 года о привлечении ООО "АН "К" к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей - оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "АН "К" директора К.Н.Ю. - без удовлетворения.
Копию настоящего решения выслать в адрес ООО "АН "К", законного представителя ООО "АН "К" директора К.Н.Ю., Межрегионального управления Росфинмониторинг по ПФО в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.

Судья областного суда
В.В.САМАРЦЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru