Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Бурятия


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Именем Республики Бурятия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2012 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 24 МАРТА 2005 ГОДА
№ 1047-III "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА, УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА
ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ МЕР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
СПЕЦИАЛИСТАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ, РАБОТАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ,
РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА) НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ" И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ ОТ 25 МАЯ 2005 ГОДА № 176 "О ВРЕМЕННЫХ НОРМАХ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ
РАБОТНИКАМ, РАБОТАЮЩИМ И ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ",
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ М.Х.СЕРЫХ

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей Е.С.Рыковой, А.Т.Тумуровой,
с участием представителей Народного Хурала Республики Бурятия - консультанта Правового управления Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия О.М.Дондоковой, консультантов Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике И.А.Шираповой, И.И.Шпак,
представителя Правительства Республики Бурятия - главного специалиста-эксперта Государственно-правового комитета Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия Э.П.Бурюхаева,
представителей Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - Т.Д.Бадмаевой, О.Д.-Н.Дырхеевой, С.Д.Цыбиковой,
руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, частью 3 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" и постановления Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2005 года № 176 "О временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки М.Х.Серых, основанием - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Бурятия оспариваемые заявителем нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Бурятия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Т.Тумуровой, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Бурятия гражданка Серых Минзалифа Хозиевна, проработавшая в сельской участковой больнице акушером более 20 лет и в настоящее время являющаяся пенсионером, просит признать не соответствующими Конституции Республики Бурятия, ее статьям 16 и 17, Закон Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия № 1047-III), постановление Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2005 года № 176 "О временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности" (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 6 октября 2006 года № 320 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 25.05.2005 № 176 "О временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности").
Как следует из жалобы и представленных материалов, заявитель и члены ее семьи в период ее работы в сельской участковой больнице и после выхода на пенсию в 1992 году пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением. С 1 января 2005 года в соответствии с Законом Республики Бурятия № 1047-III ей предоставляется социальная поддержка в виде бесплатных коммунальных услуг (электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных действующим законодательством).
Требования заявительницы о восстановлении права на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением для нее и членов ее семьи вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 22 марта 2011 года оставлены без удовлетворения. Производство по жалобе гражданки М.Х.Серых об оспаривании положений Закона Республики Бурятия № 1047-III и постановления Правительства Республики Бурятия № 176 прекращено определением Верховного Суда Республики Бурятия от 9 августа 2011 года, в котором указывается, что имеется вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Бурятия от 2 ноября 2006 года, о том, что нормативные правовые акты Республики Бурятия, в части касающейся оплаты коммунальных услуг медицинским работникам, не противоречат федеральному законодательству.
В своем заявлении в Конституционный Суд Республики Бурятия гражданка М.Х.Серых ссылается на вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Бурятия от 24 марта 2006 года о признании недействующими части 2 статьи 3 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия", пункта 3 Временного порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 мая 2005 года № 157, и постановления Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2005 года № 176 "О временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности" и утвержденного им Положения о временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа на территории Республики Бурятия, во исполнение указанных судебных решений в нормативные правовые акты Республики Бурятия были внесены изменения в части, касающейся педагогических работников. Заявитель полагает, что она, как медицинский работник, проработавший в сельской больнице более 20 лет, также как и педагогические работники, имеет право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением. Оспариваемые нормативные правовые акты Республики Бурятия ставят медицинских работников в неравное положение с педагогическими работниками, которым данная льгота сохранена в полном объеме, и тем самым противоречат статьям 16 и 17 Конституции Республики Бурятия.
Представители Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия считают, что различия в размере и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам, в том числе отработавшим более десяти лет в сельской местности и рабочих поселках и вышедшим на пенсию после окончания работы, установлены федеральными законами.
В соответствии со статьями 3 (часть 3) и 33 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" Конституционный Суд Республики Бурятия выносит решение по предмету, затронутому в жалобе, и лишь в отношении той части оспариваемых положений, в какой они были применены в конкретном деле заявителя и затрагивают его конституционные права и свободы; при этом Конституционный Суд Республики Бурятия оценивает как буквальный смысл этих положений, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, а также сложившейся практикой его применения.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются Закон Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия", постановление Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2005 года № 176 "О временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности" в части, касающейся установления объема меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, вышедшим на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях здравоохранения.
2. Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт "ж" статьи 62 Конституции Республики Бурятия); по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия издаются в соответствии с федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты Республики Бурятия (часть 2 статьи 65 Конституции Республики Бурятия).
Республика Бурятия как социальное и правовое государство в составе Российской Федерации проводит социальную и экономическую политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 9 Конституции Республики Бурятия). Конституция Республики Бурятия гарантирует каждому право на социальное обеспечение в случаях, установленных федеральным законом и законом Республики Бурятия (часть 1 статьи 37).
Пунктом "е" статьи 61 Конституции Республики Бурятия предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации. Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж", "з" пункта 1 статьи 1 указанного Закона).
Таким образом, федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации вправе - исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статьям 62 (пункт "ж") Конституции Республики Бурятия и 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - передать субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 года № 129-О-П).
В рамках действовавшего до 1 января 2005 года правового регулирования врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением на основании статьи 59 Жилищного кодекса РСФСР, статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Жилищно-коммунальные льготы этой категории специалистов были установлены постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".
В принятом 24 декабря 1992 года Законе Российской Федерации № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ) были определены основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище. При установлении общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере введено понятие компенсации (субсидии), то есть средств, предоставляемых гражданам, в частности, в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).
Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 1) указанный Закон Российской Федерации был дополнен статьей 15.1, которой рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществление постепенной замены финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в этом Законе мер социальной защиты граждан.
Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в этой статье положениями федеральных законодательных актов, в том числе частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые должны учитываться в межбюджетных отношениях, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Перечисленные в статье 2 положения федеральных законодательных актов согласно статье 6 этого же Федерального закона подлежали применению до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.
Что касается перешедших на пенсию сельских врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала, то пункт 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" сохранял за ними и членами их семей, проживающими вместе с ними, право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составлял не менее 10 лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 625 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" вышеназванное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР признано не действующим на территории Российской Федерации. Несмотря на это, в течение 2003 и 2004 годов (до 1 января 2005 года) нормативное регулирование меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг перешедшим на пенсию работникам организаций здравоохранения, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности или рабочих поселках, осуществлялось на республиканском уровне. Так, постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 мая 2003 года № 166 утверждено Положение о нормах предоставления льготных коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа на территории Республики Бурятия (далее - Положение). В пункте 1.2 Положения указывалось, что оно распространяется на квалифицированных медицинских работников и проживающих с ними членов семьи, а пункт 1.5 устанавливал, что право на льготы, установленное настоящим Положением, сохраняется для вышедших на пенсию работников, имеющих стаж работы по специальности в сельской местности не менее 10 лет.
С 1 января 2005 года в Республике Бурятия в рамках полномочий, предоставленных статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", было введено собственное законодательное регулирование предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в населенных пунктах в сельской местности на территории Республики Бурятия. Законом Республики Бурятия № 1047-III право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, перешедшим на пенсию, было сохранено. Так, в части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия № 1047-III указанным лицам, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях здравоохранения, предусмотрены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг наряду с лицами, указанными в пунктах 2 - 5 части первой настоящей статьи.
Из изложенного следует, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, в том числе отработавшим в медицинских организациях в сельской местности не менее 10 лет и перешедшим на пенсию, оказывались на территории Республики Бурятия, начиная с 1968 года.
3. До 1 января 2005 года, то есть до введения в действие Закона Республики Бурятия № 1047-III, размеры предоставляемых мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг медицинским работникам определялись в соответствии с Положением о нормах предоставления льготных коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа на территории Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 мая 2003 года № 166.
Кроме этого, в соответствии с постановлением Совета Министров Бурятской АССР и Областного Совета профессиональных союзов от 24 января 1968 года № 24 "Об установлении средних норм по предоставлению коммунальных услуг квалифицированным работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" (действовавшим до принятия постановления Правительства Республики Бурятия от 6 мая 2003 года № 166) были установлены средние нормы по бесплатному предоставлению квартир и коммунальных услуг. При этом указывалось, что бесплатное предоставление квалифицированным работникам квартир с отоплением и освещением предоставляется в пределах установленных норм жилой площади. В случаях, когда работники занимают излишнюю жилую площадь, стоимость отопления и освещения в пропорциональной части по излишней жилой площади оплачивалась самим работником.
Статья 3 Закона Республики Бурятия № 1047-III устанавливает, что лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в том числе медицинским и фармацевтическим работникам, вышедшим на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях здравоохранения, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с утвержденными нормативами.
Таким образом, после введения Республикой Бурятия собственного законодательного регулирования мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг некоторым категориям специалистов, работающим и проживающим в сельской местности на территории Республики Бурятия, размеры ее предоставления существенно не изменились.
Что касается сохранения для этой категории граждан мер социальной поддержки, предоставлявшихся Российской Федерацией до 2003 года на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", то действие данного нормативного правового акта было признано не действующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 625 "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год", то есть до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривающего передачу полномочий по установлению мер социальной поддержки, в том числе сельским медицинским работникам, тем органам, в ведении которых они находятся (пункт 50 статьи 35), и устанавливающего в статье 153 гарантии того, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Вместе с тем согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного этапа адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 19-П, определение от 3 октября 2006 года № 471-О).
Таким образом, Закон Республики Бурятия № 1047-III, сохраняющий при переходе на пенсию за медицинскими и фармацевтическими работниками, отработавшими не менее 10 лет в соответствующих организациях в сельской местности, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, соответствует требованиям конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, не нарушает конституционных прав граждан и не противоречит Конституции Республики Бурятия.
4. В целях реализации Закона Республики Бурятия от 27 ноября 2006 года № 1984-III "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" Правительством Республики Бурятия принято постановление от 31 января 2007 года № 20, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа на территории Республики Бурятия.
Из содержания названного Порядка следует, что для педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, при условии, что они отработали в учреждениях образования в сельской местности не менее 10 лет, предусмотрена большая по объему мера социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Правовое регулирование социальной защиты граждан - компетенция федерального законодателя, который, располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты и выборе критериев их дифференциации, во всяком случае, связан конституционным принципом равенства, предполагающим, что при равных условиях субъектам права должны обеспечиваться одинаковые гарантии социальной защиты. Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, данный принцип не исключает дифференциацию правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, если критерии такой дифференциации объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 октября 2000 года № 13-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, определения от 27 июня 2005 года № 231-О, от 1 декабря 2005 года № 428-О).
В рамках правового регулирования социальной защиты специалистов, работающих в сельской местности, Республика Бурятия, реализуя предоставленные полномочия, предусмотрела в Законе Республики Бурятия № 1047-III и принятых на его основе нормативных правовых актов Республики Бурятия меры социальной поддержки пенсионеров из числа специалистов, проработавших в сельской местности более 10 лет. Согласно статье 2 названного закона к сельским специалистам, для которых предусмотрены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, медицинские и фармацевтические работники, работники культуры и искусства, социальные работники и специалисты государственной ветеринарной службы. Избрав в качестве общих объединяющих критериев работу в сельских организациях, финансируемых из республиканского и муниципального бюджетов, а также период работы в них не менее 10 лет, законодатель - с учетом специфики регулирования правового статуса педагогических работников, которым действующим Федеральным законом "Об образовании" предусмотрена льгота в виде бесплатной жилой площади с освещением и отоплением, которая сохраняется для тех, кто проработал более 10 лет в сельской местности, вышел на пенсию непосредственно по окончании работы в этих организациях, - отказал распространить этот объем меры социальной поддержки на других специалистов, указанных в статье 2 оспариваемого Закона Республики Бурятия № 1047-III. Несмотря на схожие условия, в которых находятся перешедшие на пенсию специалисты, проживающие в сельской местности, педагогические работники, работающие в учреждениях образования в сельской местности, проживающие там, в том числе вышедшие на пенсию, в случае, если они отработали более 10 лет, выделены в самостоятельную категорию лиц, подлежащих социальной защите, что обусловлено особым характером и механизмом оказания социальной поддержки, установленным федеральным законом, с одной стороны, с другой - финансовыми возможностями Республики Бурятия.
Установленные в настоящее время в Республике Бурятия нормы предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам (за исключением педагогических работников), работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа на территории Республики Бурятия, как это следует из названия нормативного правового акта, носят временный характер. В дальнейшем, нормы предоставления мер социальной поддержки всех специалистов, работающих в сельской местности, могут быть пересмотрены с тем, чтобы добиться увеличения их размера и достижения для всех категорий сельских специалистов равных условий предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Особенно это касается тех специалистов, которые отработав не менее десяти лет в организациях, финансируемых из республиканского и местного бюджетов, расположенных в сельских населенных пунктах, вышли на пенсию до 1 января 2005 года, когда условия назначения пенсионного обеспечения для всех работников бюджетной сферы носили, в целом, одинаковый характер. Однако данный вопрос отнесен к полномочиям законодательного органа Республики Бурятия.
Таким образом, Закон Республики Бурятия № 1047-III, предусматривая размер и условия предоставления меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов, устанавливающий исключение для педагогических работников образовательных учреждений, не может рассматриваться как нарушающий закрепленный в Конституции Республики Бурятия принцип равенства (статья 17, части 1 и 2) и гарантированные ее статьей 37 (часть 1) социальные права граждан, в том числе пенсионеров, отработавших не менее десяти лет в медицинских организациях в сельской местности и вышедших на пенсию до 1 января 2005 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 66 и 88 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать Закон Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там и пенсия им была назначена непосредственно по окончании работы в организациях здравоохранения, не противоречащим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 16 и 17.
2. Признать постановление Правительства Республики Бурятия от 25 мая 2005 года № 176 "О временных нормах предоставления коммунальных услуг квалифицированным работникам, работающим и проживающим в сельской местности" в части, касающейся медицинских работников, вышедших на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в организациях здравоохранения, не противоречащим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 16 и 17.
3. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно части 1 статьи 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный Суд
Республики Бурятия





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru