Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2012 г. № 1

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕСЕННЕГО ПАВОДКА
2012 ГОДА

Я, главный государственный санитарный врач по Мурманской области, Лукичева Л.А., в связи с приближением весеннего паводкового периода 2012 года предупреждаю о потенциальной возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и опасных последствий, создающих угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний при непринятии своевременного и исчерпывающего комплекса превентивных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Мурманской области.
На территории Мурманской области отмечается нестабильная эпидемиологическая ситуация по острым кишечным инфекциям (ОКИ) В 2011 году заболеваемость ОКИ выросла по сравнению с 2010 годом на 4,4 % за счет роста заболеваемости ОКИ вирусной этиологии на 13 %. Значительный рост заболеваемости ОКИ наблюдался в г. Кировске - в 1,9 раза, Мончегорске - в 1,6 раза. В Мурманске, Апатитах и Мончегорске заболеваемость превысила среднеобластной показатель (638,7 на 100 тыс. населения).
В Мурманской области 93,7 % населения использует для питьевых целей воду поверхностных водоисточников.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом в Мурманской области отмечается увеличение удельного веса проб воды водоисточников не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям с 30,57 % до 35,16 %. Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в 2011 году составил 1,4 % (в 2010 г. - 2,76 %). Вместе с тем превышение среднеобластного показателя несоответствия проб по микробиологическим показателям более чем в два раза отмечается в г. Мурманске (2,94 %), г. Апатиты (3,7 %), Кольском районе (3,35 %).
Негативное влияние на качество поверхностных вод оказывает сброс недостаточно очищенных сточных вод из-за неудовлетворительного санитарно-технического состояния канализационных очистных сооружений, которое характеризуется высоким процентом изношенности, несоответствием их мощности объему принимаемых сточных вод, использованием малоэффективных методов очистки, не отвечающих современным требованиям к уровню оснащения канализационных очистных сооружений.
В 2011 году под надзором Управления Роспотребнадзора по Мурманской области находилось 83 канализационных очистных сооружения, около четверти из которых (22,8 %) фактически осуществляют только обеззараживание сбрасываемых сточных вод.
Наибольшую антропогенную нагрузку в области по-прежнему испытывает р. Кола. Остается неудовлетворительным состояние водоочистки водоисточников г. Мурманска - оз. Первое, р. Большая Лавна, п. Ревда - оз. Сычуль, с. Ловозеро - р. Вирма, ЗАТО г. Североморск - Н. Ваенгское, оз. Плоское, р. Малая Средняя, оз. Большегрязненское, р. Средняя, что является фактором риска ухудшения качества питьевой воды.
В результате сброса сточных вод с территорий и пометохранилищ ООО "Птицефабрика "Мурманская", ОАО "Птицефабрика "Снежная", илохранилища ООО "Свинокомплекс "Пригородный" в бассейн р. Кола возникает угроза нарушения стабильной работы сооружений по очистке сточных вод и воды источника водоснабжения, оказывающей негативное влияние на качество питьевой воды для населения Мурманской области (г. Мурманска, Колы, Кольского района).
Негативное влияние на качество воды водопроводов, получающих воду из поверхностных водоемов на территории области, оказывает отсутствие на 71,1 % из них необходимого комплекса очистных сооружений (42 из 59).
Также серьезную эпидемическую опасность ухудшения показателей качества воды представляет вторичное микробное загрязнение питьевой воды в разводящей сети, связанное с изношенностью разводящих сетей водопроводов в среднем до 70 %.
Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2011 году остался на уровне 2010 года (соответственно 1,15 % и 1,2 %).
Вместе с тем значительно выше среднеобластного показателя удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, отмечается в Кольском районе (6,74 %), Кандалакшском районе (2,74 %), Ловозерском районе (1,97 %)
Особую тревогу вызывает рост в целом по области удельного веса проб питьевой воды водопроводов, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в т.ч. за последний год (с 2010 по 2011 год) соответственно с 24,9 % до 36,4 %, что выше среднероссийского показателя - 16,8 % (2010 год).
Наиболее неблагоприятная ситуация по данному показателю отмечается в Ловозерском, Кольском районах, г. Мурманске, ЗАТО Североморске, где процент проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, выше среднеобластного и составляет от 36,8 % до 74,7 %.
На территории Мурманской области 3,9 % населения пользуется нецентрализованными источниками водоснабжения.
14,29 % проб воды источников нецентрализованного водоснабжения (колодцы, каптажи) по области по итогам 2011 года не соответствуют нормам по санитарно-химическим показателям, 2,3 % проб - по микробиологическим показателям.
Наибольший процент неудовлетворительных проб отмечается в Кольском, Кандалакшском, Ловозерском районах.
Отсутствие должного контроля со стороны органов местного самоуправления за санитарно-техническим состоянием колодцев, проведением ежегодных дезинфекционных мероприятий является фактором риска возникновения инфекционных заболеваний.
Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области в 2011 году, свидетельствуют о нарушениях органами местного самоуправления установленных правил и норм к организации системы очистки территорий населенных мест, вывоза отходов, оборудования контейнерных площадок, что способствует возникновению несанкционированных свалок и оказывает неблагоприятное воздействие на среду обитания человека, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку в области.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, максимального снижения риска возникновения аварийных ситуаций и последствий весеннего половодья и паводков, во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:
1. Руководителям органов местного самоуправления на территории Мурманской области рекомендовать:
1.1. Принять исчерпывающие меры по готовности объектов к обеспечению жизнедеятельности населения, в т.ч. водоснабжению, организации питания, медицинской помощи, в период прохождения паводковых вод.
1.2. Разработать комплекс мероприятий по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в части обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и предотвращения загрязнения водных объектов.
1.3. Рассматривать на заседаниях КЧС, межведомственных совещаниях городов и районов области вопросы о минимизации эпидемиологических последствий паводка и готовности заинтересованных организаций и служб к работе в этот период.
1.4. Провести проверку безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципальных районов, назначить лиц, ответственных за их состояние и готовность к паводку.
1.5. Активизировать работу по выполнению программ социально-экономического развития муниципальных образований в части модернизации системы питьевого и горячего водоснабжения посредством восстановления и замены изношенных трубопроводов.
1.6. Организовать в случаях несоответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам подвоз воды спецавтотранспортом населению и на объекты социально-бытового назначения, в т.ч. образовательные и лечебно-профилактические учреждения.
1.7. Потребовать от хозяйствующих субъектов, руководителей коммунальных служб районов выполнения комплекса мероприятий профилактического хлорирования и дезинфекции водопроводных сетей, эффективной работы очистных сооружений канализации, предотвращения сброса неочищенных и необеззараженных промышленных, хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод.
1.8. Принять меры по обеспечению сельского населения водой гарантированного качества, обеззараживанию воды децентрализованных систем водоснабжения (каптажей, общественных колодцев и колонок), благоустройству территории.
1.9. Иметь необходимый запас реагентов и дезинфекционных средств для обеспечения стабильной работы по очистке природных и сточных вод.
1.10. Информировать население о вводимых ограничениях подачи питьевой воды, организации подвоза питьевой воды и других принимаемых мерах.
1.11. Организовать приведение в соответствие с требованиями санитарного законодательства рекреационных зон, мест массового отдыха населения.
1.12. Активизировать работу административных комиссий по решению вопросов санитарной очистки и благоустройства территорий населенных мест, содержания зон санитарной охраны водоисточников.
1.13. Провести очистку территорий, гаражных кооперативов от мусора, очистку и дезинфекцию выгребных ям, емкостей-накопителей стоков, ликвидировать стихийные свалки.
1.14. Информировать в течение 24 часов Управление Роспотребнадзора по Мурманской области или его территориальные отделы о чрезвычайных ситуациях на объектах водоснабжения и водоотведения.
2. Руководителям предприятий, организаций, учреждений независимо от их правового статуса и форм собственности обеспечить:
2.1. Готовность к пропуску паводковых вод: сетей водоснабжения, канализации (в т.ч. ливневой, дренажных отводящих сетей) объектов, а также навозохранилищ, пометохранилищ, полигонов складирования бытовых и промышленных отходов, нефтебаз и складов ГСМ в соответствии с планами мероприятий.
2.2. Готовность объектов к локализации и ликвидации аварийной ситуации.
2.3. Надежную эксплуатацию очистных сооружений, пометохранилищ, навозохранилищ животноводческих, птицеводческих и других объектов, а также проведение производственного контроля водоемов - приемников сточных вод с целью защиты окружающих территорий от возможных загрязнений.
2.4. Своевременное устранение аварий на сетях водопроводов с последующим проведением промывки и дезинфекции аварийных участков с последующим лабораторным контролем эффективности мероприятий.
2.5. Очистку территорий зон санитарной охраны водоисточников второго и третьего поясов от свалок мусора, обследование мест складирования бытовых и промышленных отходов, навозохранилищ, иловых площадок, скотомогильников, нефтебаз и складов ГСМ, станций перекачки и мест выпуска сточных вод с принятием мер по недопущению разрушений и минимизации угрозы загрязнения среды обитания в период паводка.
2.6. Ликвидацию несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов на подведомственных территориях и в пределах населенных пунктов.
3. Владельцам водопроводов, руководителям жилищно-коммунальных хозяйств обеспечить:
3.1. Разработку и организацию комплекса мероприятий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой в паводковый период.
3.2. Подготовку аварийных служб к устранению аварий на водопроводных и канализационных сетях.
3.3. Водопроводы достаточным количеством реагентов и обеззараживающих средств, исходя из суточного расходования, неукоснительное соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки.
3.4. Увеличение кратности лабораторных исследований при проведении производственного контроля качества воды при водоподготовке, в разводящей сети с проведением паразитологических исследований в поверхностных водоисточниках, перед подачей в распределительную сеть.
3.5. Исправность работы резервного оборудования, сохранность пломб на аварийных выпусках, проведение ревизии смотровых колодцев и сетей.
3.6. Очистку зон санитарной охраны первого пояса водоисточников, в том числе децентрализованных (колодцев, каптажей, родников), от мусора и других отходов в целях предотвращения от загрязнения.
3.7. Информирование Управления Роспотребнадзора по Мурманской области или его территориальных отделов в еженедельном режиме о выполнении производственного контроля качества воды и о каждом случае ухудшения, аварийных и других чрезвычайных ситуациях.
3.8. Принятие безотлагательных мер по очистке придомовых территорий и приведение ее в удовлетворительное санитарное состояние.
4. Министерству здравоохранения и социального развития Мурманской области (Рубин А.Д.) рекомендовать:
4.1. Разработать планы перепрофилирования отделений лечебно-профилактических учреждений на случаи массового распространения острых кишечных заболеваний.
4.2. Обеспечить целенаправленное обследование больных на ротавирусную инфекцию, криптоспоридиоз, лямблиоз и другие инфекции с целью улучшения этиологической расшифровки острых кишечных инфекций.
4.3. Обеспечить своевременное проведение полного комплекса первичных противоэпидемических мероприятий в очагах кишечных инфекций.
5. Начальникам структурных и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Мурманской области:
5.1. Направить в срок до 30.03.2012 предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в паводковый период в адрес руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, руководителям предприятий водоснабжения и водоотведения населенных мест, предприятий, являющихся источниками загрязнения водоисточников.
5.2. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнением предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от их правового статуса и форм собственности, противопаводковых мероприятий, особенно предприятиями, обеспечивающими эксплуатацию водозаборов, канализационных очистных сооружений, предприятиями сельского и жилищно-коммунального хозяйств, инициировать надзорные мероприятия в рамках прокурорского надзора.
5.3. Шире использовать меры административного принуждения к виновным в нарушении санитарного законодательства, инициировать передачу материалов в суд и прокуратуру.
5.4. При ухудшении качества воды, в случае подтопления скважин, резервуаров и других водопроводных объектов, прочих угрожающих ситуациях потребовать введения режимов обеззараживания: гиперхлорирования воды, проведения дезинфекции сетей, резервуаров.
5.5. Обеспечить организацию системы наблюдений и сбора оперативной информации за качеством водопроводной воды, подаваемой населению, состоянием водоисточников, водоемов второй категории, оказывающих влияние на качество воды водоисточников, по данным производственного контроля, в рамках СГМ, государственного надзора на поднадзорных территориях.
5.6. Обеспечить еженедельное предоставление информации в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области о проводимой работе, принятых мерах до 17 часов каждую пятницу, начиная с 16.03.2012 по 20.06.2012.
5.7. Обо всех случаях возникновения чрезвычайных ситуаций незамедлительно информировать Управление Роспотребнадзора по Мурманской области.
5.8. Осуществлять постоянное информирование населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", его филиалам (Ершова С.М.) обеспечить.
6.1. Проведение необходимой подготовки лабораторного и оперативного звена ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", его филиалов для работы в период весеннего паводка и связанных с ним случаев чрезвычайных ситуаций.
6.2. Усиление в рамках государственного надзора лабораторного контроля за качеством воды централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, в том числе по паразитологическим показателям.
6.3. Проведение ежедневного мониторинга заболеваемости острыми кишечными инфекциями, при ухудшении эпидситуации немедленно информировать Управление Роспотребнадзора по Мурманской области для принятия адекватных управленческих решений.
6.4. Своевременное предоставление информации в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области, территориальные отделы Управления сведений по учету ОКИ, качестве природной и питьевой воды, о каждом случае выявления в пробах воды нарушений установленных нормативов качества и безопасности.
6.5. Подготовку информационно-аналитических материалов, в т.ч. о качестве воды питьевой, по данным мониторинга, для еженедельного предоставления в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области.
7. Контроль исполнения постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по Мурманской области Опрю Т.В.

Главный государственный
санитарный врач
по Мурманской области
Л.А.ЛУКИЧЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru