Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2011 г. по делу № 3-90/2011

в составе председательствующего судьи Кубасова И.Г.
при секретаре К.
с участием прокурора Джаналиевой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Ю. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 3 пункта 2 статьи 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" в части слов "о формировании состава органов местного самоуправления",

установил:

Ю. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению абзац 3 пункта 2 ст. 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" в части слов "о формировании состава органов местного самоуправления", указав в обоснование заявленных требований, что установление в оспариваемой им норме запрета о вынесении на местный референдум вопросов о формировании состава органов местного самоуправления противоречит п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", установившей исчерпывающий перечень вопросов, не подлежащих вынесению на местный референдум.
Поскольку приведенный перечень, установленный федеральным законодателем, не содержит запрета о вынесении на местный референдум вопросов о формировании состава органов местного самоуправления, Ю. полагал, что законодатель Волгоградской области, запретив выносить на местный референдум вопросы о формировании состава органов местного самоуправления, превысил свою компетенцию.
В судебном заседании Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что в соответствии с протоколом собрания инициативной группы по проведению местного референдума о способе выбора главы Новониколаевского муниципального района и способе выборов депутатов Новониколаевской районной Думы от 12 июля 2011 года он был назначен уполномоченным представителем инициативной группы по финансовым вопросам (л.д. 4).
Инициативной группой были предложены формулировки вопросов местного референдума: 1). об избрании главы Новониколаевского муниципального района гражданами, проживающими на территории Новониколаевского района и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2). об избрании депутатов Новониколаевской районной Думы гражданами, проживающими на территории Новониколаевского района и обладающими избирательным правом, по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства путем подачи своего голоса за конкретного кандидата.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Новониколаевского района от 25 августа 2011 года № 6/16 в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Новониколаевском районе Волгоградской области было отказано по мотиву противоречия выдвигаемых на местный референдум вопросов требованиям статьи 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области".
С учетом изложенного, заявитель просил Волгоградский областной суд удовлетворить его требования по основаниям, изложенным в заявлении, адресованном суду, приведя доводы о том, что под формированием состава органов местного самоуправления он понимает, в том числе, как порядок (процедуру) избрания главы муниципального образования, так и вид избирательной системы, которая подлежит применению при проведении муниципальных выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
Представители Волгоградской областной Думы Б. и С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании, возражали против удовлетворения заявленных требований, указав в обоснование своей позиции следующее.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 12 определяет, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ.
Вопросы о формировании состава органов местного самоуправления не могут быть вынесены на местный референдум, поскольку являются уставными нормами и не относятся к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления является местный референдум. При этом, указанной статьей установлено, что гарантии прав на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Таким образом, принимая Закон Волгоградской области № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области", Волгоградская областная Дума учитывала нормы двух федеральных законов: № 67-ФЗ и № 131-ФЗ.
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" областным законодателем было установлено ограничение вопросов, выносимых на местный референдум. В частности, установлен запрет о вынесении на местный референдум вопросов, касающихся, в том числе, формирования состава органов местного самоуправления, персонального состава органов местного самоуправления, за исключением определения населением на местном референдуме структуры органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях нового муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования.
Кроме того, представители Волгоградской областной Думы привели доводы о том, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации деятельности указанных органов могут быть определены исключительно уставом муниципального образования.
При этом, изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.
С учетом положений ст. ст. 25, 26 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структура органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований может отличаться по составу органов и может формироваться различными способами, а принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно положениям ст. 44 названного Федерального закона, уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
На основании изложенного, представители Волгоградской областной Думы полагали, что вынесение на местный референдум вопросов определения структуры органов местного самоуправления, порядка формирования органов местного самоуправления допускается законом однократно при образовании муниципального образования, после чего установленная на референдуме структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования и как уставная норма может быть изменена только путем внесения изменений в устав.
Представитель Главы Администрации Волгоградской области Д., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований Ю. по основаниям, изложенным представителями Волгоградской областной Думы.
Выслушав объяснения заявителя Ю., представителей Волгоградской областной Думы Б. и С., представителя Главы Администрации Волгоградской области Д., исследовав материалы дела, и учитывая заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Джаналиевой Э.Р., полагавшей заявленные требования необоснованными, Волгоградский областной суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 49 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы местного самоуправления избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. Вместе с тем, из пункта 3 названной статьи следует, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Кроме того, в Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, который также определяет государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом было установлено, что 22 октября 1998 года Волгоградской областной Думой был принят Закон № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области".
Указанный Закон 16 ноября 1998 года был подписан Главой Администрации Волгоградской области, 2 марта 1999 года опубликован в газете "Волгоградская правда" № 36 и с этого времени вступил в законную силу.
В настоящее время Закон действует в редакции Законов Волгоградской области от 2.09.1999 № 302-ОД, от 04.12.2001 № 639, от 09.07.2003 № 845-ОД, от 30.09.2003 № 866-ОД, от 10.03.2005 № 1025-ОД, от 20.06.2006 № 1239-ОД, от 30.11.2006 № 1329-ОД, от 18.05.2007 № 1468-ОД, от 06.03.2008 № 1640-ОД, от 27.10.2008 № 1752-ОД и с изменениями, внесенными решением Волгоградского областного суда от 11.01.2008 № 3-4/2008.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" установлено, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления, за исключением определения населением на местном референдуме структуры органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях нового муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования.
Приходя к выводу о необоснованности заявленных Ю. требований, Волгоградский областной суд исходит из того, что оспариваемая заявителем норма требованиям федерального законодательства не противоречит. При этом суд учитывает, что по смыслу статей 22 и 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) на уровне муниципальных образований могут проводиться две разновидности референдума, различающиеся по порядку инициирования и кругу решаемых вопросов.
В силу статьи 22 названного Федерального закона гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются (настоящим) Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации (часть 10). В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум (часть 1).
Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. А под вопросами местного значения следует понимать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Аналогичное правовое регулирование осуществлено федеральным законодателем и в п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
В силу ч. 4 ст. 12 указанного Закона федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Но и в этом случае в обязательном порядке выносимые на местный референдум вопросы должны быть из круга тех, которые названы для соответствующего уровня вопросами местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения.
Так, в статье 15 названного Федерального закона приведен перечень вопросов местного значения муниципального района. При этом, указанный перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Таким образом, предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а местный референдум представляет собой голосование граждан по вопросам местного значения.
В названной норме Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вопрос о формировании состава органов местного самоуправления в числе вопросов местного значения муниципального района не назван.
Другим видом местного референдума в силу требований ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ является местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления, порядка избрания и полномочий главы муниципального образования в случае образования нового муниципального образования на межселенной территории или в результате преобразования муниципального образования.
Из системного анализа норм, содержащихся в вышеуказанном Федеральном законе, следует, что органы местного самоуправления образуются (создаются) определенным образом (способом) и в определенном порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структура органов местного самоуправления на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования обеспечивают проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума.
При отсутствии указанной инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
В соответствии с требованиями п. п. 1 и 2 части 1 статьи 85 этого же Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации: до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района; до 31 марта 2005 года устанавливают законом субъекта Российской Федерации численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, которые не могут быть менее двух лет, определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов, определяют дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года; определяют дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований, в которых не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года.
При этом, в силу части 6 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ в решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством все вопросы, связанные с организацией и функционированием органов местного самоуправления, должны регулироваться Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Из анализа указанных норм следует, что вынесение на местный референдум вопросов, касающихся порядка формирования состава органов местного самоуправления, и также вопросов структуры органов местного самоуправления возможно лишь при образовании муниципального образования, после чего структура органов местного самоуправления и порядок формирования органов местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования и могут быть изменены только в рамках действующего федерального законодательства, то есть путем внесения соответствующих изменений в устав муниципального образования.
Установив запрет на вынесение вопросов формирования органов местного самоуправления на местный референдум в иных случаях, законодатель Волгоградской области действовал в точном соответствии с требованиями как Федерального закона № 131-ФЗ, так и Федерального закона № 67-ФЗ.
При рассмотрении настоящего гражданского дела Волгоградский областной суд учитывает также и то обстоятельство, что федеральный законодатель в Законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установил общий принцип, в соответствии с которым вопросы, отнесенные к исключительной компетенции полномочных органов местного самоуправления, не могут быть предметом местного референдума, за исключением специально предусмотренных в названном Законе случаев.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Кроме того, согласно ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ уставом муниципального образования наряду с прочим должны определяться: структура и порядок формирования органов местного самоуправления (п. 4); наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (п. 5); срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (п. 7); виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (п. 8).
Вопрос о формировании состава органов местного самоуправления, равно как и структура органов местного самоуправления, в силу вышеуказанных положений Федеральных законов не относятся к вопросам местного значения, которые могут быть вынесены на местный референдум, за исключением определения населением на местном референдуме структуры органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях нового муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования.
Ссылка заявителя на ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которой установлен закрытый перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум, не может быть принята во внимание, поскольку связана с неправильным толкованием норм действующего законодательства применительно к конкретной правовой ситуации, разрешенной законодателем Волгоградской области в ст. 5 Закона № 222-ОД.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (п. 3 ст. 34). В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п. 10 ст. 35).
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
При этом, указанный Федеральный закон четко определил пределы усмотрения на местах при выборе вопросов местного референдума.
В ч. 8 ст. 12 Федерального закона названы вопросы, которые нельзя выносить на референдум субъекта РФ, местный референдум. В частности, на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Перечень ограничений по предмету референдума является исчерпывающим и не подлежит расширению органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Однако, как было установлено в судебном заседании вопросы установления структуры органов местного самоуправления и порядка формирования органов местного самоуправления, за исключением приведенных в Федеральном законе № 131-ФЗ случаев, не могут быть вынесены на местный референдум, поскольку эти вопросы не относятся к вопросам местного значения в значении, придаваемом им п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, возможность вынесения на референдум вопроса о формировании состава органов местного самоуправления, на которой настаивает заявитель, лишает представительный орган муниципального образования полномочий в части урегулирования указанного вопроса, что противоречит п. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в силу требований части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
С учетом названной нормы федерального закона на местный референдум также не могут быть вынесены вопросы и о выборе вида избирательной системы, которая подлежит применению при проведении муниципальных выборов депутатов представительного органа.
При таких обстоятельствах заявление Ю. о признании противоречащим федеральному законодательству в части Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Ю. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 3 пункта 2 статьи 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года № 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" в части слов "о формировании состава органов местного самоуправления" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья
И.Г.КУБАСОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru