Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 сентября 2011 г. по делу № 33-2128/2011

Судья Васина Е.Д.

г. Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Жиляева С.В.,
судей Силаевой Н.Л., Казанцевой Н.К.
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Казанцевой Н.К. дело по кассационной жалобе В.Т. и В.В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 22 января 2008 г. по делу по их искам к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Главному Управлению МЧС России по Калужской области и министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области о признании права на социальные гарантии,

установила:

В.Т. и В.В. 30 января 2008 г. обратились в суд с исками к Главному Управлению МЧС России по Калужской области и министерству труда, занятости и социальных выплат Калужской области о признании права на социальные гарантии, указав, что они длительное время проживали на территории Восточно-Казахстанской области Казахской ССР в г. Усть-Каменогорске (в настоящее время Республика Казахстан), являющейся зоной повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 бэр. В связи с этим 21 февраля 2007 г. они обратились к ответчикам о внесении их в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и выдаче им удостоверений, подтверждающих право истцов на соответствующие меры социальной поддержки, в чем им было отказано. Истцы просили признать их подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, обязав министерство труда, занятости и социальных выплат Калужской области внести необходимые сведения в соответствующий реестр учета граждан, а МЧС Российской Федерации выдать им удостоверение единого образца, подтверждающее право на льготы, установленные Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а также признать право истцов на социальные гарантии в соответствии с указанным Федеральным законом.
В судебном заседании истцы поддержали свои требования.
Представитель ответчика Главного Управления МЧС России по Калужской области иски не признал.
Представители ответчиков МЧС России и министерства труда, занятости и социальных выплат Калужской области, будучи извещенными судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в представленных отзывах иски не признали.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 22 января 2008 г. в удовлетворении исковых требований было отказано.
На решение истцами подана кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что истец В.В. с 29 ноября 1961 г. по 11 октября 1967 г. и с 15 марта 1971 г. по 5 сентября 1986 г., а истица В.Т. в период с 1 января 1949 г. по 19 мая 1952 г., с 14 июля 1952 г. по 22 августа 1967 г., с 21 июля 1971 г. по 30 октября 1986 г. и с 19 октября 1990 г. по 31 декабря 1990 г., а проживали в г. Усть-Каменогорске Казахской ССР (в настоящее время Республика Казахстан), относившегося к зоне повышенного радиационного воздействия с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 бэр (л.д. 11, 56). Согласно справке № <...>, выданной 1 марта 2011 г. Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, суммарная эффективная эквивалентная доза истицы составляет 0,32 Зв (з2,8 сЗв), учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска.
Истцы 21 февраля 2007 г., представив выданные им отделом занятости социальных программ г. Усть-Каменогорска справки о том, что г. Усть-Каменогорск относился к зоне повышенного радиационного риска, обратились к ответчикам, в частности в министерство труда, занятости и социальных выплат Калужской области, о выдаче им соответствующих удостоверений и предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", в чем им было отказано (л.д. 13, 14, 58, 59).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Распоряжением Правительства от 15 марта 1995 г. № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., в котором отсутствует указание на г. Усть-Каменогорск, где проживали истцы.
Суд, исходя из того, что указанным Перечнем населенных пунктов бывшей Казахской ССР не предусмотрен г. Усть-Каменогорск среди населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Однако с таким решением суда согласиться нельзя.
Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 1 декабря 1997 г. № 18-П и от 19 июня 2002 г. № 11-П применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 декабря 2007 г. "По жалобе Ермакова С.Л. на нарушение его конституционных прав частью 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", приведенная выше правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства, установив, что меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, - направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Вместе с тем само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" не исключает предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 г., проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, учитывая, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, статус которого определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.
Принимая во внимание изложенное, а также имеющиеся в деле доказательства, в частности справки, выданные истцам отделом занятости социальных программ г. Усть-Каменогорска Республики Казахстан, подтверждающие то, что истец В.В. с 29 ноября 1961 г. по 11 октября 1967 г. и с 15 марта 1971 г. по 5 сентября 1986 г., а истица В.Т. в период с 1 января 1949 г. по 19 мая 1952 г., с 14 июля 1952 г. по 22 августа 1967 г., с 21 июля 1971 г. по 30 октября 1986 г. и с 19 октября 1990 г. по 31 декабря 1990 г., проживали в г. Усть-Каменогорске Казахской ССР (в настоящее время Республика Казахстан), который в период проживания истцов относился к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 бэр, а также справку № <...>, выданную 1 марта 2011 г. Научно-исследовательским институтом радиационной медицины и экологии Министерства Республик Казахстан суммарная эффективная эквивалентная доза истицы составляет 0,32 Зв (з2,8 сЗв), с решением суда об отказе в удовлетворении исковых требований нельзя согласиться, и оно подлежит отмене, поскольку выводы суда об отсутствии оснований для предоставления истцам мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", не соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, отменяя решение суда, полагает возможным вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, учитывая и то, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что в настоящее время обязанности, которые ранее выполнялись министерством труда, занятости и социальных выплат Калужской области, переданы министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
Руководствуясь ст. 361, п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 362, 363, 366 ГПК Российской Федерации,

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 22 января 2008 г. отменить.
Вынести по делу новое решение.
Признать с 21 февраля 2007 г. право В.В. на получение мер социальной поддержи, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Обязать министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области внести сведения о В.В. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать В.В. удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 1 и п. 2 ст. 4.1. Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", как получившему суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр).
Признать право В.Т. на получение мер социальной поддержи, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Обязать министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области внести сведения о В.Т. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать В.Т. удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 1 и п. 1 ст. 4.1. Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", как получившей суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения превышающую 25 сЗв (бэр).

Председательствующий:

Судьи:





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru