Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

ДОКЛАД

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
В 2010 ГОДУ

В докладе за 2010 г. представлены данные о социально-экономическом развитии Краснодарского края, о демографической ситуации, о состоянии здоровья взрослого и детского населения, о качестве среды обитания и факторах, влияющих на показатели здоровья населения, мерах по стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки. Доклад подготовлен на основании материалов Управления Федеральной службы надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю) и его Территориальных отделов, Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае") и его филиалов, МИАЦ департамента здравоохранения Краснодарского края, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, ГУ "Краснодарский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края.
В подготовке доклада принимали участие:
Клиндухов В.П., Харыбина Н.В., Николаевич П.Н., Шевырева Т.В., Ананич Ю.Г., Никишина Т.Ф., Куккоев С.П., Орлова Е.В., Егоров В.А., Вечерняя Л.С, Балаева М.И., Дараган Ю.Г., Костина Л.А., Полежаева Г.В., Божко И.И., Тешева С.Ч., Мкртчан М.О., Воронкова И.В., Новиненко Т.И., Карпунин О.Ю., Крайнева Л.В. - Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю;
Пархоменко В.В., Куличенко О.А., Рафеенко Г.К., Дараган Н.И., Шалабанова С.С., Землякова Т.А., Менакер С.Я., Завязкина О.В., Шуть И.В., Менакер А.Л., Вечерний О.Е., Щербина Л.И., Губарев А.В. - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае".

Раздел I. СОСТОЯНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Глава 1. ГИГИЕНА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

1.1. Гигиена атмосферного воздуха

Краснодарский край занимает территорию 75,5 тысячи квадратных километров, что составляет порядка 13 процентов общей площади Южного федерального округа и 0,44 процента всей территории Российской Федерации.
Ярко выраженными направлениями специализации Краснодарского края являются агропромышленное производство, производство транспортных услуг (последнее, в частности, связано с высокими объемами транзита по территории края), услуг в сфере рекреации (отдых, туризм и оздоровление).
Транспортный комплекс края обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, внося существенный вклад в повышение "связности" территории страны.
На территории Краснодарского края находятся восемь международных морских портов (Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Ейск, Сочи, Анапа, Геленджик), активно развивается портовая деятельность. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов, переваливаемых морским транспортом, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта.
Самый крупный по объему грузопереработки не только в Южном бассейне, но и во всей Российской Федерации - порт Новороссийск. Порт включен в международный транспортный коридор № 9, крупную транспортную ветвь с направлением от Государственной границы Российской Федерации с Финляндией (Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск). Помимо развитой причальной инфраструктуры порт Новороссийск связан сетью железных дорог и автомагистралей с важнейшими промышленными центрами России, Закавказья и Средней Азии.
Автомобильное сообщение города Новороссийска с краевым центром обеспечивается за счет автомобильной дороги А-146 "Краснодар - Новороссийск", включенной в перечень федеральных дорог. Дорога проходит в основном по территории Краснодарского края, включая небольшой участок, расположенный на территории Республики Адыгея, примыкает к магистрали М-4 "Дон" (NSA2) и является ее дублером, обеспечивая выход к юго-западной части курортной зоны Черноморского побережья и крупнейшему порту юга России Новороссийску в рамках международного транспортного коридора Север - Юг.
По территории Краснодарского края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей.
По приросту объемов перевозок пассажиров в сообщении с регионами страны, ближним и дальним зарубежьем край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации, территорию которых обслуживает Северо-Кавказская железная дорога.
В области воздушного транспорта на территории края осуществляют деятельность 21 авиационное предприятие.
Благодаря благоприятным климатическим условиям и наличию месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром.
В крае сосредоточены основные морские курорты России: города Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск, а также здравницы в городах Горячий Ключ, Хадыженске и Апшеронске, расположенные в живописных местах предгорий Кавказа.
На территории края действуют более 1,2 тысячи организаций курортно-туристского комплекса, которые в период максимального развертывания могут принимать более 200 тысяч отдыхающих (треть емкости всех курортов России). Туризм в Краснодарском крае обеспечивает 20 процентов общего объема услуг российской туристической отрасли.
При установившейся тенденции роста количества автомобильного транспорта уже в ближайшие годы автомобилизация Краснодарского края превысит критический уровень - 300 автомобилей на одну тысячу жителей. Возрастающий статус Кубани как курортно-туристической зоны, проведение XXII Олимпийских зимних игр в 2014 году в городе Сочи привлекает дополнительно большое количество туристов, многие из которых приезжают на отдых на собственном транспорте.
Одной из основных причин, существенно влияющих на состояние воздушного бассейна населенных пунктов Краснодарского края, является выброс в атмосферный воздух значительного количества загрязняющих веществ от автотранспортных средств - более 600 тысяч тонн в год. Вклад автотранспорта в суммарный выброс загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников по краю в целом составляет более 80 процентов.
В настоящее время автотранспортный комплекс края включает в себя свыше 1 тысячи организаций всех отраслей экономики, которые осуществляют свою деятельность на рынке транспортных услуг. В системе автомобильного транспорта общего пользования насчитывается свыше 130 крупных и средних автотранспортных организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки.
Автомобильный парк Краснодарского края насчитывает свыше 1,5 миллиона автомобилей, включая легковые автомобили индивидуальных владельцев. Несмотря на обновление подвижного состава автомобильного парка, срок его эксплуатации остается значительным и составляет в специализированных автотранспортных организациях около 10 лет, а в отдельных автотранспортных организациях колеблется от 9 до 13 лет. Многие автотранспортные организации обновляют свой парк за счет ввода в эксплуатацию автотранспортных средств зарубежного производства, большую часть которых (около 60 процентов) составляют подержанные автомобили со сроком эксплуатации более 10 лет.
Высокий уровень загрязнения воздушного бассейна урбанизированных территорий Краснодарского края, определяемый в основном выбросами от автотранспорта, подтверждают и данные результатов мониторинга атмосферного воздуха, осуществляемого органами Росгидромета и другими организациями в городах Краснодаре, Новороссийске, Туапсе, Армавире, Белореченске, а также в городе-курорте Сочи.
По результатам многолетних наблюдений города Новороссийска и города Краснодара, где проживает более 30 процентов городского населения края, систематически включаются в приоритетный список городов России с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Транспорт, в первую очередь грузовой автотранспорт, является и источником шумовых загрязнений крупных городов, особенно города Краснодара. Уровень шума от автотранспорта намного превышает гигиенические нормы.
Учреждениями Роспотребнадзора осуществляется контроль состояния атмосферного воздуха на территории Краснодарского края.
Анализ состояния атмосферного воздуха в Краснодарском крае проводился на основании отчетной формы № 18. В форму № 18 включены исследования, проведенные в рамках социально-гигиенического мониторинга (СГМ), контрольно-надзорных мероприятий и внебюджетной деятельности ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (производственный контроль на границах санитарно-защитных зон предприятий с жилой застройкой и территориях земельных участков, выделяемых под жилую и общественную застройку).
По итогам анализа мониторинга и результатов контрольно-надзорных мероприятий в адрес администраций ежегодно направляются Информационные бюллетени о состоянии среды обитания и здоровья населения. В этих документах главам администраций предлагается разработка и финансирование целевых программ, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки на территориях административных районов, в т.ч. снижение негативного воздействия автотранспорта на население Краснодарского края.
Так, Законом Краснодарского края от 3 февраля 2009 г. № 1692-КЗ "О программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года" в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в части снижения загрязнения атмосферного воздуха предполагается усиление контроля качества реализуемого на территории края автомобильного топлива, обеспечение рациональной системы дорожного движения в городах и строительство объездных дорог, усовершенствование автотранспортных средств в целях сокращения объема выбрасываемых ими вредных веществ.
Краснодарский край по мере возможности старается улучшить состояние сети региональных дорог.
С 2008 года началась реализация стратегии сокращения недоремонта. Объем ремонта будет увеличиваться на 200 - 300 километров в год. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года № 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" принято постановление главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 2008 года № 332 "О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правилах их расчета".
В 2010 году выполнен ремонт большей части Федеральной автодороги М-4 "Дон" от границы с Ростовской областью до ст. Павловской. В стадии ремонта находится участок ФАД, проходящий по территории Крыловского района. В рамках ремонта выполнено расширение федеральной автодороги, благоустройство подъездных путей к автовокзалам ст. Павловской, Кущевской. Качество дорожного покрытия, количество полос проезда, организация движения позволяет повысить скорость проезда по автодороге и как следствие избежать заторов автомобильного транспорта, в том числе и в курортный период, являющийся пиковым для автомобильного движения Краснодарского края, что в свою очередь снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Важной проблемой является также крайне низкое транспортно-эксплуатационное состояние и уровень безопасности дорожного движения местной улично-дорожной сети ввиду недостатка средств бюджетов муниципальных образований. Для исправления этой ситуации в Краснодарском крае реализуются пять краевых целевых программ, которые предусматривают не только капитальный ремонт и реконструкцию аварийно-опасных участков, но и строительство транспортных развязок (город Краснодар), создание автоматизированной системы управления дорожным движением, строительство парковок (город Сочи).
Для оценки возможного негативного влияния вновь формируемых и существующих промышленных зон Управлением проводятся исследования атмосферного воздуха на границах промышленных зон и ближайшей жилой застройки, на стационарных постах.




























- ведение мониторинга за контаминацией пищевых продуктов и продовольственного сырья загрязнителями химической и микробиологической природы;
- оценка риска для здоровья населения, связанного с контаминацией пищевых продуктов;
- дальнейшее совершенствование нормативно-методической базы, регламентирующей производство и оборот биологически активных добавок к пище;
- работа со средствами массовой информации по вопросам здорового образа жизни, организации правильного питания, предупреждения пищевых отравлений; качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов отечественного производства, импортируемых, реализуемых населению;
- обеспечение действенного контроля производства и реализации алкогольной продукции.
В области гигиены на транспорте:
- совершенствование нормативно-методической базы по разделу "гигиена транспорта" в рамках разработки современных санитарно-эпидемиологических требований к строительству и реконструкции транспортных средств; модернизации морских, речных портов, аэропортов, служб обеспечения деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта; обоснованию санитарно-защитных зон, санитарной охраны акватории порта; обеспечению условий труда работников транспорта, пассажирских и грузовых перевозок;
- проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектно-технической документации на строительство новых транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;
- обеспечение разработки мероприятий по охране окружающей среды и здоровья населения от неблагоприятного воздействия производственной деятельности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;
- создание федеральной информационной системы по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия на транспорте.
В области улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в детских и подростковых учреждениях:
- совершенствование нормативной, правовой и методической базы по разделу "Гигиена детей и подростков", пересмотр устаревших документов, внесение актуальных изменений и разработка новых;
- усиление контроля за организацией безопасного и качественного питания в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей и подростков, ведение просветительской работы с организаторами и поставщиками. Использование в рационах питания натуральных продуктов, с повышенной пищевой и биологической ценностью, витаминизированных;
- взаимодействие с администрациями учреждений, педагогическими работниками и другими заинтересованными лицами и организациями в области создания благоприятных условий обучения, воспитания, отдыха детей и подростков;
- ведение социально-гигиенического мониторинга влияния среды обитания на состояние здоровья детского и подросткового населения, разработка комплекса мероприятий по устранению причин негативного влияния среды на здоровье подрастающего поколения;
- реализация мероприятий по контролю за организацией и проведением летней оздоровительной кампании;
- осуществление государственного надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков в соответствии с требованиями Федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ, "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" № 134-ФЗ и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 2300-1;
- реализация существующих целевых программ и разработка новых, направленных на решение вопросов охраны здоровья детей и подростков.
В области улучшения санитарно-эпидемиологического состояния объектов коммунально-бытового назначения:
- совершенствование нормативно-методической базы для объектов коммунально-бытового назначения;
- повышение гигиенической грамотности руководителей и персонала объектов коммунально-бытового назначения;
- координация деятельности заинтересованных служб и ведомств.
В области обеспечения безопасности населения и надзора за источниками физических факторов:
- совместно с органами исполнительной власти создавать условия для замены устаревших технологических процессов и оборудования на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях и вывода работающих из вредных для здоровья условий, прежде всего с повышенным уровнем шума и вибрации;
- осуществлять контроль проведения мероприятий по защите населения от сверхнормативного воздействия транспортного шума (от автотранспорта и авиационного), в т.ч. по организации санитарно-защитных зон и разрывов для объектов - источников транспортного шума, в том числе аэропортов, и производственного контроля (мониторинга) шума от этих объектов на территории населенных пунктов;
- совместно с органами исполнительной власти разрабатывать целевые региональные программы по снижению неблагоприятного воздействия физических факторов неионизирующей природы на работников и население, включая детальное изучение акустической и электромагнитной обстановки в населенных пунктах.
В области обеспечения радиационной безопасности населения:
- для объективной оценки радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации, контроля облучения населения за счет различных источников излучения и проведения эпидемиологического анализа необходимо продолжить совершенствование работы по радиационно-гигиенической паспортизации и функционированию единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;
- для оценки возможного воздействия на здоровье населения и его критических групп (ликвидаторов, участников радиационных аварий, лиц категории А, населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях) необходимо обеспечить регистрацию лиц, подвергшихся радиационному аварийному облучению;
- с целью снижения доз медицинского облучения населения необходимо совершенствовать в субъектах Российской Федерации систему контроля и учета доз медицинского облучения пациентов;
- усилить надзор за обеспечением радиационной безопасности:
- дозами облучения персонала, работающего с источниками излучения;
- своевременной утилизацией неиспользуемых радиоактивных источников и радиоактивных отходов;
- предотвращением попадания радиационных источников в металл и недопущением использования загрязненного радионуклидами металлолома и металлопродукции;
- для ограничения облучения работников природными источниками ионизирующего излучения при использовании минерального сырья 3 - 4 классов оценить уровни облучения работающих и разработать мероприятия по их минимизации с учетом результатов производственного контроля.
В области профилактики и борьбы с инфекционными болезнями:
- Оптимизация противоэпидемической работы, недопущение формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней, своевременной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера на территории края.
- Достижение уровня инфекционной заболеваемости, заложенного в ведомственных целевых программах.
- Оптимизация работы по повышению качества лабораторной и клинической диагностики заболеваний инфекционных заболеваний.
- Обеспечение противодействия распространению ВИЧ-инфекции путем повышения эффективности мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ, включая медикаментозную профилактику и социальную поддержку ВИЧ-инфицированных и их семей, достижение стабилизации эпидемической обстановки по ВИЧ-инфекции.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12.04.2010 № 23 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005 - 2010", а не Реализация "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г. в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005 - 2010 гг."

- Реализация "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 г. в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005 - 2010 гг.", проведение мероприятий по подтверждению статуса Краснодарского края как территории свободной от эндемичной кори.
- Оптимизация работы по профилактике и эпиднадзору за полиомиелитом, ОВП и энтеровирусными инфекциями в соответствии с Национальным планом действий на 2009 - 2011 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации и планом действий на 2009 - 2011 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Краснодарского края.
- Повышение эффективности и результативности контрольно-надзорных функций.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru