Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2012 г. № 61-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
БЕЛЕНЬКОГО АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ", ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИМ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА МАРШРУТАХ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
В ГОРОДСКОМ СООБЩЕНИИ И ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИМ
НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТ 17 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА № 1821

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение жалобы гражданина Беленького А.А.,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан заявитель, проживающий в городе Верхняя Пышма Свердловской области, оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
а) пункта 17 части 2 и части 3 статьи 70 Закона Республики Башкортостан от 4 июня 2004 года № 84-з "Об административных правонарушениях";
б) абзаца третьего пункта 6 Правил пользования городским автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении, утвержденных Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 апреля 2009 года № 1821 (приложение № 1);
в) пункта 5 и абзаца третьего пункта 6 Правил пользования городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 апреля 2009 года № 1821 (приложение № 2).
1.1. Согласно пункту 17 части 2 статьи 70 Закона Республики Башкортостан "Об административных правонарушениях" протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 30, статьей 30.1 данного Закона, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области автомобильного транспорта.
Часть 3 статьи 70 Закона Республики Башкортостан "Об административных правонарушениях" предусматривает, что перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с абзацем первым части 1, частями 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти, государственными органами.
Как считает заявитель, отсутствие в указанных законоположениях перечня должностных лиц органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ведет к нарушению принципа определенности, ясности правовой нормы, что противоречит статьям 17, 18 и 19 Конституции Республики Башкортостан.
1.2. Пункт 5 Правил пользования городским наземным электрическим транспортом предусматривает, что за "безбилетный проезд или неоплаченный провоз ручной клади в городском электротранспорте (троллейбусе и трамвае) взимается штраф с пассажира и за каждое место ручной клади. Штрафы налагаются контрольно-ревизорской службой МУП "Управление электротранспорта городского округа город Уфа РБ".
По мнению заявителя, отнесение работников транспортных организаций к числу должностных лиц, наделенных правом налагать штрафы за административные правонарушения, противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает конституционные права и свободы граждан (статьи 17, 18, 19, 20 и 55 Конституции Республики Башкортостан).
1.3. Абзац третий пункта 6 Правил пользования городским автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении и абзац третий пункта 6 Правил пользования городским наземным электрическим транспортом устанавливают, что пассажиры обязаны хранить билеты в течение всего времени проезда и предъявить их по первому требованию лиц, производящих контроль.
Заявитель полагает, что данная обязанность умаляет достоинство личности, охраняемое государством (статья 23 Конституции Республики Башкортостан).
2. В соответствии со статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 26.3 (подпункты 12, 24.1 и 39 пункта 2) Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
- организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
- определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
- установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 11.18) установлена административная ответственность за безбилетный проезд в пригородном поезде; в поезде местного и дальнего сообщения; на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения; на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий; на судне воздушного транспорта; в автобусе междугородного сообщения.
Законом Республики Башкортостан от 4 июня 2004 года № 84-з "Об административных правонарушениях", действовавшим на момент подачи конституционной жалобы, предусматривалась административная ответственность за безбилетный проезд в городском и пригородном транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах, а также маршрутных такси); на судах речного транспорта внутригородского сообщения на территории Республики Башкортостан (статья 30). Этот Закон Республики Башкортостан со дня вступления в силу Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 года № 413-з признан утратившим силу (пункт 1 статьи 16.3). При этом названным Кодексом Республики Башкортостан административная ответственность за безбилетный проезд на указанных видах транспорта не предусматривается.
3. Из содержания подпункта 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Законом Республики Башкортостан "Об административных правонарушениях" (часть 2 статьи 70) устанавливалось, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 30, статьей 30.1 настоящего Закона, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области автомобильного транспорта (пункт 17). Это соответствовало требованиям действовавших в момент принятия данного Закона Республики Башкортостан Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24 декабря 1987 года № 176, согласно которым виновные лица за нарушение правил пользования пассажирским автомобильным транспортом подвергаются штрафу, налагаемому контрольно-ревизорской службой автомобильного транспорта или органами милиции (параграфы 278 и 280). В действующих Правилах перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, предусматривается, что наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Указанные Правила называют таких лиц контролерами (пункт 82).
В части 3 статьи 70 Закона Республики Башкортостан "Об административных правонарушениях" уточнялось, что перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с абзацем первым части 1, частями 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти, государственными органами. Это свидетельствует о том, что законодатель Республики Башкортостан не воспользовался предоставленной ему федеральным законодательством возможностью установления круга должностных лиц, обладающих правом составления протоколов об административных правонарушениях, и ввел отсылочную норму, делегировав данное полномочие иным органам публичной власти.
На территории города Уфы данный вопрос - в соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 12 и 14 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", статьями 18 и 28 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 года № 3/6 - решен главой исполнительно-распорядительного органа муниципального образования - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвердившим Постановлением от 17 апреля 2009 года № 1821 Правила пользования городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 5 названных Правил право налагать штрафы за безбилетный проезд или неоплаченный провоз ручной клади в городском электротранспорте (троллейбусе и трамвае) предоставлено контрольно-ревизорской службе МУП "Управление электротранспорта городского округа город Уфа РБ".
До вступления в силу Правил пользования городским наземным электрическим транспортом на территории города Уфы применялись Правила пользования городским электрическим транспортом, утвержденные решением IX сессии Уфимского городского Совета Республики Башкортостан XXII созыва от 29 апреля 1997 года, предусматривающие, что проверка соблюдения пассажирами настоящих правил осуществляется работниками Муниципального управления электротранспорта г. Уфы (МУЭТ); требования работников МУЭТ в части выполнения настоящих правил являются обязательными для всех пассажиров; штраф за несоблюдение настоящих правил налагается органами муниципального управления горэлектротранспорта в соответствии со статьями 209, 237 Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" и органами внутренних дел (пункты 5.6 и 5.7).
Право контролеров-ревизоров, билетных контролеров, иных уполномоченных на то работников пассажирского междугородного транспорта рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов автомобильного транспорта, предусмотренное частью 2 статьи 23.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2003 года № 51-О, само по себе какие-либо конституционные права не нарушает.
Конституционный Суд Республики Башкортостан считает, что вышеприведенная правовая позиция может быть отнесена и к требованиям заявителя в силу сходства правового регулирования отношений, связанных с нарушением пассажиром обязательств по договору перевозки (статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации), использования аналогичного порядка привлечения к ответственности правонарушителей и единого механизма зачисления в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства об административных правонарушениях (статьи 41 и 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Поскольку названное решение Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, то и выраженные в нем правовые позиции не требуют дополнительного подтверждения. Это, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии неопределенности в оспариваемой норме Закона Республики Башкортостан.
То, что конституционные права заявителя по настоящему делу не нарушены сложившейся правоприменительной практикой подтверждается и принятыми по подобным его жалобам решениями органов конституционного контроля других субъектов Российской Федерации, которые осуществляют свою деятельность как на основе собственных конституций (уставов) и законодательства, так и Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В частности, Конституционный Суд Республики Татарстан Определением от 29 апреля 2011 года № 6-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беленького А.А. на основании того, что его конституционные права не нарушены нормой Закона Республики Татарстан, которая аналогична оспариваемой им норме Закона Республики Башкортостан.
4. Конституционный Суд Республики Башкортостан не может согласиться с доводами заявителя о том, что положение, устанавливающее обязанность пассажиров хранить билеты в течение всего времени проезда и предъявить их по первому требованию лиц, производящих контроль (абзац третий пункта 6 Правил пользования городским автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении и абзац третий пункта 6 Правил пользования городским наземным электрическим транспортом), не обеспечивает равенство перевозчика и пассажира, умаляет его человеческое достоинство.
4.1. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года закреплено, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
В соответствии со статьей 23 Конституции Республики Башкортостан человеческое достоинство неприкосновенно; ничто не может быть основанием для его умаления.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 мая 1995 года № 4-П, "личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2 Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов. Никто не может быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав".
По мнению Европейского Суда по правам человека, "если обращение унижает или оскорбляет лицо, свидетельствуя о неуважении или умалении человеческого достоинства, или вызывает чувства страха, тоски или неполноценности, способные повредить моральному или физическому сопротивлению лица, оно может характеризоваться как унижающее человеческое достоинство и подпадает под действие статьи 3 Конвенции" (Постановление от 21 декабря 2010 года по делу "Гладкий (Gladkiy) против Российской Федерации").
4.2. Оспариваемое положение, как видно из его предназначения, направлено на обеспечение исполнения обязательств пассажиром как стороной по договору перевозки, регулируемому статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок; заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль; контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров (часть 1 статьи 19, части 1 и 6 статьи 20).
Таким образом, положения абзаца третьего пункта 6 Правил пользования городским автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении и абзаца третьего пункта 6 Правил пользования городским наземным электрическим транспортом текстуально воспроизводят установленные гражданским законодательством, относящимся к предметам ведения Российской Федерации, положения, регламентирующие договорные отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа и не устанавливают какое-либо новое правовое регулирование. В силу этого проверка их содержания и практики применения не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан. Иное означало бы проверку конституционности и законности федеральных норм, что находится в ведении федеральных судов.
Исходя из изложенного, жалоба заявителя не может быть принята к рассмотрению ввиду неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы заявителя, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Республики Башкортостан не подведомственно.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru