Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2011 г. по делу № 3-73/2011

Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
при секретаре Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации к Правительству Саратовской области о признании недействующим в части Положения о порядке предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии из областного бюджета бюджету Муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 190-П,

установил:

прокурор Саратовской области в интересах Российской Федерации обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим в части Положения о порядке предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии из областного бюджета бюджету Муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 190-П (далее - Положение), пункта 5 в части слов: "после осуществления за счет средств бюджета муниципального образования кассовых выплат в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением органа местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" о местном бюджете на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов".
В обоснование заявленных требований прокурор указывает следующее. Пунктом 5 Положения установлено, что субсидия расходуется муниципальным образованием "Город Саратов" после осуществления за счет средств бюджета муниципального образования кассовых выплат в пределах сумм бюджетных ассигнований, утвержденных решением органа местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" о местном бюджете на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, и в соответствии с правовым актом, устанавливающим расходные обязательства муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее 3-х лет. Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Саратовской области предусмотрена субсидия на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов муниципального образования "Город Саратов" в размере 429792 тыс. руб.
Согласно пункта 5 Правил предоставления в 2011 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2011 года № 139 установлено, что субсидия предоставляется на основании Соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством регионального развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.1.6. Соглашения о предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджету Саратовской области на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей от 23 марта 2011 года № 58, заключенного Министерством регионального развития России с правительством Саратовской области, правительство области обязано перечислить своевременно и в полном объеме субсидию в местные бюджеты в случае заключения соглашений о предоставлении субсидии на софинансирование муниципальных программ.
В соответствии с заключенным Соглашением между правительством Саратовской области и администрацией муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении в 2011 году из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Саратов" субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов № 106 от 19 апреля 2011 года, муниципальное образование обеспечивает направление средств бюджета муниципального образования "Город Саратов" на финансирование работ в размере 22620632 рублей.
Пунктом 2.1.1 Соглашения предусмотрено, что правительство Саратовской области перечисляет субсидию в доход бюджета муниципального образования "Город Саратов" с учетом соблюдения администрацией муниципального образования обязательств по долевому финансированию объектов не позднее 20 рабочих дней со дня представления в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области утвержденной программы.
Полагает, что требование, установленное пунктом 5 Положения предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии, о расходовании муниципальным образованием "Город Саратов" субсидии после осуществления за счет средств бюджета муниципального образования кассовых выплат в пределах сумм бюджетных ассигнований, утвержденных решением органа местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" о местном бюджете, не соответствует требованиям приведенных нормативно-правовых актов и Соглашений.
В судебном заседании представитель прокурора Саратовской области по доверенности Г. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Саратовской области А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, дав подробные объяснения в обоснование своей позиции.
Заслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Постановление Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 190-П опубликовано в официальном издании Саратовской области - "Собрании законодательства Саратовской области" № 10, март - апрель 2011 года (выход в свет 14 апреля 2011 года).
Суд не находит оснований для удовлетворения настоящего заявления, так как приведенные в заявлении прокурора области доводы о противоречии пункта 5 Положения статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", постановлению Правительства Российской Федерации от 3 марта 2011 года № 139, а также заключенному с администрацией муниципального образования "Город Саратов" соглашению сводятся к применению к пункту 5 Положения норм законодательства, определяющих условия предоставления субсидии и лиц, к полномочиям которых отнесено установление условий предоставления субсидий, тогда как норма, содержащаяся в этом пункте, не определяет условия предоставления субсидии муниципальному образованию "Город Саратов".
Как следует из пункта 5 Положения, он регулирует расходование муниципальным образованием "Город Саратов" уже предоставленной субсидии и никак не может быть расценен как условие предоставления данной субсидии.
Полномочие Правительства области по установлению оспариваемой нормы основано на федеральном законодательстве и законодательстве области.
Так, согласно части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой условия расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 2 Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" правовыми актами Правительства области устанавливаются условия расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета.
Статья 4 Закона области "О предоставлении в 2011 году бюджету муниципального образования "Город Саратов" субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов" также определяет, что условия расходования, но не предоставления субсидии, устанавливаются Правительством области.
Из изложенного следует, что правительство области вправе было установить норму, регулирующую условия расходования субсидии, в пункте 5 Положения.
Введение подобного порядка расходования субсидии, прежде всего, обусловлено установленным указанным Законом области таким условием предоставления субсидии, как выделение из бюджета муниципального образования "Город Саратов" средств на исполнение расходного обязательства, источником обеспечения которого является субсидия в размере не менее 5 процентов расходного обязательства.
Также при разрешении возникшего спора судом учтено, что постановление Правительства области, являясь нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Саратовской области, не может проверяться на соответствие каким-либо соглашениям, не обладающим признаками нормативного правового акта, а тем более соглашениям, заключенным органами исполнительной власти области, по отношению к которым Правительство области обладает правомочием по определению их статуса и компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации к Правительству Саратовской области о признании недействующим в части Положения о порядке предоставления и условиях расходования в 2011 году субсидии из областного бюджета бюджету Муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 13 апреля 2011 года № 190-П, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru