Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. № 1

О НАДЗОРЕ ЗА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Я, главный государственный санитарный врач по Тульской области Данилина Л.Н., проанализировав данные о состоянии здоровья населения, производстве и обороту алкогольной продукции, отмечаю следующее:
в Тульской области, по данным Росстата, сохраняется высокий уровень заболеваемости алкоголизмом среди населения. Уровень алкоголизации населения Тульской области в 2010 г. составил 1924,9 на 100 тыс. населения, что практически на уровне показателя за 2009 г. (1997,6 на 100 тыс. населения) и значительно превышает средние данные по РФ и ЦФО за 2010 г. - 1366,6 и 1444,6 на 100 тыс. населения.
Показатель впервые выявленной заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами в 2010 году (118,7 на 100 тыс. нас.) снизился по сравнению с 2009 годом (137,8 на 100 тыс. нас.) на 13,2 процента, тем не менее остается выше среднероссийского за 2010 год (107,7 по РФ и 99,7 по ЦФО). На конец 2010 года по области состояло на учете с диагнозом зависимость от алкоголя 29841 человек.
По данным токсикологического мониторинга, проводимого ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области", в 2011 году среди населения Тульской области зарегистрировано 1029 случаев отравлений спиртосодержащей продукцией, из них умер практически каждый второй (493 случая). В подавляющем большинстве случаев (более 90 процентов) причиной смерти становится избыточное употребление алкоголя, не совместимое с жизнью, и гораздо реже - отравления разного рода суррогатной продукцией. В 2010 г. был зарегистрирован факт смерти ребенка до 3 лет от употребления алкогольной продукции, проживавшего в асоциальной семье. Смертельным исходом заканчиваются и другие заболевания, связанные со злоупотреблением алкоголем, причем подавляющее большинство погибших - люди в трудоспособном возрасте. Уровень смертности, связанной с употреблением алкоголя, значительно выше среди сельских жителей, чем среди жителей городских поселений области.
Решение задач по укреплению здоровья населения и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции.
Управлением Роспотребнадзора по Тульской области за 3 последних года (с 2009 по 2011 гг.) было проверено 489 объектов, занятых производством и оборотом алкогольной продукции, за выявленные нарушения требований законодательства по результатам проверок наложено 230 штрафов на сумму 964500 руб., материалы 42 дел переданы на рассмотрение в судебные органы. На базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" и его филиалов проведено исследование 473 образцов алкогольной продукции. В связи с несоответствием требованиям нормативной и технической документации по показателям качества снято с реализации 103 партии алкогольной продукции в объеме 784 л.
По оперативным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, в 2011 г. на региональном рынке (в абсолютном алкоголе с учетом всех источников поступления) было реализовано 1156,3 тыс. дкл алкогольной продукции, что на 3,6 процента больше, чем в 2010 г. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. розничная продажа водки и ликеро-водочных изделий увеличилась на 2,6 процента, виноградных и плодовых вин - на 1,4 процента, шампанского - на 7,1 процента. Значительно увеличилась продажа населению слабоалкогольной продукции (слабоалкогольных напитков и пива) - на 14,6 процента и 7,5 процента соответственно. Данные об объемах продаж алкогольных напитков косвенно свидетельствуют об объемах потребления их населением, поскольку спрос формирует предложение.
Распространенность связанных с алкоголем проблем находится в прямой зависимости от ежегодного потребления спиртных напитков на душу населения. В 2011 году среднедушевое потребление алкогольной продукции и пива (в абсолютном алкоголе) населением области снова увеличилось относительно предыдущего года на 4,2 процента и достигло уровня 7,5 л/чел. Сложившаяся ситуация обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий.
Особую тревогу вызывает все более активное приобщение к употреблению алкоголя подростков и женщин, что значительно увеличивает риск развития алкогольных заболеваний и степень негативного воздействия алкоголизации на здоровье подрастающих поколений. Это также в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.
Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации, особенно для девочек. Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных напитков. Результаты социологических исследований, проводимых ГУЗ ТО "Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр" среди подростков Тульской области, за ряд лет свидетельствуют о том, что подавляющее большинство опрошенных уже пробовали употреблять алкогольные напитки, таких более 90 процентов, причем начало употребления алкоголя приходится на возраст 13 - 16 лет. Одной из основных проблем является приобщение к алкоголю в семье. Около 80 процентов из попробовавших продолжают употреблять алкоголь и в настоящее время, около 15 процентов из них выпивают раз в неделю и чаще. Среди причин для употребления алкоголя подростки называют праздник, а также неумение организовать свой досуг, неприятности. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в алкогольной компании. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.
Учитывая вышеизложенное и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Законом от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", КОАП РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" постановляю:
1. Рекомендовать правительству, Тульской областной Думе и органам местного самоуправления Тульской области:
1.1. Рассмотреть вопрос о состоянии здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя.
1.2. Продолжить работу по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции с привлечением органов УМВД, в том числе в местах, близко расположенных к школьным и дошкольным учреждениям. На уровне субъекта РФ законодательно закрепить дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, включая полный запрет продажи во временных организациях общественного питания быстрого обслуживания.
1.3. Разработать комплекс мер, направленных на усиление контроля за соблюдением лицензионных требований при обороте алкогольной продукции, повышение эффективности работы по формированию у населения навыков здорового образа жизни, культуры потребления алкогольных напитков, индикативными показателями реализации которого будут снижение уровня потребления алкогольных напитков среди населения области, снижение уровней заболеваемости и смертности от причин, связанных с употреблением алкоголя.
2. Начальникам отделов, территориальных отделов управления Роспотребнадзора по Тульской области:
2.1. При проведении мероприятий по государственному надзору за организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей в полном объеме использовать меры административного воздействия, в том числе при необходимости в соответствии со ст. 236, 237, 238 УК РФ подавать заявление о возбуждении уголовного дела в Следственное управление Следственного комитета РФ по Тульской области.
2.2. Провести анализ показателей заболеваемости и смертности детского и взрослого населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, и внести совместно с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области", департаментом здравоохранения и заинтересованными ведомствами материалы на рассмотрение в правительство Тульской области и в администрации муниципальных образований для принятия решений по укреплению здоровья населения до 1 июня 2012 г.
2.3. На регулярной основе проводить среди населения информационно-образовательную работу по ограничению потребления алкогольной продукции и формированию здорового образа жизни посредством проведения тематических лекций, семинаров, публикации соответствующих материалов в сети "Интернет" и СМИ.
3. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" (Болдырева В.В.):
3.1. Включить в программу проведения профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, ВУЗов лекции с тематикой "О вреде алкоголя".
3.2. Проводить обработку данных мониторинга острых отравлений химической этиологии, в том числе спиртосодержащей продукцией, с подготовкой аналитических справок и размещением их на сайте управления Роспотребнадзора по Тульской области ежеквартально.
3.3. Обеспечить проведение необходимых лабораторных исследований качества и безопасности алкогольной продукции, в том числе по приоритетным показателям качества и безопасности, определение которых в большей степени может способствовать выявлению фальсифицированной алкогольной продукции.
3.4. Рекомендовать подготовку специалистов-экспертов (не менее 2 человек) по органолептическим исследованиям алкогольной продукции с получением соответствующих документов для последующего участия в работе дегустационной комиссии с привлечением экспертов сторонних организаций.
3.5. Рекомендовать дополнительное включение в область аккредитации испытательного лабораторного центра (ИЛЦ) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" определения органолептических показателей алкогольной продукции.
3.6. Рекомендовать оборудовать дегустационный кабинет алкогольной продукции в ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области".
4. Рекомендовать УМВД РФ по Тульской области (Матвеев С.Е.):
4.1. Активизировать работу по пресечению незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
4.2. При выявлении на потребительском рынке фальсифицированной алкогольной продукции и нахождения в обороте спиртосодержащих жидкостей непищевого характера, используемых в качестве суррогатов алкоголя, незамедлительно принимать меры к их изъятию и привлечению лиц, осуществляющих их оборот, к ответственности в установленном порядке.
4.3. Рассмотреть возможность организации проведения каждое полугодие силами органов внутренних дел рейдовых проверок соблюдения возрастных ограничений продажи алкоголя в торговых точках.

Главный государственный
санитарный врач
по Тульской области
Л.Н.ДАНИЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru