Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2010 г. по делу № 3-62/10

Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Пудова А.В.
при секретаре Я.
с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смоленской области о признании недействующими пунктов 3 и 4 статьи 15 закона Смоленской области от 18 ноября 1996 года № 32-з "О Смоленской областной Думе" (в редакции областного закона от 6 октября 2010 года № 82-з),

установил:

Прокурор Смоленской области обратился в Смоленский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 3 и 4 статьи 15 закона Смоленской области от 18 ноября 1996 года № 32-з "О Смоленской областной Думе" (в редакции областного закона от 6 октября 2010 года № 82-з), которыми предусмотрено сохранение заработной платы с учетом индексации до устройства на новое место работы в течение 1 года председателю Думы, его заместителям и депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, в случае неизбрания или неназначения на должность после окончания срока полномочий либо удовлетворения заявления о добровольной отставке (названных) должностных лиц, если они проработали в этой должности не менее 1 года. По мнению прокурора, выраженному в поступивших 13.12.2010 г. уточнениях, вышеупомянутые нормы областного закона не соответствуют части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также части 2 статьи 64, статьям 129 и 172 Трудового кодекса РФ, которые не предоставляют субъекту РФ право устанавливать гарантии лицам, замещающим выборные государственные должности, после освобождения их от занимаемых должностей. В заявлении указано также, что бюджет области на 33,7% является дотационным, и реализация оспариваемых положений областного закона приведет к нарушению прав Российской Федерации.
Смоленская областная Дума возражала против удовлетворения заявления, считая, что пункты 3 и 4 статьи 15 закона Смоленской области от 18 ноября 1996 года № 32-з "О Смоленской областной Думе" (в редакции областного закона от 6 октября 2010 года № 82-з) не противоречат трудовому законодательству РФ, которое в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов и которым предусмотрена возможность принятия законов субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.
Заслушав объяснения прокурора Юрченковой Л.Н., поддержавшей доводы заявления, объяснения представителя Смоленской областной Думы М., возражавшей против указанных доводов, исследовав письменные материалы дела, Смоленский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Пунктами 3 и 4 статьи 15 областного закона от 18 ноября 1996 года № 32-з "О Смоленской областной Думе" предусмотрено, что председатель Смоленской областной Думы, его заместитель (заместители), депутаты, работающие в Смоленской областной Думе на профессиональной постоянной основе, после освобождения их от занимаемой должности продолжают получать назначенную им заработную плату с учетом индексации до устройства на новое место работы в течение 1 года в следующих случаях:
- неизбрания или неназначения на должность после окончания срока полномочий;
- удовлетворения заявления о добровольной отставке должностных лиц, если они проработали в этой должности не менее 1 года.
В случае если на новом месте работы указанные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то производится доплата до уровня прежней заработной платы, но не более 1 календарного года со дня ухода с должности. Данные выплаты производятся из областного бюджета.
Оспариваемая редакция пунктов 3 и 4 статьи 15 закона Смоленской области от 18 ноября 1996 года № 32-з "О Смоленской областной Думе" была опубликована в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 12 октября 2010 года № 8 часть 2.
Кроме того, аналогичные указанным в пунктах 3 и 4 статьи 15 названного областного закона социальные гарантии, но только для всех лиц, замещавших государственные должности Смоленской области, содержатся в частях 15 и 16 статьи 5 закона Смоленской области от 3 мая 2005 года № 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области", которые прокурором Смоленской области не оспариваются.
Согласно части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.
Согласно статьям 10 и 11 названного Федерального закона, условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.
В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Поскольку вопрос предоставления социальных гарантий депутатам законодательного (представительного) органа субъекта РФ по окончании срока их полномочий федеральным законодательством не урегулирован, то субъект РФ вправе до принятия федерального закона осуществлять собственное правовое регулирование указанных правоотношений.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 года по делу № 51-Г02-50.
С доводами прокурора Смоленской области о противоречии пунктов 3 и 4 статьи 15 закона Смоленской области от 18 ноября 1996 года № 32-з "О Смоленской областной Думе" (в редакции областного закона от 6 октября 2010 года № 82-з) положениям части 2 статьи 64, статей 129 и 172 Трудового кодекса РФ согласиться нельзя.
В силу части 2 статьи 64 Трудового кодекса РФ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 172 Трудового кодекса РФ, гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что часть 2 статьи 64 и статья 129 Трудового кодекса РФ не регулируют вопросы, связанные с предоставлением работникам социальных гарантий в случае прекращения с ними трудовых (служебных) отношений.
Что касается статьи 172 Трудового кодекса РФ, то она носит отсылочный характер и сама по себе не содержит запрета на установление гарантий лицам, ранее замещавшим выборные государственные должности.
Указанная норма находится во взаимосвязи с положениями статьи 6 Трудового кодекса РФ, а также части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 1 статьи 5, статей 10, 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми, как упоминалось, субъектам РФ предоставлено право до принятия соответствующего федерального закона осуществлять собственное правовое регулирование отношений, связанных с установлением социальных гарантий депутатам законодательного (представительного) органа по окончании срока их полномочий.
По изложенным выше основаниям доводы заявления о том, что бюджет Смоленской области на 33,7% является дотационным, не имеют юридического значения.
Руководствуясь статьями 194 - 199, а также статьей 253 ГПК РФ, Смоленский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Смоленской области о признании недействующими пунктов 3 и 4 статьи 15 закона Смоленской области от 18 ноября 1996 года № 32-з "О Смоленской областной Думе" (в редакции областного закона от 6 октября 2010 года № 82-з) отказать.
В течение 10 дней после принятия решения в окончательной форме оно может быть обжаловано, а прокурором на решение подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 21 декабря 2010 года.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru