Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2011 г. по делу № 33-1626

Судья Теселкина С.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Сладковской Е.В.,
судей Рубанова Р.В. и Яроцкой Н.В.,
при секретаре В.Т.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 октября 2011 года, которым постановлено:
Признать датой постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений А.О. в категории вынужденные переселенцы составом семьи 1 человек в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова 02 июля 1999 года.
Обязать Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова внести изменения в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, указав дату постановки А.О. на учет нуждающихся в получении жилых помещений 02 июля 1999 года.
Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителя ответчика Х.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения истицы А.О. и ее представителя А.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

А.О. обратилась в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, заявив требование о возложении на ответчика обязанности установить дату ее постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения в территориальный орган ФМС России 02.07.1999 года.
В обоснование иска указала, что, имея статус вынужденного переселенца и будучи поставленной территориальным органом ФМС России на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02.07.1999 года, она изъявила желание получить в 2012 году государственный жилищный сертификат, как участник подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, однако ответчик включил ее в список граждан - участников этой подпрограммы не с учетом вышеуказанной даты, а с учетом даты ее постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления с 28.09.2000 года.
В судебном заседании А.О. свой иск поддержала, считая, что при включении ее в списки граждан - участников подпрограммы дата ее постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях была определена ответчиком неправильно, чем были нарушены ее права, так как в результате указанных действий увеличился ее порядковый номер в списке участников подпрограммы, и просила обязать ответчика внести изменения в этот список, указав дату ее постановки на учет 02.07.1999 года.
Представитель ответчика С.А. иск не признал, пояснив, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер и, поскольку А.О. обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова с соответствующим заявлением 28.09.2000 года, оснований считать ее принятой на учет с 02.07.1999 года не имеется.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит о его отмене, указав, что постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер и относится к исключительной компетенции администрации города, а также ссылаясь на неправильное применением судом к спорным правоотношениям п. 3.4 Приказа Минфедерации РФ от 10.04.2001 № 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев", изданного после постановки истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях и предполагающего включение вынужденных переселенцев в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет, а не признание датой постановки на учет в органе местного самоуправления дату постановки на учет в территориальном органе ФМС России.
В возражениях на кассационную жалобу истица считает, что вышеуказанная норма применима к спорным правоотношениям и указывает, что конечная цель ее обращения в суд состояла в изменении порядкового номера в списках граждан - участников подпрограммы в соответствии с более ранней датой постановки на учет в территориальном органе ФМС России.
Проверив материалы дела в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 15 второго раздела подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Согласно положениям пунктов 24, 26 названных Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 данных Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующему планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 данных Правил (граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Из материалов дела усматривается, что А.О., признанная 04.12.1996 года вынужденным переселенцем, включена территориальным органом Федеральной миграционной службы в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях, исходя из даты ее постановки на учет с 02.07.1999 года.
Постановлением Администрации города Пскова от 01.08.2011 года № 1667 "Об утверждении списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", изъявивших желание получить сертификат в 2012 году", истица включена в указанный список под № 6 с учетом даты ее постановки на учет 06.10.2000 года на основании заявления от 28.09.2000 года.
В сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 год по Псковской области, утвержденный 19.08.2011 года и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора по согласованию с Управлением федеральной миграционной службы по Псковской области, А.О. включена в раздел граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, под № 16 с учетом даты постановки на учет 28.09.2000 года.
Принимая решение в части признания датой постановки истицы на учет нуждающихся в получении жилых помещений в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова 02.07.1999 года, суд исходил из того, что пунктом 3.4 Приказа Минфедерации РФ от 10.04.2001 № 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев" предусмотрено вынужденных переселенцев, состоявших на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России, включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.
Однако при этом суд не учел, что вышеуказанная норма предусмотрела включение вынужденных переселенцев по более ранней дате принятия на жилищный учет в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), которые формируются и ведутся территориальными органами Федеральной миграционной службы, и не является основанием для изменения самой даты постановки вынужденных переселенцев на жилищный учет.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 3 Закона Псковской области от 10.07.2006 № 566-оз "О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане считаются принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет, соответствующего правового акта.
Названная норма, прямо определяющая дату принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, судом применена не была.
С учетом изложенного правовых оснований для изменения даты постановки истицы на жилищный учет органом местного самоуправления не имеется, а вышеуказанная часть решения суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела в этой части, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, отменив решение суда в части признания датой постановки истицы на учет нуждающихся в получении жилых помещений в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова 02.07.1999 года, принимает в этой части новое решение об отказе А.О. в удовлетворении соответствующего требования.
Не может быть признано законным и подлежит отмене решение суда в остальной части по следующим основаниям.
Согласно статье 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
По смыслу названной процессуальной нормы решение суда об удовлетворении иска должно защитить нарушенные права истца и быть исполнимым, однако принятое по настоящему делу решение суда этим требованиям не отвечает.
Поскольку обжалуемое решение не выполняет определенные статьей 2 ГПК РФ задачи гражданского судопроизводства, судебная коллегия посчитала необходимым выйти за пределы доводов кассационной жалобы и проверила решение суда первой инстанции в полном объеме.
Из содержания искового заявления А.О. и ее объяснений, данных суду первой инстанции, следует, что она обратилась в суд за защитой своего права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в той очередности, которая следовала бы из даты ее постановки на жилищный учет территориальным органом Федеральной миграционной службы 02.07.1999 года.
Из материалов дела усматривается, что в связи с утверждением 19.08.2011 года сводного областного списка граждан - участников подпрограммы данное право истицы, в случае признания его нарушенным, не может быть защищено без внесения изменений в названный список.
В этой связи при рассмотрении дела суду с учетом полномочий, предоставленных ему частью 3 статьи 40 ГПК РФ, следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчиков Государственный комитет Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора, утвердивший сводный список, и Управление Федеральной миграционной службы по Псковской области, согласовавший его утверждение, без участия которых правильное разрешение дела является невозможным, но этого сделано не было.
Кроме того, поскольку списки граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 года, по городу Пскову утверждены не Управлением по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, а самой Администрацией города, суду следовало разрешить вопрос о замене ненадлежащего ответчика либо привлечь данный орган местного самоуправления к участию в деле в качестве соответчика, однако это судом также не выполнено.
В результате суд принял по делу неисполнимое решение, так как в соответствии с Положением об Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова, утвержденным решением Псковской городской Думы от 14.09.2007 № 140, данный орган Администрации города Пскова обеспечивает реализацию подпрограммы по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; вносит в Администрацию города Пскова проекты муниципальных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Управления, но не вправе самостоятельно вносить изменения в принятые Администрацией города Пскова муниципальные правовые акты, к каковым относится Постановление от 01.08.2011 года № 1667 "Об утверждении списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", изъявивших желание получить сертификат в 2012 году".
С учетом вышеизложенного судебная коллегия отменяет решение суда в части возложения на ответчика обязанности внести изменения в список граждан - участников подпрограммы и направляет дело на новое рассмотрение в этой части в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и дать правовую оценку тому обстоятельству, что истица была включена в городской и сводный областной списки граждан - участников подпрограммы, являющихся вынужденными переселенцами, исходя из даты ее постановки на жилищный учет органом местного самоуправления, а не территориальным органом Федеральной миграционной службы, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 27 октября 2011 года в части признания датой постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений А.О. категории вынужденные переселенцы составом семьи 1 человек в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова 02 июля 1999 года отменить и принять в этой части новое решение об отказе А.О. в удовлетворении указанного искового требования.
Решение суда в остальной части отменить и направить дело на новое рассмотрение в этой части в суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.В.СЛАДКОВСКАЯ

Судьи
Р.В.РУБАНОВ
Н.В.ЯРОЦКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru