Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. № 33-222

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе В.Н.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16 декабря 2011 года, которым постановлено:
В иске В.Н.В. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о взыскании недополученной компенсации отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., судебная коллегия

установила:

В.Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о взыскании недополученной компенсации. В обоснование требований указала, что 15.03.2006 умер ее муж - ФИО1, являвшийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Смерть мужа связана с воздействием радиационных факторов вследствие указанной катастрофы на ЧАЭС. При жизни ФИО1 являлся инвалидом 2 группы по причине увечья вследствие заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС, и получал ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, исчисленную из среднего заработка с применением соответствующей индексации в общей сумме <...> рубля в месяц. Ответчик в нарушение закона назначил ей ежемесячную компенсацию, исчислив из твердой суммы, которую ее муж не получал, а именно: <...> рублей с индексацией на индексы инфляции за 2002 - 2010 годы. На 27.10.2011 сумма, установленная ответчиком, составляла <...> рублей <...> копеек. Просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области установить ей с 29.05.2006 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, как нетрудоспособному члену семьи, за умершего мужа в размере 1/2 доли от ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, получаемой ФИО1 (инвалидом-чернобыльцем) на день смерти. Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, как нетрудоспособному члену семьи, за умершего мужа за период с 29.05.2006 по 31.10.2011 с учетом индексации в сумме <...> рубля <...> копеек.
Суд отказал в удовлетворении иска, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе В.Н.В. просит отменить решение районного суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полагает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с существенным нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы кассационной жалобы полагает, что оно не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и судом установлено В.Н.В. является вдовой инвалида-чернобыльца ФИО1, умершего 15.03.2006. Согласно справке территориального отдела территориального сектора № 4 Министерства социальной защиты населения Рязанской области ФИО1 на момент смерти являлся получателем ежемесячного возмещения вреда в размере <...> руб. <...> коп, исходя из среднего заработка с применением соответствующей индексации. Решением Московского районного суда г. Рязани от 5 мая 2006 года был установлен факт нахождения истицы на иждивении ФИО1. После смерти мужа истица с 29.05.2006 является получателем денежной компенсации возмещения вреда исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 в редакции Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из того, что, поскольку законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, а сама В.Н.В. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда в 2006 году, то есть после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, поэтому назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти супруга истицы).
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).
Названная норма сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ).
Кроме того, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.
Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 рублей, инвалидам 2 группы - 2500 рублей, инвалидам 3 группы - 1000 рублей.
Статья 14 базового Закона была дополнена ч. 2 следующего содержания:
"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абзацу 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце 2 п. 4 разъяснения Минтруда России от 30 ноября 2001 года № 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года № 83.
Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года № ГКПИ02-122 установлено, что п. 4 разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит ч. 2 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Проанализировав указанные правовые нормы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство социальной защиты населения Рязанской области правильно назначило истице возмещение вреда исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), а именно: 1/2 доли от 2500 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу фактических обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истицей в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушения норм процессуального закона не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, ст. 2 ФЗ РФ от 09.12.2010 № 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ", судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - В.Н.В. - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru