Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. по делу № А36-4757/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 01.02.2012 г.
Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.
при участии в судебном заседании и ведении протокола помощником судьи Толмачевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества завод стройматериалов "Елецкий" г. Елец Липецкой области
о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области Жданова Г.И. о наложении штрафа об административном правонарушении № 176-Р-11 от 22 ноября 2011 года
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
при участии в заседании:
от заявителя: начальник юридического отдела Степаненко А.В. доверенность б/н от 30.12.2011 года.
от заинтересованного лица: старший государственный инспектор Гребенщиков М.А. (доверенность <...>).

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области Жданова Г.И. о наложении штрафа об административном правонарушении № 176-Р-11 от 22 ноября 2011 года по ст. 9.15 КоАП РФ в размере 200000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя признал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, однако вследствие малозначительности совершенного правонарушения просил суд освободить общество от административного наказания в виде штрафа, применив ст. 2.9 КоАП РФ и объявив обществу устное замечание.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и письменном отзыве от 29.12.2011 года за № 5664-05 возразил против удовлетворения заявленного требования, пояснив, что оснований для признания незаконным и отмене постановления Липецкого УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 176-А-11 от 22.11.2011 года не имеется. Оснований для освобождения общества от ответственности и применение ст. 2.9 КоАП РФ также не имеется.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 207 АПК РФ).
В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Исходя из требований ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 ст. 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2).
Следовательно, в арбитражный суд обжалуются постановления, вынесенные в отношении юридических лиц или предпринимателей органами, созданными и уполномоченными законами субъектов Российской Федерации.
Инспекцией МНС России по г. Ельцу внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице (открытое акционерное общество завод стройматериалов "Елецкий", ОГРН 1024800793434, свидетельство о регистрации от 02.12.2002 т. 1 л.д. 44).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области Жданова Г.И. ОАО завод стройматериалов "Елецкий" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 200000 (двухсот) тысяч рублей. Из содержания данного постановления следует, что:
"В целях контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии в соответствии с подпунктом и) пункта 4.1.3. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службой от 26.01.2011 г. № 30, Липецкое УФАС России направило запрос о предоставлении информации от 20.10.2011 г. № 4547-05 в адрес ОАО завод стройматериалов "Елецкий" (далее - Общество, ОАО ЗСМ "Елецкий") о соблюдении последним Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты).
В ответе на запрос Липецкого УФАС России от 20.10.2011 г. № 4547-05 ОАО ЗСМ "Елецкий" представило письмо № 1028 от 02.11.2011 г. с приложением запрашиваемых материалов и документов, а также письменные пояснения о причинах не размещения информации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), статьями 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, устанавливающие требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Согласно п. 3(2) Стандартов субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;
в) предоставления по письменному запросу потребителей.
В соответствии с п. 4 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода.
ОАО ЗСМ "Елецкий" является электросетевой организацией, осуществляет регулируемую деятельность, оказывает услуги по передаче электрической энергии по сетям, и в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 29.12.2008 г. № 52/1, постановлением управления энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 29.12.2009 г. № 49/3, постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.12.2010 г. № 50/1 для ОАО ЗСМ "Елецкий" утверждены тарифы на передачу электрической энергии на 2009 г., 2010 г. и 2011 г. соответственно.
В соответствии со статьей 37 Закона об электроэнергетике субъектами розничных рынков являются, в том числе территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем, ОАО ЗСМ "Елецкий" является субъектом розничного рынка электрической энергии.
Таким образом, ОАО ЗСМ "Елецкий", являясь субъектом розничного рынка, сетевой организацией, в силу статей 8, 8.1 Федерального закона "О естественных монополиях", пунктов 2, 3(2) Стандартов обязано раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.
ОАО ЗСМ "Елецкий", являясь субъектом розничного рынка электрической энергии, обязано в силу п. 9 Стандартов раскрывать следующую информацию:
а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);
б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров работ, услуг);
в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии:
подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;
отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;
отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.
При этом срок, в который ОАО ЗСМ "Елецкий" обязано опубликовать информацию, указанную в подпункте "а" пункта 9 Стандартов, определен п. 10 Стандартов.
Согласно данному пункту ОАО ЗСМ "Елецкий" обязано один раз в год, но не позднее "1" июня, опубликовать информацию, указанную в подпункте "а" пункта 9 Стандартов, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании.
Срок, в который ОАО ЗСМ "Елецкий" обязано опубликовать информацию, указанную в подпункте "б" пункта 9 Стандартов, определен п. 10(1) Стандартов. Согласно данному пункту ОАО ЗСМ "Елецкий" обязано один раз в год, но не позднее "1" апреля, раскрыть информацию, указанную в подпункте "б" пункта 9 Стандартов, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации.
ОАО ЗСМ "Елецкий", являясь сетевой организацией, помимо информации, предусмотренной п. 9 Стандартов, обязано раскрыть информацию, указанную в п. 11 Стандартов, а именно:
а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
- о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
- об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
- об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
- о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
- о затратах на оплату потерь, в том числе:
- о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
- об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
- о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
- о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
- о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
- о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
- о техническом состоянии сетей, в том числе:
- о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;


- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
- о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше;
- о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
- поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
- заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
- аннулированных заявок на технологическое присоединение;
- выполненных присоединений и присоединенной мощности;
г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
ж) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:
отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.);
з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.
Сроки опубликования информации, указанной в пункте 11 Стандартов, определены пунктами 11(1) - 12 Стандартов, а именно:
- информация в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, указанная в п.п. "в" п. 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.
- информация, указанная в п.п. "а", абзацах первом - четырнадцатом п.п. "б", п.п. "д", абзаце втором п.п. "ж" и абзаце втором п.п. "з" п. 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
- информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом п.п "б" п. 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально.
- информация, указанная в абзаце семнадцатом п.п. "б" п. 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, по мере обновления, но не реже одного раза в месяц.
- информация, указанная в абзаце третьем п.п. "ж" п. 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, и по мере поступления информации обновляется в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы.
- информация, указанная в п.п. "з" п. 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур.
В настоящее время Правительством Российской Федерации иной официальный сайт в сети Интернет, на котором субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, могут раскрывать информацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, не определен.
Соответственно, сетевые организации обязаны опубликовывать информацию на своем официальном сайте в сети Интернет.
Согласно письму ОАО ЗСМ "Елецкий" от 02.11.2011 г. № 1028 общество является администратором доменного имени сайта http://zsm48.ru/. Кроме того, в данном письме указано, что на балансе общества отсутствуют центры питания 35 кВ и выше, ОАО ЗСМ "Елецкий" гарантирует опубликовать информацию в соответствии со Стандартами за 2010 и 2011 годы в Липецкой газете, общество для осуществления регулируемой деятельности по передаче электрической энергии закупки товаров не осуществляет, а также представлены письменные пояснения о том, что: "Информация не размещалась потому, что: - деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии не является для ОАО ЗСМ "Елецкий" основной; - объем услуг по передаче электрической энергии крайне незначителен, как по количеству передаваемой электрической энергии, так и денежном выражении, что видно из предоставленных документов, и не оказывает существенного влияния на розничный рынок; в сложившейся практической деятельности и географического расположения завода, потенциальных лиц, заинтересованных в раскрытии информации в соответствии со Стандартами не имеются, заявлений на технологическое присоединение не поступало; услуги по передаче электрической энергии в данное время осуществляются субъектам по условиям многолетнего сложившегося территориального расположения объектов потребителя электрической энергии".
Из анализа размещенной на официальном сайте ОАО ЗСМ "Елецкий" в сети Интернет информации следует, что по состоянию на 19.10.2011 г. общество не раскрывает информацию в соответствии со Стандартами и не обеспечивает доступ к информации о регулируемой деятельности ОАО ЗСМ "Елецкий" как субъекта естественной монополии. Данные обстоятельства отражены и зафиксированы в Акте осмотра интернет-сайта от 19.10.2011 г. и свидетельствуют о нарушении ОАО ЗСМ "Елецкий" срока опубликования информации на своем официальном сайте в сети Интернет, а именно:
- информация, указанная в п.п. "а" п. 9 Стандартов, подлежащая опубликованию один раз в год, - не опубликована обществом в срок до "1" июня 2011 г.;
- информация, указанная в п.п "б" п. 9 Стандартов, подлежащая опубликованию один раз в год, - не опубликована обществом в срок до "1" апреля 2011 г.
- информация, указанная в п.п. "а", абзацах первом - четырнадцатом п.п. "б", п.п. "д", абзаце втором п.п. "ж" и абзаце втором п.п. "з" п. 11 Стандартов, подлежащая опубликованию один раз в год, - не опубликована обществом в срок до "1" марта 2011 г.
- информация, указанная в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом п.п. "б" п. 11 Стандартов, подлежащая опубликованию один раз в квартал, - не опубликована обществом в I, II, III квартале 2011 г.
информация, указанная в абзаце семнадцатом п.п. "б" п. 11 Стандартов, подлежащая опубликованию по мере обновления, но не реже одного раза в месяц, - не опубликовывалась обществом ежемесячно в 2011 г.
информация, указанная в абзаце третьем п.п. "ж" п. 11 Стандартов, подлежащая опубликованию один раз в год и, по мере поступления информации, обновлению в течение 10 дней со дня утверждения в установленном Правительством Российской Федерации порядке инвестиционной программы, - не опубликована обществом в срок до "1" марта 2011 г,".
Протокол об административном правонарушении от 16.11.2011 № 176-А-11 составлен ведущим специалистом - экспертом отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России Гребенщиковым М.А. в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. ч. 1, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, приказом ФАС РФ от 19.11.2004 № 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении" (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.12.2004 № 6192), приказом Липецкого УФАС России от 04.05.2010 № 100.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п. п. 16 - 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 г. № 42, от 26.07.2007 г. № 46, от 20.11.2008 г. № 60, п. 16.1 введен постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 г. № 60).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 1 Стандартов установлено, что настоящий документ в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно пункту 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила), субъекты розничных рынков определены как участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
Подпунктом "е" пункта 3 Правил предусмотрено, что субъектами розничного рынка являются, в том числе, сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" указано, что объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, также предусмотрено, что сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Материалами административного дела № 176-А-11 подтверждается и не оспаривается заявителем, что ОАО завод стройматериалов "Елецкий" владеет объектами электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передачи электрической энергии, то есть является субъектом розничного рынка электрической энергии. Кроме того, представитель общества признал, что общество обязано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 года № 24 раскрывать информацию в установленные сроки, однако данная обязанность не выполнялась в связи с отсутствием у общества информации о такой обязанности.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает правомерным вывод Липецкого УФАС России об обязанности ОАО завод стройматериалов "Елецкий" как субъекта розничного рынка электрической энергии соблюдать порядок, способы и сроки раскрытия информации, установленные Стандартами.
Согласно статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5).
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 постановления от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ (п. 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10).
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
При этом суд должен соотнести степень общественной опасности деяния со строгостью предусмотренной санкции, а также учесть отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к содеянному и возможность достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений применительно к конкретному лицу без применения наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных (наряду с виной лица, достаточностью доказательств и др.), в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. При этом Кодекс об административных правонарушениях РФ не содержит исключений применения указанной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения. Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании в деле доказательств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.04.2001 № 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. В соответствии с актом осмотра интернет-сайт от 19.10.2011 года, информация, подлежащая опубликованию в соответствии со Стандартами, в период с 2009 - 2011 годы заявителем не была опубликована.
Исследовав фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что правонарушение ОАО ЗСМ "Елецкий", зафиксированное в постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 176-А-11 от 22.11.2011 года не является малозначительным, допущенные заявителем нарушения в данном случае свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Постановление об административном правонарушении и протокол № 176-А-11 от 16.11.2011 г. были составлены в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Нарушения сроков, предусмотренных статьями 4.5, 28.5 и 28.8 КоАП РФ, судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 2, 13, 27, 110, 167 - 170, 189, 197 - 201, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества завод стройматериалов "Елецкий" г. Елец Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области Жданова Г.И. о наложении штрафа об административном правонарушении № 176-Р-11 от 22 ноября 2011 года - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области по истечении десяти дней со дня принятия.
Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья
А.В.ДРУЖИНИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru