Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. № 3-76/2010

Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.,
при секретаре С.,
с участием прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Владимирской области Хромушина П.Н., представителей администрации Владимирской области Г., М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Владимирской области о признании частично не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия разделов V и VI Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146,

установил:

исполняющий обязанности прокурора Владимирской области обратился во Владимирский областной суд с заявлением о признании частично не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия разделов V и VI Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146, в части:
- установления нормативов объема медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,553 пациенто-дня;
- установления нормативов объема медицинской помощи для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,448 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 1,844 койко-дня;
- установления нормативов финансовых затрат на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств обязательного медицинского страхования - 262,0 руб.;
- установления нормативов финансовых затрат на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счет средств обязательного медицинского страхования - 979,41 руб.;
- установления нормативов финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) - 1366,04 руб.;
- установления подушевых нормативов финансирования Программы в расчете на 1 человека в год в среднем 5498,76 руб., в том числе 3612,86 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования и 1885,90 руб. за счет средств соответствующих бюджетов.
Заявление, со ссылкой на статью 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статьи 6, 20, 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, мотивировано тем, что оспариваемые положения Программы устанавливают заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, чем установленные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811, вследствие чего нарушаются конституционные права жителей Владимирской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Владимирской области Хромушин П.Н. заявленные требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители администрации Владимирской области Г. и М., действующие по доверенностям, возражали против удовлетворения заявления прокурора, поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве Губернатора Владимирской области, представленном в суд. Пояснили, что в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387, одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи является перераспределение части объемов медицинской помощи со стационарного уровня на амбулаторный. Установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811 нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения являются усредненными, поэтому эти показатели для Владимирской области следует применять с корректировкой на коэффициент уровня расчетной бюджетной обеспеченности. При формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи скорректированы с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения Владимирской области, транспортной доступности медицинских организаций, что соответствует разъяснениям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, данным в письме от 21 декабря 2009 года. Указали, что расчет нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевого норматива финансирования произведен также в соответствии с этими разъяснениями. Кроме того, ссылались на дефицит финансового обеспечения территориальной программы, по причине того, что Владимирская область является дотационным регионом Российской Федерации, с низкой бюджетной обеспеченностью. Указанные выше расходные обязательства Владимирской области, как субъекта Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. По мнению представителей администрации Владимирской области, установленные показатели снижены с учетом объективных показателей и не ухудшают гарантированного уровня медицинского обслуживания населения, численность которого ежегодно уменьшается, что приводит к необходимости ежегодной корректировки коечного фонда в сторону уменьшения. Оспариваемое постановление Губернатора не является нормативным правовым актом, поэтому не может быть оспорено в областном суде.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры, представителей администрации Владимирской области, проверив, исследовав и оценив документы, имеющиеся в деле, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года № 5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации). На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Утверждение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 2 октября 2009 года № 811 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год.
Разделом IV названной Программы определены нормативы объема медицинской помощи, которые рассчитаны в единицах объема на 1 человека в год и используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
В частности, для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, норматив в среднем составляет 0,59 пациенто-дня; для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, норматив в среднем составляет 2,78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня.
Разделом V названной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них:
4059,6 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3573,8 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в абзаце последнем раздела III Программы.
Судом установлено, что постановлением Губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год.
Данное постановление вступило в силу 1 января 2010 года, опубликовано 13 января 2010 года в издании "Владимирские ведомости" № 3.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 4 июня 2010 года № 666 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в том числе в разделы V, VI утвержденной им Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год. Изменения вступили в силу со дня официального опубликования 9 июня 2010 года в издании "Владимирские ведомости" № 149.
Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год разработана и утверждена в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год".
Разделом V Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год определены нормативы объема медицинской помощи, которые рассчитаны в единицах объема на 1 человека в год и используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
В частности, для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, норматив в среднем составляет 0,553 пациенто-дня; для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, норматив в среднем составляет 2,448 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 1,844 койко-дня.
Разделом VI названной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в среднем составляют:
на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств обязательного медицинского страхования - 262,0 рубля;
на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счет средств обязательного медицинского страхования - 979,41 рубля;
на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) - 1366,04 рубля.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год, составляют в среднем 5498,76 рубля, в том числе 3612,86 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования и 1885,90 рубля за счет средств соответствующих бюджетов.
Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации (Владимирской областью) заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811, некоторых нормативов объема медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования.
С учетом изложенного, областной суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146 (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 4 июня 2010 года № 666) не соответствуют положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811, статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающей возможность установления территориальными программами дополнительных условий, видов и объемов оказания медицинской помощи, но не уменьшения нормативов объема медицинской помощи.
Доводы представителей администрации Владимирской области о возможности корректирования нормативов объема медицинской помощи с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций, в том числе в сторону уменьшения, со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 20-0/10/2-10360 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год", по мнению суда, не может явиться основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку названное письмо не носит нормативного характера.
Само по себе отсутствие денежных средств, либо их недостаточность не являются основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811.
Оспариваемое постановление Губернатора является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, изданное в установленном порядке управомоченным должностным лицом.
Иные доводы администрации Владимирской области, изложенные в письменном отзыве и приведенные ее представителями в судебном заседании, свидетельствуют о неправильном толковании указанным заинтересованным лицом и его представителями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поэтому также не являются основаниями для отказа прокурору в заявленных требованиях.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из того, что Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденная постановлением Губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146 (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 4 июня 2010 года № 666), в том числе и в оспариваемой части применялась, на ее основании реализовались права граждан и организаций, суд считает возможным признать оспариваемые нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, Владимирский областной суд

решил:

заявление исполняющего обязанности прокурора Владимирской области о признании частично не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия разделов V и VI Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146 удовлетворить.
Программу государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденную постановлением Губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146 (в редакции постановления Губернатора Владимирской области от 4 июня 2010 года № 666) в части:
- установления в абзаце 4 раздела V нормативов объема медицинской помощи для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,553 пациенто-дня;
- установления в абзаце 5 раздела V нормативов объема медицинской помощи для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,448 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 1,844 койко-дня;
- установления в абзаце 3 раздела VI нормативов финансовых затрат на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств обязательного медицинского страхования - 262,0 руб.;
- установления в абзаце 4 раздела VI нормативов финансовых затрат на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счет средств обязательного медицинского страхования - 979,41 руб.;
- установления в абзаце 5 раздела VI нормативов финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) - 1366,04 руб.;
- установления в абзаце 10 раздела VI подушевых нормативов финансирования Программы в расчете на 1 человека в год в среднем 5498,76 руб., в том числе 3612,86 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования и 1885,90 руб. за счет средств соответствующих бюджетов,
признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья
Владимирского областного суда
Д.А.ЗАВЬЯЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru