Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2011 г. по делу № 3-19/2011

г. Иваново

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Шаниной С.А.,
при секретаре Д.П.,
с участием прокурора Родионовой О.В.,
директора ФГУ "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" Г.В. и представителей по доверенностям Б.Н. и Н.Л.,
представителя Правительства Ивановской области по доверенности А.Е.,
представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ивановской области по доверенности Л.Е.,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области по доверенности Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федерального государственного учреждения "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года № 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области" в части утверждения в строке № 23519 Приложения № 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:020561:80,

установил:

ФГУ "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" обратилось в Ивановский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Приложения № 1 к постановлению Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года № 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:020561:80 в размере 51 946 531 руб. 10 коп.
Заявление мотивировано тем, что ФГУ "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" имеет на праве оперативного управления учебное здание и автодром, расположенные по адресу: г. Иваново, ул. Минская, д. 120. Кадастровая стоимость земельного участка площадью 6290 кв. м с кадастровым номером 37:24:020561:80, расположенного по указанному адресу, с разрешенным использованием "для учебного здания", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года, составляет 51 946 531 руб. 10 коп., что, по мнению заявителя, превышает рыночную стоимость указанного земельного участка более чем в 10 раз. Вследствие несоблюдения исполнителями работ по проведению кадастровой оценки Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года № П/337, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, была получена недостоверная информация о размере кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка. Следствием этого явилось необоснованное увеличение ставки налога на землю, что в условиях финансового кризиса повлекло резкое ухудшение финансового положения заявителя.
В судебном заседании представители ФГУ "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" заявление поддержали, пояснив, что указанный земельный участок закреплен за учреждением на праве бессрочного (постоянного) пользования. Исходя из полученной кадастровой стоимости земельного участка в размере 51 946 531 руб. 10 коп. можно сделать вывод, что по данному участку использована недостоверная информация, недостаточно изучены факторы, влияющие на стоимость земельного участка, экономически не обосновано значительное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, в результате чего установленная стоимость является произвольно завышенной, влечет необоснованное повышение размера земельного налога, уплата которого приведет к остановке деятельности учреждения. При утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель нарушен порядок утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель. Представленные материалы по оценке не соответствуют требованиям ст. 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части описания параметров земельного участка с кадастровым номером 37:24:020561:80, а именно по земельному участку необоснованно указано наличие газоснабжения, расстояние до пристани, отсутствие источников экологической опасности, расстояния до остановки общественного транспорта, отсутствие социальных объектов неудовлетворительного качества. Отчет о государственной оценке земель не соответствует Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ 20.07.2007 г. № 254, в частности его п. 8, 12, 13, 14, в нарушение которых в отчете отсутствует анализ рынка объекта оценки, не представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, отсутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки, описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки. В пояснениях представители уточнили, что при проведении государственной кадастровой оценки земель нарушены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, а не Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года № П/337, на которую ссылалось ФГУ "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" в своем заявлении. Наиболее существенными недостатками, по мнению представителей заявителя, являются неисполнение п. 2.2.1, 2.2.5 Методических указаний, которые предусматривают сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, а также достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости, и неисполнение п. 2.2.6, предусматривающего построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Представитель Правительства Ивановской области с заявлением не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать, полагая, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществлено в соответствии с предусмотренной нормативными правовыми актами процедурой.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области с заявлением также не согласилась, пояснив, что постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков произведена Роснедвижимостью в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ивановской области просила в удовлетворении заявления отказать, поддержав доводы представителей Правительства Ивановской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, исследовав и оценив материалы дела, отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ивановской области, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 27 августа 2009 года Правительством Ивановской области принято постановление № 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области".
Указанное постановление опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области" 11.12.2009 г., 18.12.2009 г., специальный выпуск, части I - IV.
В соответствии с данным Постановлением Правительства Ивановской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:020561:80 составляет 51 946 531 руб. 10 коп.
Земельный участок с кадастровым номером 37:24:020561:80 расположен по адресу: г. Иваново, ул. Минская, д. 120, его площадь составляет 6290 кв. м. Земельный участок закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования за ФГУ "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта", которому на праве оперативного управления принадлежит учебное здание и автодром, расположенные на данном земельном участке.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215.
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра, и картографии" Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднены. Функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Ивановской области проводились ФГУП "ФКЦ "Земля". Из пояснений представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области следует, что для выполнения работы по оценке рыночной стоимости земель, построению статистических моделей и внесению информации в специальное программное обеспечение для расчета кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ивановской области также были привлечены Ярославский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный Кадастровый Центр "Земля" и ООО "Группа комплексных решений".
По результатам проверки отчета по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ивановской области Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. № 39, что подтверждается письмом Росреестра от 10.06.2009 г. № 3-3826-ГЕ и актом проверки № 4 (л.д. 111, 112).
После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки были направлены в Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, которое представило их на утверждение в Правительство Ивановской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Правительством области 27 августа 2009 года путем принятия оспариваемого постановления. Постановление официально опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области" 11.12.2009 г., 18.12.2009 г., специальный выпуск, части I - IV.
В судебном заседании установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:020561:80, указанная в результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Ивановской области и прошедших проверку в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, соответствует кадастровой стоимости этого земельного участка, указанной в оспариваемом постановлении Правительства Ивановской области - 51 946 531 руб. 10 коп.
Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Ивановской области (приложение 2 к постановлению); средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Ивановской области (Приложение 3 к постановлению) соответствуют значениям утвержденного отчета.
Доводы заявителя о недостоверности информации, в том числе и в части описания параметров земельного участка с кадастровым номером 37:24:020561:80, о недостаточном изучении факторов, влияющих на стоимость земельного участка, о несоответствии отчета ст. 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ 20.07.2007 г. № 254, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, опровергаются принятым Росреестром по результатам проверки отчета по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ивановской области решением о соответствии отчета Методическим указаниям, а также и самим отчетом, из которого следует, что при его составлении использовано 77 источников информации, в том числе сведения о сделках, отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, учтено более 40 факторов стоимости земельных участков.
Результаты работ по определению кадастровой стоимости земельных участков Росреестром проверялись как на предмет соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов, так и правильности расчетов и полученных результатов, с учетом всех показателей, в том числе критериев полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков, состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.
Каких-либо нарушений при проведении работ по кадастровой оценке Росреестром установлено не было, в связи с чем, было принято решение о соответствии отчета по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ивановской области Методическим указаниям.
При этом при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ивановской области осуществлялся контроль со стороны Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, сам по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений в Ивановской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что постановление Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года № 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области" принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения, опубликовано, не противоречит федеральному законодательству и оснований для признания его недействующим и не подлежащим применению не имеется.
Аналогичная позиция изложена и в решении Ивановского областного суда от 12 августа 2010 года по делу по заявлению С.А. о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года № 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области" в части утверждения в строках № 218631 и № 239883 Приложения № 1 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:020501:0030 и 37:24:040416:0085, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 20 октября 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ФГУ "Ивановский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Ивановской области от 27 августа 2009 года № 249-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области" в части утверждения в строке № 23519 Приложения № 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 37:24:020561:80 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
С.А.ШАНИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru