УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2012 г. № 11-14/02467@
О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2011 ГОД
УФНС России по Волгоградской области, рассмотрев запрос ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда о представлении в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год субъектами малого предпринимательства, некоммерческими организациями, сообщает следующее.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2
Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", абз. 2 п. 4
Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).
С 2011 года бухгалтерская отчетность составляется и представляется по формам, утвержденным приказом
Минфина России от 02.07.2010 № 66н. При этом детализацию показателей по статьям отчетов организации определяют самостоятельно (п. 3
приказа № 66н).
Организации - субъекты малого предпринимательства формируют промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном объеме форм. При этом в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках такие организации включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках они приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6
приказа № 66н).
Пункт 85
Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями), позволяет малым предприятиям ограничить объем годовой бухгалтерской отчетности только лишь балансом и отчетом о прибылях и убытках.
Кроме этого, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
, Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
, приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
, пояснительную записку.
Субъекты же малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
, Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
, приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
при отсутствии соответствующих данных.
При организации бухгалтерского учета малые предприятия используют Типовые рекомендации
по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).
Данные Рекомендации
разработаны в соответствии с Федеральным законом
"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).
При составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации должны руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, Положением
по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н, Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией
по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, приказом
Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Пунктом 1 ст. 13
Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ) определено, что все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
При этом п. 2 названной статьи
Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными правовыми актами; пояснительной записки. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств.
Приказом
Минфина России от 02.07.2010 № 66н, в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках утвержден отчет
о целевом использовании полученных средств, включаемый в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Иным некоммерческим организациям указанным приказом
рекомендовано применять форму отчета
о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.
Исходя из ПБУ
4/99, некоммерческие организации не обязаны в составе бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.
В соответствии с Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств разрешается не представлять некоммерческим организациям. В случае, когда составление, и (или) представление, и (или) публикация данного отчета предусмотрены законодательством Российской Федерации, а также когда организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета, отчет о движении денежных средств составляется с учетом особенностей классификации денежных потоков некоммерческой организацией применительно к правилам, установленным Положением
по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), утвержденным приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н, и применительно к форме
, утвержденной в составе приложения № 2 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Заместитель руководителя
советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
1 класса
О.Ю.ВЫШЕМИРСКИЙ