Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. по делу № 3-143/2011

Саратовский областной суд в составе
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре К.М.В.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Универмаг Вольский" о признании недействующим и не подлежащим применению приложения № 1 постановления Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в части утверждения в разделе "Вольский муниципальный район" для кадастрового квартала <...> средних значений удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка в разрезе 5 вида разрешенного использования в размере 2606,07 рублей за кв. м, а также приложения № 4 к постановлению Правительства Саратовской области № 270-П в части утверждения в разделе "Вольский муниципальный район" кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере 11935800,60 рублей

установил:

Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2009 года № 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года № 343-П и от 26 августа 2009 года № 411 - далее по тексту постановление № 270-П) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года. Постановление № 270-П имеет приложения в виде таблиц.
Приложением № 1 к названному постановлению утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в разрезе 5 вида разрешенного использования в кадастровом квартале <...> в сумме 2606,07 рублей.
Приложением № 4 к постановлению № 270-П утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей.
Постановление Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П было опубликовано в официальном издании "Собрании законодательства Саратовской области" № 16 за июль 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Универмаг Вольский", являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 4580 кв. м, обратилось в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента принятия постановления № 270-П в части утверждения приложения № 1 среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. метра земельных участков в разрезе 5 вида разрешенного использования в кадастровом квартале <...> в сумме 2606,07 рублей кв. м, и приложения № 4 в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей.
Требования обоснованы тем, что постановлением Правительства Саратовской области № 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" от 07 июля 2009 года была установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, однако указанная стоимость земельного участка не соответствует пункту 2 статьи 66 Земельного Кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", расчеты произведены с нарушением Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39, нарушены требования Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", поскольку, указанные показатели установлены без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов.
Поскольку Правительством Саратовской области в приложении № 1 к постановлению № 270-П утверждены иные средние значения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков, арендуемых ООО "Универмаг Вольский", чем это было согласовано с Роснедвижимостью, такое утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель может быть признано только при наличии заключения Роснедвижимости о соответствии данных результатов Методическим указаниям
На основании изложенного заявитель полагает, что приложения № 1 и № 4 к постановлению № 270-П в оспариваемой части не соответствуют федеральному закону, свидетельствуют о недостоверности результатов кадастровой оценки, что нарушает его права как арендатора на уплату установленного законом размера арендной платы.
Представитель ООО "Универмаг Вольский" по доверенности К.В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Саратовской области Х.В.Ю. возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что постановление № 270-П принято Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством, в том числе, с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 и пунктами 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316. По его мнению, оспариваемое постановление Правительства области принято в порядке, определенном федеральными правовыми актами, с учетом представления территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и в основу утвержденных Правительством области результатов государственной кадастровой оценки земель был положен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года, в отношении которого Роснедвижимостью принято решение о его соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Саратовской области от 20.05.2009 имеет номер 202-П, а не 220-П.

Правительством Саратовской области также были соблюдены соответствующие требования Административного регламента исполнения Роснедвижимостью государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России 28 июня 2007 года № 215, что подтверждается тем, что работы по определению кадастровой оценки земель проводились ФГУП "Госземкадастрсъемка", постановлением Правительства Саратовской области от 18 сентября 2007 года № 320-П, актами сдачи-приемки проектно-изыскательных работ от 23 ноября 2007 года. 28 сентября 2007 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России 28 июня 2007 года № 215, которым был утвержден указанный Административный регламент, который стал юридически обязателен только в части тех положений, которые распространили свое действие на правоотношения, сложившиеся после его вступления в силу 28 сентября 2007 года. Наряду с этим Правительством области были предприняты меры по организации усилий соответствующих федеральных и областных органов исполнительной власти в связи с проведением указанной оценки и постановлением от 18 сентября 2007 года № 320-П была создана межведомственная комиссия по содействию в проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов и утверждено Положение о ней. 18 сентября 2007 года протоколом заседания указанной межведомственной комиссии № 1 были одобрены предложения управления Роснедвижимости по Саратовской области и Поволжского филиала ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ по технологии реализации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Саратовской области, утвержден предложенный перечень населенных пунктов, согласован предложенный перечень факторов стоимости, оказывающих существенное влияние на стоимость земельных участков в границах населенных пунктов, согласована возможность определения факторов. Вместе с этим Правительством области были предприняты меры по организации усилий соответствующих федеральных и областных органов исполнительной власти в связи с проведением указанной оценки. Правительством области были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года постановлением от 30 ноября 2007 года № 423-П в отсутствие акта проверки Роснедвижимостью отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие Методическим указаниям. В феврале 2009 года Роснедвижимость произвела проверку данного отчета, и управление Роснедвижимости по Саратовской области уведомило Правительство области о его соответствии Методическим указаниям. Согласно указанному отчету среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков кадастрового квартала <...> в разрезе 5 вида разрешенного использования составило 3634,41 рублей кв. м по состоянию на 1 января 2007 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила 16645597,80 рублей. 3 марта 2009 года Правительством области принято постановлением № 75-П, которым признаны утратившими силу приложения № 1 и 2 к постановлению № 423-П. 23 марта 2009 года управление Роснедвижимости по Саратовской области письмом № 4-556 сообщило Губернатору области о том, что актом проверки указанного отчета Роснедвижимостью от 27 февраля 2009 года № 7 принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям, и направило проект акта Правительству области в электронном виде об утверждении результатов указанной оценки. 2 апреля 2009 года Правительством области принято постановление № 121-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям № 1, 2, в том числе средние удельные показатели кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков кадастрового квартала <...> в разрезе 5 вида разрешенного использования, однако не в размере 3634,41 рублей кв. м, рекомендованном управлением Роснедвижимости по Саратовской области, а в размере 2606,07 рублей. 4 мая 2009 года управление Роснедвижимости по Саратовской области проинформировало Губернатора области о технических недостатках постановления № 121-П. 18 мая 2009 года на заседании рабочей группы по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области
было решено согласовать проект постановления о внесении изменений в постановление № 121-П. 20 мая 2009 года Правительство приняло постановление № 220-П, которым внесены изменения в приложение № 1 к постановлению № 121-П. 1 июня 2009 года управление Роснедвижимости по Саратовской области уведомило комитет по управлению имуществом Саратовской области о технических недостатках постановления № 220-П. 16 июня 2009 года на заседании вышеуказанной группы решено согласовать результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области согласно приложениям № 1 и 2 к проекту постановления Правительства области "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области". Правительство области, принимая 7 июля 2009 года постановление № 270-П (в редакции постановлений Правительства области от 3 августа 2009 года № 343-П и от 26 августа 2009 года № 411-П), не проводило новой кадастровой оценки, устранило замечания управления Роснедвижимости по Саратовской области и утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года частично отклоняющиеся от данных отчета об определении кадастровой стоимости в сторону уменьшения, что, по мнению представителя Правительства области, федеральному законодательству не противоречит, прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего требования организации заявителя удовлетворить, суд приходит к следующему.
Пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии со статьей 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11). Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Регламент).
Регламент определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель (пункт 1 Регламента).
Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 Регламента).
По результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Отчет содержит следующие сведения: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9 Регламента).
Пункты 9.6 - 9.12, 11 Регламента устанавливают, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка). В случае соответствия Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр Отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость. После получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа положений Регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной в соответствии с его требованиями.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 4580 кв., на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом области Правительства Саратовской области от 10 марта 2005 года № 267р и договора аренды № <...> от 14 марта 2005 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом области Правительства Саратовской области и открытым акционерным обществом "Универмаг Вольский" (далее - ОАО "Универмаг Вольский"), предоставлен последним на праве аренды сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 29 - 39). 11 марта 2011 года ОАО "Универмаг Вольский" было реорганизовано путем преобразования в ООО "Универмаг Вольский" (т. 1 л.д. 14 - 15) и соглашением от 26 апреля 2011 года в договор аренды № <...> от 14 марта 2005 года внесены изменения - наименование ОАО "Универмаг Вольский" изменено на ООО "Универмаг Вольский".


Поскольку оспариваемым постановлением затрагиваются права ООО "Универмаг Вольский" как землепользователя на основании договора аренды земельного участка, заявителю принадлежит субъективное право на обращение в суд с требованием об оспаривании в части указанного нормативного правового акта.
В соответствии с приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года № П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" (в редакции приказа от 28 февраля 2007 года) на территориальные органы Роснедвижимости была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке в составе земель населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2007 года между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровыхсъемок" Поволжский филиал (далее по тексту ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ) были заключены договоры на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области неотъемлемой частью которых являлись технические задания (т. 2 л.д. 36 - 185).
По результатам проведения указанных работ ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ был составлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года - далее Отчет (т. 2 л.д. 186 - 250, т. 3 л.д. 1 - 80).
Согласно извещению Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 19 февраля 2009 года № 4-367 проведена предварительная проверка этого отчета, в результате которой установлено, что его состав соответствует условиям технического задания, и он направлен на проверку в Роснедвижимость (т. 3 л.д. 84).
Из акта проверки от 18 - 27 февраля 2009 года, письма Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 23 марта 2009 года № 4-558 следует, что Отчет являлся предметом проверки Роснедвижимости; по результатам проверки Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета Методическим указаниям; Управление Роснедвижимости по Саратовской области представило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области на утверждение в Правительство Саратовской области в виде проекта постановления Правительства Саратовской области с приложениями № 1, 2, 3, 4 (т. 3 л.д. 85 - 87).
Постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 года № 270-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01 января 2007 года, в приложении № 1 к которому были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земли кадастровых кварталов населенных пунктов Саратовской области, в том числе в кадастровом квартале <...> в сумме 2606,07 рублей 1 квадратный метр (т. 1 л.д. 53), в приложении № 4 была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей (т. 1 л.д. 150).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 имеет номер 270-П, а не 270.

Правительство Саратовской области, утверждая в постановлении № 270 (с последующими изменениями) результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, в том числе в приложении № 1 средние значения удельных показателей кадастровой стоимости кадастровых кварталов населенных пунктов Саратовской области и в приложении № 4 кадастровую стоимость земельных участков, оспариваемые заявителями, признало утратившими силу постановления Правительства Саратовской области от 2 апреля 2009 года № 121-П и от 20 мая 2009 года № 202-П.
Исходя из положений Регламента, основным доказательством определения кадастровой стоимости земельных участков является отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
Между тем в Отчете, приобщенном к материалам дела, имеются сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> определена в сумме 16645597,80 рублей (том 10 книга 8, т. 3 л.д. 79 - 80).
В указанном Отчете отсутствуют сведения о том, что средние значения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в разрезе 5 вида разрешенного использования были определены в кадастровом квартале № <...>, в который входит земельный участок кадастровый № <...> в сумме 2606,07 рублей кв. м.
Как видно из тома 9 книги 2 "Расчет средних по кадастровым кварталам значений УПКСЗ", содержащегося в Отчете, среднее взвешенное по площади значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе 5 вида разрешенного использования кадастрового квартала № <...> составляет 3634,41 рублей за кв. м (т. 3 л.д. 77 - 78).
Вопреки требованиям части 1 статьи 249 ГПК РФ Правительство Саратовской области и его представитель не представили суду доказательства обстоятельств, послуживших основанием для утверждения в приложении № 1 к постановлению № 270-П средних значений удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в разрезе 5 вида разрешенного использования в кадастровом квартале <...> в сумме 2606,07 рублей кв. м, и в приложении № 4 к постановлению № 270-П в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей, и законности утверждения этих показателей.
Оценивая в совокупности доказательства, приведенные выше в решении, суд приходит к выводу о том, что Управление Роснедвижимости по Саратовской области письмом от 23 марта 2009 года № 4-558 представило в Правительство Саратовской области на утверждение сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области), прошедшие проверку в Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям. В составе этих сведений были определены также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого является ООО "Универмаг Вольский".
Однако в приложениях № 1 и № 4 к постановлению № 270-П Правительство Саратовской области утвердило средние значения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка, арендуемого ООО "Универмаг Вольский" в кадастровом квартале <...>, в сумме 2606,07 рублей кв. м, а также кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей, которые не соответствуют средним значениям удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра данного кадастрового квартала, представленным ему на утверждение, поскольку среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка в кадастровом квартале № <...> определено в сумме 3634,41 рублей кв. м, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> - в сумме 16645597,80 рублей.
Изложенные обстоятельства представителем Правительства Саратовской области в судебном заседании не оспаривались.
Согласно положений Регламента и пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, представленные ему на утверждение в виде проекта акта данного органа исполнительной власти Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, в отношении которых была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям.
Поскольку Правительством Саратовской области в приложениях № 1 и № 4 к постановлению № 270-П утверждены иные средние значения удельных показателей кадастровой стоимости и иная кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого ООО "Универмаг Вольский", чем это было согласовано с Роснедвижимостью, такое утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель может быть признано законным только при наличии заключения Роснедвижимости о соответствии данных результатов Методическим указаниям.
Представителем Правительства Саратовской области суду не представлены доказательства, подтверждающие, что приведенные выше средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в приложении № 1 к постановлению № 270-П были утверждены при наличии заключения Роснедвижимости об их соответствии Методическим указаниям. Не имеется таких доказательств и в материалах дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области была нарушена, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в разрезе 5 вида разрешенного использования в кадастровом квартале № <...> в сумме 2606,07 рублей кв. м, как и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей (определенная путем умножения кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка на размер земельного участка), были установлены произвольно, без соблюдения установленной процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов, в связи с чем, приложение № 1 к постановлению № 270-П в части утверждения вышеуказанных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости и приложение № 4 указанного постановления в части кадастровой стоимости земельного участка, переданного заявителю в аренду, не соответствуют федеральному законодательству.
По общему правилу, сформулированному в подпункте 7 пункта 1 статьи 1, пунктах 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" предусматривает, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, законом установлена возможность применения кадастровой стоимости земельного участка для определения налоговой базы земельных участков, являющихся объектами налогообложения, а также для расчета арендной платы за земельные участки.
Установление в нормативном правовом акте, не соответствующем требованиям закона, средних значений удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра в кадастровом квартале, в который входит земельный участок, арендуемый ООО "Универмаг Вольский", свидетельствуют о недостоверности этих результатов кадастровой оценки, что нарушает права организации заявителя на уплату законно установленного размера арендной платы по занимаемому земельному участку.
Доводы представителя Правительства Саратовской области о том, что постановление № 270-П в части утверждения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастрового квартала № <...>, а также кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером <...> принято Правительством Саратовской области в пределах его компетенции, с соблюдением порядка проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленного федеральным законодательством, утверждение данных показателей, частично отклоняющихся от отчета об определении кадастровой стоимости в сторону уменьшения, федеральному законодательству не противоречит, прав заявителей не нарушает, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных в решении нормативных правовых актов, противоречат обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении, а в подтверждение их обоснованности доказательств не представлено.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с тем, что приложения № 1 и № 4 к постановлению № 270-П в части утверждения средних значений удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в разрезе 5 вида разрешенного использования в кадастровом квартале № <...> в сумме 2606,07 рубля кв. м и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушает права ООО "Универмаг Вольский", суд приходит к выводу о признании постановления Правительства Саратовской области № 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в этой части недействующим.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения приложений № 1 и № 4 к постановлению № 270-П, должны быть признаны недействующими, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного времени применялся и на основании этого акта были реализованы права и обязанности организаций. В силу этого имеются основания к признанию его недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В силу статей 88, 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением заявления с Правительства Саратовской области в пользу ООО "Универмаг Вольский" подлежат взысканию судебные расходы в размере 3000 рублей - государственная пошлина, оплаченная заявителем при обращении в суд.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) решение суда после вступления в законную силу подлежит опубликованию Правительством Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Универмаг Вольский" удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу приложение № 1 постановления Правительства Саратовской области № 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года № 343-П и от 26 августа 2009 года № 411-П) в части утверждения в строке № 60 раздела "Вольский муниципальный район" для кадастрового квартала <...> средних значений удельных показателей кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков в разрезе 5 вида разрешенного использования в размере 2606,07 рублей кв. м.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу приложение № 4 Постановления Правительства Саратовской области № 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 3 августа 2009 года № 343-11 и от 26 августа 2009 года № 411-П) в части утверждения в строке № 2829 раздела "Вольский муниципальный район" кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в сумме 11935800,60 рублей.
Взыскать с Правительства Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Универмаг Вольский" судебные расходы в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
Решение суда после вступления в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию Правительством Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации и на него может быть принесено представление прокурором в течение 10 дней.

Председательствующий судья
МАКАРОВА Н.А.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru