Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2011 г. по делу № 3-74/11

Калининградский областной суд в лице судьи Калининградского областного суда Науменко Б.И.,
при секретаре Партей Н.Ю.,
с участием прокурора Стариковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2011 года дело по заявлению К. о признании не подлежащим применению (недействительным) пункта 7-го приложения № 1 к Постановлению Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 г. № 818, как не имеющего правовых обоснований и не соответствующего положениям статьи 9 закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" 2004 года № 189-ФЗ,

установил:

К. обратился в суд с заявлением, указав, что Законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17) установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (оплаты жилья) в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг, независимо от принадлежности жилищного фонда.
Статьей 9 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено: "До внесения изменений и дополнений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части по вопросам замены порядка механизма предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг... сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 3-ей статьи 39 Жилищного кодекса, определяемого федеральным законом от 29.12.2004 г. № 188, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме", пунктом 30 которых предусмотрено:
Содержание общего имущества обеспечивается:
а) собственниками жилых помещений за счет собственных средств;
г) собственниками помещений - гражданами получившими (получающими) льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, за счет собственных средств с учетом скидок, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов на осуществление целевых расходов, связанных с предоставлением указанных скидок.
Таким образом, действующим законодательством четко и ясно определен порядок применения статьи 17 закона Российской Федерации 1995 года № 181-ФЗ.
Однако, в Калининградской области льготный порядок оплаты жилья инвалидами - собственниками жилых помещений осуществлялся только до 1 июля 2008 года.
Процессу фактической отмены положений статьи 17 федерального закона 1995 г. № 181 положило письмо из правительства Калининградской области, подписанное министром социальной политики и труда 2 апреля 2008 года за № 1847, в котором приводились нормы статьи 19 Жилищного кодекса, на основании которых следовал неправомерный, противоречащий вышеуказанным нормативным правовым документам вывод об отсутствии права на льготную оплату жилья у инвалидов, проживающих в находящихся в их собственности квартирах, расположенных в многоквартирных, домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Нелегитимные разъяснения министра социальной политики областного правительства обрели нормативную в масштабе области форму, установленную постановлением областного правительства от 24 декабря 2009 года № 818 (пункт 6 приложения № 1 к постановлению), в котором указано: "Размеры компенсации гражданину расходов в части оплаты жилого помещения (плата за социальный наем, а также содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальных услуг... определяются с учетом льгот,... тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг,..."
Следовательно, означенные в пункте 6 приложения № 1 условия оставляют льготу только инвалидам, проживающим в жилых помещениях многоквартирных домов на условиях социального найма, что подтверждается письмом заместителя министра социальной политики и труда от 10.03.10 г № 4752, в котором ошибочно, без учета совокупно действующих законов и других нормативных правовых актов, утверждается, что в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса правовые основания для выплаты компенсации расходов в части оплаты жилого помещения инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах, отсутствуют.
Сфабрикованные в стенах областного правительства противозаконные, показываемые как правовые нормы утверждения, грубо нарушают положения законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, что подтверждается следующим.
Ссылка должностных лиц областного правительства на статью 19 Жилищного кодекса, как обоснование упразднения льготы по оплате жилья, что нашло свое отражение в постановлении областного правительства 2009 года № 818, является несостоятельной, так как указанная статья устанавливает право частной собственности только на жилое помещение. Помещения общего пользования в многоквартирном доме - это не жилые помещения, они не являются частями квартир и принадлежат на правах собственности муниципальному образованию, поэтому никак не могут считаться частной собственностью.
Статьей 15 Жилищного кодекса определено, что объектами жилищных прав являются изолированные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания граждан. То есть право собственности граждан, проживающих в приватизированных квартирах, распространяется только на жилую площадь, указанную в договоре на право владения жилым помещением.
Что касается квартиры, как вида жилого помещения, то это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме (часть 3-ья статьи 16 Жилищного кодекса), в которое не включаются помещения и имущество общего пользования. Иными словами приватизированная квартира, расположенная в доме муниципального жилищного фонда, ограниченная принадлежащими на правах собственности муниципалитету несущими и ненесущими конструкциями такого дома, является частью этого дома. Факт принадлежности квартиры на праве собственности гражданину (инвалиду) не означает, что она не является частью многоквартирного дома. Следовательно, любой гражданин в т.ч. инвалид, проживающий в такой квартире, считается жителем данного дома.
Статьей 17 закона Российской Федерации 1995 года № 181-ФЗ установлено, что порядок предоставления льгот инвалидам определяется Правительством Российской Федерации.
В части 3-ей статьи 39 Жилищного кодекса также указано, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются федеральным Правительством. Данная норма подтверждается пунктом 16 статьи 12 кодекса, которым определено, что установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Таким образом, изложенные в пункте 6 приложения № 1 к постановлению правительства Калининградской области условия, ущемляющие права определенной категории граждан, свидетельствуют о превышении полномочий областного правительства.
Согласно статье 154 (часть вторая) Жилищного кодекса плата за жилые помещения для собственника и нанимателя такого помещения в многоквартирном доме включает в себя:
а) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
б) плату за коммунальные услуги.
Частью 1-ой статьи 158 установлено, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Считает неприменимым пункт 1-ый части 2-ой статьи 19 Жилищного кодекса, если речь идет об оплате расходов на содержание помещений и имущества общего пользования многоквартирного дома, находящегося в собственности муниципалитета (муниципальный жилищный фонд), а не на содержание приватизированной квартиры (частный жилищный фонд), бремя расходов на содержание которой на основании статьи 30 (часть 3-ья) Жилищного кодекса, а также пункта 1-го части 2-ой статьи 19 кодекса несет собственник.
В силу статьи 28.2 федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 (введена федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций.
Таким образом, способ возмещения убытков, вызванных предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установлен на федеральном уровне и не подлежит ревизии иными властными структурами.
Следовательно, неправомерные решения областного правительства и утверждения его должностных лиц входят в противоречие с нормами законов, иных правовых актов российской Федерации, имеющих большую юридическую силу и в соответствии с частью 2-ой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В связи с этим К. просил признать не подлежащим применению (недействительным) пункт 6-ой приложения № 1 к постановлению правительства Калининградской области, как не имеющий правовых обоснований и не соответствующий положениям статьи 9 закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" 2004 года № 189-ФЗ.
В судебном заседании К. поддержал свое заявление в полном объеме, уточнив, что в действующей редакции Постановления Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 г. № 818, он просит признать не подлежащим применению (недействительным) пункта 7-го приложения № 1.
Представитель Правительства Калининградской области Готовчик А.Л. заявление К. не признал, пояснил, что пункт 7 приложения № 1 к постановлению Правительства Калининградской области № 818 от 24.12.2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения у коммунальных услуг отдельным категориям граждан" принят в соответствии с компетенцией Правительства Калининградской области, вопросы оплаты расходов на содержание общего имущества в многоквартирных домах оспариваемый К. пункт не регулирует, и не противоречит действующему законодательству.
Заслушав пояснения К., представителя Правительства Калининградской области, представившего также письменные возражения, заключение прокурора, полагавшего, что заявление К. удовлетворению не подлежит, суд находит, что в удовлетворении заявления К. следует отказать по следующим основаниям.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, в числе иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В Калининградской области принят Закон от 20.08.2009 № 372 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", который регулирует предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области, имеющим право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании ст. 3 Закона от 20.08.2009 № 372 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Калининградской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 861 "Об утверждении Методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции" и Законом Калининградской области "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительство Калининградской области приняло Постановление № 818 от 24.12.2009 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения у коммунальных услуг отдельным категориям граждан", которым утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области.
В соответствии с п. 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, который просит признать недействующим заявитель, размер предоставляемой гражданину компенсации расходов на оплату жилого помещения (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальных услуг определяется с учетом объемов мер социальной поддержки, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании", исходя из тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, установленных законодательством Калининградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Калининградской области.
Указанный нормативный правовой акт принят Правительством Калининградской области в пределах своей компетенции, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в том числе и ст.ст. 8 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 8).
Действие раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами (ст. 9).
Несоответствие оспариваемого нормативного правового акта приведенным нормативным правовым актам заявитель К. увязывает с тем, что Правительство Калининградской области в нем не определило порядок предоставления компенсации расходов по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме инвалидам, каковым он является.
Свою позицию он основывает на неправильном понимании и толковании правовых норм, регулирующих понятие общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме - ст. 290 ГК РФ, Глава 6 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник жилого помещения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491.
Предоставление социальных льгот по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирных домах действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать К. в удовлетворении заявления о признании не подлежащим применению (недействительным) пункта 7-го приложения № 1 к Постановлению Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 г. № 818, как не имеющего правовых обоснований и не соответствующего положениям статьи 9 закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" 2004 года № 189-ФЗ.
Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2011 г.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru