Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 декабря 2011 г. по делу № А43-3356/2011

Резолютивная часть решения объявлена 6 декабря 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Садовской Г.А. (35-105)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савиновым К.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Кировский завод "Маяк" (ОГРН 1024301308371, ИНН 4345000947) о признании незаконным решения Нижегородской таможни от 18.11.2010 об отказе в возврате 5 035 940 руб. 72 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость по ГТД 10407030/180708/П006857
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Наговицын А.С. (доверенность от 11.01.2011);
от заинтересованного лица: Рубинский А.С. (доверенность от 19.07.2011), Незаметдинова Н.Х. (доверенность от 01.06.2011);
от третьего лица: ИФНС России по городу Кирову: не явились, извещены надлежащим образом.

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО "Кировский завод "Маяк" (ОГРН 1024301308371, ИНН 4345000947) с заявлением о признании незаконным решения Нижегородской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) от 18.11.2010 об отказе в возврате 5 035 940 руб. 72 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость по ГТД 10407030/180708/П006857.
С позиции Общества у таможенного органа отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения.
Представитель Общества требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представители Нижегородской таможни требования отклонили, по основаниям изложенным в отзыве, дополнении к отзыву и судебном заседании.
Заслушав представителей Общества и таможенного органа и изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В декабре 2007 года ОАО "Кировский завод "Маяк" по контракту № 5/АНМ/4°В/2005 (Р/450402131001) от 04.03.2005 и договору комиссии № Р/450402131001-511209 (т. 1 л.д. 88) от 08.07.2005 отгрузило на экспорт в королевство Марокко изделия 9М311-1М в количестве 150 штук, комплект ЗИП групповой на 100 изделий 9М-311-1М в количестве 2 штук, габаритно-весовой макет 9М311-1М-ГВМ в количестве 8 штук.
В июле 2008 года согласно рекламации осуществлен возврат 6 штук изделий 9М-311-1М из королевства Марокко. Возврат оформлен грузовой таможенной декларацией (далее - ГТД) 10407030/180708/П006857 (т. 1 л.д. 49). Забракованные изделия были помещены под таможенный режим реимпорта. При ввозе 6 штук изделий Общество уплатило НДС в размере 5 035 940,72 руб.
Заявитель письмом от 11.10.2010 (т. 1 л.д. 46) обратился в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств (НДС) в сумме 5 035 940,72 руб. Письмом № 05-01-33/16339 от 18.11.2010 (т. 1 л.д. 36) Нижегородская таможня указала, что Общество начислило и уплатило НДС по ГТД № 10407030/180708/П006857 в соответствии с нормами таможенного законодательства, что свидетельствует об отсутствии факта излишней уплаты.
Посчитав отказ незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в суд. Оценив обоснованность заявленных требований, суд счел их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 234 Таможенного кодекса Российской Федерации под реимпортом понимается таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки (подпункт 2 пункта 1 статьи 235) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.
Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров (статья 236).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 236 Таможенного кодекса РФ при реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 236 Таможенного кодекса РФ суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
При экспорте товаров у налогоплательщика возникает объект налогообложения, к которому применяется специальная ставка налога 0 процентов (статья 164 Налогового кодекса РФ). Экспорт товара не относится к операциям, не подлежащим налогообложению, предусмотренным положениями статьи 149 Налогового кодекса РФ.
В рассматриваемом случае общество при вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации не должно было уплачивать суммы внутренних налогов и не освобождалось от их уплаты, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров на экспорт применяется ставка 0 процентов.
Судом установлено, что Решением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 от 30.07.2008 № 220 применение налоговой ставки по ставке 0% по НДС (декларация по НДС за 3 квартал 2008 года (т. 1 л.д. 51)) по операции по реализации товаров (работ, услуг) 707 979 296 рублей признано обоснованным, сумма возмещенного НДС по налоговой ставке 0% составила 19 129 084 руб.
Общество получило из бюджета в связи с экспортом товара возмещение суммы НДС, уплаченной поставщику авиационных двигателей. Такое возмещение НДС предусмотрено пунктом 3 статьи 172, пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, позднее Общество представило уточненную налоговую декларацию по НДС (т. 1 л.д. 143) за 3 квартал 2008 года, в соответствии с которой был скорректирован раздел 5 декларации (уменьшена налоговая база (изначально - 707 979 296 руб., уменьшено до - 687 333 103 руб.) и сумма налоговых вычетов изначально 26 576 621 руб., уменьшена до 25 523 904 руб.), в связи с возвратом 6 штук изделий 9М311-1м в режиме реимпорта из Королевства Марокко по ГТД № 10407030/180708/П006857. Данное обстоятельство также подтверждается письмом УФНС России по городу Кирову от 25.11.2011 № 11-45/042961.
По результатам проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 год решением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 от 23.03.2009 № 32 (т. 1 л.д. 140) применение налоговой ставки по ставке 0% по НДС по операции по реализации товаров (работ, услуг) 687 333 103 рублей признано обоснованным, сумма возмещенного НДС по ставке 0% составила 18 184 334 руб.
Подав уточненную декларацию по НДС, уменьшив налогооблагаемую базу, общество возвратило в бюджет налог, который был возмещен обществу при вывозе 6 штук изделий 9М311-1м с таможенной территории Российской Федерации.
При исчислении 5 035 940,72 рублей налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате по ГТД № 10407030/180708/П006857, применена ставка налога 18 процентов, действующей на внутреннем рынке на момент вывоза товара, и данных о его таможенной стоимости на момент вывоза (контрактной цены товара), неправильно применив положения подпункта 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца 2 пункта 1 статьи 236 Таможенного кодекса Российской Федерации, ошибочно полагая, что при вывозе товара в режиме экспорта общество было освобождено от уплаты НДС, в то время как законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение от уплаты НДС выручки от реализации товара на экспорт.
Судом установлено, что фактически реализации товара не произошло ввиду неоплаты и официального отказа иностранного покупателя от товара, поэтому у общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения. Доводы таможенного органа об обратном судом рассмотрены и отклонены как несостоятельные.
В силу пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
В рассматриваемом случае трехгодичный срок заявителем соблюден.
Поскольку заявление о возврате излишне уплаченного налога с документами, подтверждающими факт излишней уплаты налога, подано обществом в надлежащий орган и в установленный законом срок, оснований для отказа в удовлетворении такого заявления у таможенного органа не имелось. Следовательно, такой отказ следует признать противоречащим требованиям статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 181, 200 - 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования ОАО "Кировский завод "Маяк" (ОГРН 1024301308371, ИНН) удовлетворить.
Признать незаконным решение Нижегородской таможни от 18.11.2010 об отказе в возврате 5 035 940 руб. 72 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость по ГТД 10407030/180708/П006857.
Обязать Нижегородскую таможню устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата 5 035 940 руб. 72 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. Взыскать в пользу ОАО "Кировский завод "Маяк" с Нижегородской таможни расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, с учетом требований статьи 273 АПК РФ.

Судья
Г.А.САДОВСКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru