Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2012 г. по делу № А33-3206/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 января 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Раздобреевой И.А.,
судей: Крицкой И.П., Фролова Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (ОГРН 1062459010030) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ОГРН 1082468034197)
о признании недействующим Приказа от 17.11.2010 № 153-т,
при участии:
представителей заявителя: Васильева Я.Ю. на основании доверенности от 10.02.2011 № 53, Стрельниковой А.В. на основании доверенности от 10.02.2010 № 49, Ефановой Н.А. на основании доверенности от 05.04.2011.
представителей ответчика: Базарной Т.В. на основании доверенности от 20.09.2011 № 035/д, Евпатовой М.В. на основании доверенности от 26.04.2011 № РА-1675, Емельянова В.В. на основании доверенности от 20.09.2011 № 034/д (до перерыва), Вегеля В.Ф. на основании доверенности от 06.04.2011 (после перерыва),
представителя прокуратуры Красноярского края: Марченко И.В. на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Киселевич Д.В. (до перерыва), Циммерман М.А. (после перерыва),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - общество "СВР", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство ЖКХ, ответчик) о признании недействующим Приказа от 17.11.2010 № 153-т "Об установлении тарифа на холодную воду для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" г. Шарыпово (с учетом заявления об изменении предмета заявленных требований от 06.06.2011).
Решением суда от 11.07.2011 заявленные требования удовлетворены, оспариваемый Приказ признан недействующим.
Постановлением суда кассационной инстанции от 06.10.2011 решение суда первой инстанции от 11.07.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании заявитель требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.
Ответчик против удовлетворения требований возражал, считая, что министерством ЖКХ тариф установлен в границах предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов, при проведении экспертизы был проведен анализ финансовых потребностей для реализации заявителем производственной программы, проверка правильности расчета предлагаемых тарифов и оценка доступности для потребителей, расходы на оплату труда определены с учетом фактического объема фонда оплаты труда организации в последнем периоде регулирования.
Ответчиком представлены в материалы дела дополнительные доказательства.
Представитель прокуратуры Красноярского края считает позицию заявителя обоснованной, тариф на холодную воду для общества "СВР" установленным без учета фактических затрат на оплату труда и размера прибыли, подлежащей учету при установлении тарифа, просил требования заявителя удовлетворить.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество "СВР" письмом от 27.04.2010 № 345 представило в министерство ЖКХ материалы для согласования производственной программы и расчеты для утверждения тарифа на услугу водоснабжения на период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Письмом от 06.10.2010 № 1103 обществом "СВР" представлены в министерство ЖКХ дополнительные документы, связанные с согласованием производственной программы и утверждением тарифа на 2011 год.
Письмом от 14.10.2010 № 221-3206 в связи с уточнением объемов водопотребления по филиалу "Березовская ГРЭС" ОАО "ОГК-4" и расчетов по объему воды, теряемой при транспортировке, в орган регулирования представлена уточненная производственная программа на период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 17.11.2010 № 153-т для общества "СВР" на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 согласована производственная программа, в которой объем поднимаемой воды на 2011 год определен в размере 5344, 46 тыс.куб.м., объем воды, который теряется при транспортировке, определен в размере 565 тыс.куб.м., объем реализации воды в количестве 4765,86 тыс.куб. м. и установлен тариф на услугу водоснабжения в размере 23,13 руб. за куб. м. с учетом НДС.
Считая, что согласованная Министерством ЖКХ производственная программа и утвержденный тариф на услугу водоснабжения на 2011 год являются экономически необоснованными, а Приказ от 17.11.2010 № 153-т не соответствует законам и нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявитель считает, что оспариваемый нормативный акт не соответствует пунктам 2, 5 части 1 статьи 3, части 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), пункту 27 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2088 № 520 (далее - Основы ценообразования), Методическим рекомендациям по формированию тарифов (цен) на услуги систем водоснабжения и водоотведения в Красноярском крае, утвержденным Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации Красноярского края от 29.10.2004 № 94-п.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;


7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Согласно части 4 статьи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса:
1) определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
2) устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
3) согласовывают производственные и дают заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;
4) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
5) публикуют информацию о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций и т.д.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Нормами статьи 9 урегулирован также порядок разработки, проверки обоснованности и согласования производственной программы, в т.ч. определены случаи и основания выдачи органом регулирования предложений по е изменению и возвращению для устранения выявленных несоответствий.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9).
Принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяются Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 18 Основ ценообразования, для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса принимается органом регулирования.
Как следует из протокола № 4 заседания комиссии по установлению тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод на 2011 год, от 16.11.2010, для расчета тарифа на холодную воду для общества "СВР" принят метод установления фиксированных тарифов.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования при методе установления фиксированных тарифов для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация;
5) прочие затраты.
Пунктами 26 - 27 Основ ценообразования определены расходы, составляющие материальные затраты, затраты на оплату труда, а также указано, что в расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.
Согласно уточненной производственной программе заявителя, стоимость 1 куб. м. воды должна составлять 24,52 руб. за куб. м. без учета НДС. Приказом Министерства ЖКХ от 17.11.2010 № 153-т для общества "СВР" на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 установлен тариф на услугу водоснабжения в размере 23,14 руб. за куб. м. с учетом НДС.
При этом, согласно утвержденному Министерством ЖКХ расчету финансовых потребностей для реализации производственной программы и расчету тарифа на холодную воду на 2011 год для общества "СВР" (т.1, л.д. 130-134), ответчиком уменьшены затраты, учитываемые при установлении тарифа, в т.ч. на материалы с 1488,09 тыс. руб. (предложение организации) до 1277, 17 тыс. руб. в связи с изменением объема воды, поданной в сеть, затраты на оплату труда основного персонала с 8140,73 тыс. руб. до 5714, 95 тыс. руб., затраты на оплату труда ремонтного персонала с 4205,5 тыс. руб. до 2980,22 тыс. руб., затраты на оплату труда цехового персонала с 10467,4 тыс. руб. до 9335,91 тыс. руб. (затраты учтены на уровне ожидаемых фактических данных за 2010 год с применением индексов 1,0089 (повышение ФОТ с декабря 2010 на 10,7%) и 1,137; валовая прибыль с 10620.3 тыс. руб. до 1786 тыс. руб. (затраты снижены в целях снижения тарифа) и другие виды затрат. По результатам указанного расчета рост тарифа к тарифу 2010 года составил 106,3%.
Приказом Министерства ЖКХ от 15.11.2010 № 17-т установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2011 год, в соответствии с которым предельный индекс максимально возможного изменения тарифов для г. Шарыпово составляет 114,2%.
Заявитель, оспаривая Приказ № 153-т, считает, что орган регулирования необоснованно не учел заявленные обществом "СВР" расходы на оплату труда, неверно определил размер прибыли заявителя, не обосновал, что учет указанных затрат в представленном заявителем размере привел бы к превышению предельного индекса максимально возможного изменения тарифов.
Доказывая обоснованность затрат на оплату труда, заявитель ссылается на нарушение органом регулирования требований пункта 27 Основ ценообразования, согласно которому для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования.
Как следует из представленной обществом "СВР" для утверждения тарифа информации по затратам на оплату труда, включенным в тариф на 2010 год и фактическому исполнению за 2010 год по данной статье затрат, фонд оплаты труда был утвержден на 2010 год в размере 29784,87 тыс. руб., фактически было выплачено за 2010 год 30155,4 тыс. руб., что опровергает вывод Министерства ЖКХ при согласовании расчета тарифа на 2011 год о том, что ожидаемые фактические затраты организации ФОТ основных рабочих составляют 72,8% от затрат, принятых в тарифе 2010 года (протокол заседания комиссии по установлению тарифа № 4 от 16.11.2010).
Согласно расчету расходов на оплату труда, подлежащих включению в тариф на 2011 год, представленному в Министерство ЖКХ письмом от 27.04.2010 № 345, фонд оплаты труда составит по данным заявителя 67191,1 тыс. руб. Указанный расчет составлен обществом "СВР" с учетом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, продленного на период с 01.01.2011 по 01.01.2014, согласно которому базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда с 01.01.2011 установлена в размере не ниже 4200 руб., а также установлено включение в состав расходов на оплату труда премий за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности в размере не менее 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда.
Обязательность отраслевого тарифного соглашения, а также учет фактического объема оплаты труда при расчете расходов на оплату труда, включаемых в расчет тарифа, прямо предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования.
Заявителем в материалы дела представлено аудиторское заключение, согласно которому проведен анализ экономической обоснованности размера расходов на оплату труда, включенных обществом "СВР" в расчет тарифа на услуги холодного водоснабжения на 2011 год.
При проведении указанного анализа аудиторская фирма исходила, в том числе из требований Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, продленном на три года с 01.01.2011 по 01.01.2014. По итогам анализа аудиторская фирма пришла к выводу, что расчет размера расходов на оплату труда для включения в тариф на 2011 произведен с соблюдением условий, определенных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, в расходы на оплату труда не включены экономически необоснованные расходы, не предусмотренные действующим законодательством.
Возражения ответчика о том, что обществом ежегодно не выполнялись плановые затраты по оплате труда, учитываемые при установлении тарифов, в связи с чем принято решение затраты на оплату труда сформировать с учетом ожидаемого фактического фонда оплаты труда за 2010 год, опровергается представленной заявителем информацией по затратам на оплату труда, включенным в тариф на 2010 год и фактическому исполнению за 2010 год. Ответчиком, в свою очередь, доказательства в обоснование заявленного довода о невыполнении плановых затрат по оплате труда, не представлены. Снижение объема реализации холодной воды, на которое ссылается ответчик, не может служить основанием для уменьшения затрат на оплату при формировании тарифа, т.к. противоречит пункту 27 Основ ценообразования.
Выявленные в ходе проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества "СВР" (справка от 09.12.2011) факты неиспользования планового фонда оплаты труда в 2010 году и за 9 месяцев 2011 года не являлись основанием для определения министерством ЖКХ в ноябре 2010 года размера затрат по оплате труда при установлении тарифа, указанный мотив принятия решения не отражен в протоколе заседания органа регулирования, как предусмотрено пунктом 17 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 (далее - Правила регулирования тарифов).
Анализ затрат на оплату труда в порядке, предусмотренном пунктом 16 указанных Правил регулирования тарифов, позволяющий установить действительный размер затрат, не проводился.
Представленной справкой о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности общества "СВР" от 09.12.2011 ответчик пытается подтвердить завышение заявителем расходов, связанных с оплатой труда, при установлении тарифа. Вместе с тем, данная справка не доказывает обоснованность принятого министерством ЖКХ размера затрат по оплате труда, в связи с чем невозможно сделать вывод об экономической обоснованности утвержденного тарифа.
Также заявитель указывает на неправомерность уменьшения размера валовой прибыли, принимаемой при установлении тарифа, ссылаясь на обоснованность включения в расчет расходов на приобретения транспорта, необходимого для осуществления основного вида деятельности; на поощрение работников общества "СВР" в соответствии с положениями коллективного договора; покрытием расходов на уплату процентов за банковский кредит, полученный в целях финансирования расходов, связанных с приобретением на торгах помещений производственной лаборатории, осуществляющей контроль за качеством питьевой воды; включением в расчет резерва сомнительных долгов; дохода на инвестиционный капитал; расходов на уплату налога на прибыль.
Из протокола заседания комиссии по установлению тарифов от 16.11.2010 № 4 и расчета финансовых потребностей для реализации производственной программы, согласованного Министерством ЖКХ следует, что затраты снижены с 10620,3 тыс.руб. до 1786 тыс. руб. в целях снижения тарифа; учтены затраты организации по программе энергосбережения в размере 1228,8 тыс.руб. и 200 тыс. руб. на развитие производства, а также расходы на уплату налога на прибыль в сумме 357,2 тыс.руб.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования в расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.
Основы ценообразования не раскрывают механизм учета при установлении тарифа расходов, осуществляемых за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса, пункт 4 Основ при решении вопроса о правилах расчета тарифов и надбавок отсылает к методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемых Министерством регионального развития Российской Федерации.
Методическими рекомендациями по формированию тарифов (цен) на услуги систем водоснабжения и водоотведения в Красноярском крае, утвержденными Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации Красноярского края от 29.10.2004 № 94-п, действовавшими в момент принятия оспариваемого Приказа, предусмотрено, что величина прибыли при определении тарифов (цен) на воду определяется на основе расчетной прибыли организации водопроводно-канализационного хозяйства путем определения по составляющим, учитываемым в прибыли, но не более 15 процентов от себестоимости услуг. Основой для расчета прибыли является согласованная с собственником имущества предприятия инвестиционная программа.
При расчете прибыли учитываются налоги, уплачиваемые за счет прибыли, прибыль на развитие производства, прибыль на социальное развитие, прибыль на прочие цели.
Расчет потребности организаций водопроводно-канализационного хозяйства в финансовых средствах на производственное, научно-техническое и социальное развитие производится с учетом всех источников финансирования на основании принятых в установленном порядке производственной и инвестиционной программ.
Как установлено Федеральном законом № 210-ФЗ, принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, а также полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность столь значительного уменьшения включенной заявителем в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы прибыли, мотивы принятия соответствующего решения протоколе заседания органа регулирования от 16.11.2010 № 4 не отражены. Экспертиза, включающая в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной программы, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, как это установлено пунктом 16 Правил регулирования тарифов, ответчиком не проводилась.
Проведение специалистами отдела экспертизы и регулирования тарифов министерства ЖКХ анализа финансовых потребностей заявителя для реализации производственной программы, проверки правильности расчета предлагаемых тарифов и оценки доступности для потребителей, на которые в ходе рассмотрения дела ссылались представители ответчика, документально не оформлено и в материалы дела не представлено, в связи с чем проверить обоснованность данного довода, и, соответственно, экономическую обоснованность установленного тарифа, не представляется возможным.
Вместе с тем, пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы на услуги, указанные в пункте 1 настоящего Постановления, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг и с учетом методических рекомендаций, указанных в подпункте "а " пункта 2 настоящего Постановления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размер прибыли, учитываемой при установлении тарифа, снижен Министерством ЖКХ произвольно, без учета требований Федерального закона № 210-ФЗ и Основ ценообразования.
Суд считает документально не подтвержденным довод ответчика о необходимости снижения затрат в целях снижения тарифа. Как указано выше, предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на 2011 год для г. Шарыпово составил 114,2%, при этом рост тарифа на холодную воду в соответствии с Приказом № 153-т от 17.11.2010, составил 106,3%, т.е. значительно ниже установленного предельного индекса. Причин, допускающих рост тарифа в размере не более 106,3%, орган регулирования не назвал, соответствующих доказательств не представил.
Кроме того, суд считает заслуживающим внимания довод заявителя о том, что в 2011 году общество "СВР" снабжало холодной водой три муниципальных образования: Холмогорский сельсовет - в объеме 2 803,9 тыс. куб. м.(58,8% от общего объема), Родниковский сельсовет - в объеме 130 тыс. куб. м.(2,7 % от общего объема), город Шарыпово - в объеме 1 832 тыс. куб. м.(38,5% от общего объема), в связи с чем министерство ЖКХ неправомерно руководствовалось предельным индексом максимально возможного изменения установленных тарифов 114,2%, установленным для г. Шарыпово, а должно было руководствоваться индексом, установленным Приказом ФСТ от 28.19.2010 № 267-э/2 в среднем по Красноярскому краю в размере 120%.
Довод ответчика о том, что оспариваемый Приказ признан утратившим силу согласно Приказу Министерства ЖКХ от 25.08.2011 № 273-т, в связи с чем требования заявителя не могут быть удовлетворены, отклоняется судом на основании следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 № 182-О указал, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Утверждение экономически необоснованного тарифа создает препятствия для общества "СВР" при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку не покрывает все расходы общества для выполнения производственной программы, в том числе в период действия оспариваемого Приказа, в связи с чем оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права заявителя.
На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим, нарушающим права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
- о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
- о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" удовлетворить.
Признать Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 17.11.2010 № 153-т не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2008 № 520, и недействующим полностью.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" 2000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой госпошлины.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
И.А.РАЗДОБРЕЕВА

Судьи
И.П.КРИЦКАЯ
Н.Н.ФРОЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru