Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. № 3-12/2011

Верховный суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре М.С.В., с участием представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва И.И.Н., представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва О.Ш.Х., представителя Председателя Правительства Республики Тыва С.М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 8 августа 2011 года гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Конституционного закона Республики Тыва от 30.06.1999 № 250 "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" в части,

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Конституционного закона Республики Тыва от 30.06.1999 № 250 (в ред. от 20.12.2010) "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" (далее - Конституционный закон Республики Тыва) в части.
В обоснование своих требований прокурор указал следующее.
В соответствии с пунктами "г" и "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной и судебной власти, а также судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти руководит Правительство Российской Федерации.
В силу ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В нарушение указанных норм подпунктами 1, 2, 3, 4 пункта 1 ст. 21 Конституционного закона Республики Тыва уполномоченному по правам человека в Республике Тыва предоставлено право беспрепятственно посещать федеральные органы исполнительной власти, запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; проводить проверку деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Подпунктом 6 пункта 1 ст. 21 Конституционного закона Республики Тыва уполномоченный по правам человека в Республике Тыва наделен правом знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Пунктом 2 ст. 21 Конституционного закона Республики Тыва уполномоченному по правам человека в Республике Тыва предоставлены полномочия по безотлагательному приему руководителями и другими должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, лицами начальствующего состава воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Подпунктом 3 пункта 1 ст. 27 Конституционного закона Республики Тыва предусмотрено право уполномоченного по правам человека в Республике Тыва обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации" редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
В нарушение указанных норм пунктом 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва предусмотрено, что периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы Республики Тыва, органы местного самоуправления Республики Тыва, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета Республики Тыва, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.
Применение оспариваемого Конституционного закона Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеуказанные нормы противоречат федеральному законодательству.
Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.
В ходе производства по делу прокурор дополнил свои требования и просил признать также противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 3 пункта 1 ст. 27 Конституционного закона Республики Тыва, которым предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в Республике Тыва вправе обратиться в суд Российской Федерации на территории Республики Тыва с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах. Прокурор считает, что данная норма противоречит Гражданскому процессуальному кодексу РФ.
В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва И.И.Н. заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва по изложенным в заявлении основаниям поддержал и пояснил, что подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 ст. 21 Конституционного закона Республики Тыва оспариваются прокурором только в части, касающейся федеральных органов исполнительной власти.
Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва О.Ш.Х. с заявлением согласилась частично, указав на то, что подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 ст. 21 Конституционного закона Республики Тыва не соответствуют федеральному законодательству в части, касающейся федеральных органов исполнительной власти, а пункт 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва - только в части периодического печатного издания, финансируемого за счет средств федерального бюджета.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва С.М.В. также согласился с заявлением частично и пояснил, что уполномоченный по правам человека в Республике Тыва не осуществляет руководство работой федеральных органов исполнительной власти и не вмешивается в их деятельность; пункт 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва соответствует федеральному законодательству в части периодического печатного издания, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные органы Республики Тыва либо которое финансируется полностью или частично за счет средств бюджета Республики Тыва.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Подпунктами 1, 2, 3, 4 пункта 1 ст. 21 Конституционного закона Республики Тыва уполномоченному по правам человека в Республике Тыва предоставлено право при проведении проверки по жалобе:
беспрепятственно посещать органы государственной власти Республики Тыва, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления Республики Тыва, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также в соответствии с федеральным законодательством беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
запрашивать и получать от государственных органов Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
получать объяснения должностных лиц органов государственной власти Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Республике Тыва и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами Республики Тыва, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Пунктом 2 ст. 21 Конституционного закона Республики Тыва установлено, что по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Подпунктами 1, 3 пункта 1 ст. 27 Конституционного закона Республики Тыва предусмотрено право уполномоченного по правам человека в Республике Тыва по результатам рассмотрения жалобы:
обратиться в суд Российской Федерации на территории Республики Тыва с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
Указанные нормы Конституционного закона Республики Тыва в части предоставления уполномоченному по правам человека в Республике Тыва права беспрепятственно посещать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; проводить проверку деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; предоставления уполномоченному по правам человека в Республике Тыва права безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, лицами начальствующего состава воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания; права обратиться в суд Российской Федерации на территории Республики Тыва с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; права обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "г", "м", "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной и судебной власти; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно частям 1, 3, 5 ст. 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 2 данного Федерального закона).
В оспариваемых нормах Конституционного закона Республики Тыва не конкретизируется, о каких должностных лицах и государственных служащих идет речь. Следовательно, можно сделать вывод о том, что к этим должностным лицам относятся и должностные лица территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а к государственным служащим - и федеральные государственные гражданские служащие.
Предоставление уполномоченному по правам человека права беспрепятственно посещать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц и государственных служащих необходимые сведения, документы и материалы; получать объяснения должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих; проводить проверку деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; предоставление ему права безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, лицами начальствующего состава воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания означает вмешательство в установленный Правительством Российской Федерации порядок деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в установленный федеральным законодательством порядок деятельности воинских формирований и администраций мест принудительного содержания.
Законом субъекта Российской Федерации эти вопросы регулироваться не могут.
Законом субъекта Российской Федерации не может регулироваться также порядок уголовного и гражданского судопроизводства, поэтому закон субъекта Российской Федерации не может предоставить уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод других лиц, лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; право знакомиться с уголовными, гражданскими делами, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; право обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении имеют право участники производства по делам об административных правонарушениях, указанные в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ.
Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не относится к числу участников производства по делам об административных правонарушениях, указанных в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1, 2 ст. 30.12 КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, они также могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.
Следовательно, Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении и обращаться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу постановления судьи по делу об административном правонарушении.
Пунктом 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва предусмотрено, что периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы Республики Тыва, органы местного самоуправления Республики Тыва, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета Республики Тыва, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.
Указанная норма противоречит федеральному законодательству в части недопустимости отказа со стороны периодического печатного издания, одним из учредителей (соучредителей) которого являются муниципальные органы Республики Тыва, органы местного самоуправления Республики Тыва, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета Республики Тыва, в публикации заключений и иных документов уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, по следующим основаниям.
Согласно частям 2, 3 ст. 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации" редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации. Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" под органами государственной власти субъектов Российской Федерации понимаются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Ни указанным Федеральным законом, ни другими нормативными актами Российской Федерации не предусмотрена обязанность периодического печатного издания, учредителем (соучредителем) которого являются муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета Республики Тыва, публиковать заключения и иные документы уполномоченного по правам человека субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следовательно, заключение и иные документы уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть опубликованы в средствах массовой информации, учредителем (соучредителем) которых являются муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, в общем порядке в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем пункт 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва не противоречит федеральному законодательству в части, касающейся недопустимости отказа со стороны периодического печатного издания, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные органы Республики Тыва, в публикации заключений и иных документов уполномоченного по правам человека в Республике Тыва.
Данная норма принята по аналогии со ст. 30 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и сама по себе не посягает на свободу средств массовой информации, поскольку обнародование через периодическое печатное издание заключений о состоянии законности и мерах по защите прав и свобод человека и гражданина предусмотрено законодательством Российской Федерации, носит официальный характер и подпадает под предмет регулирования ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Поскольку, как указывалось выше, в силу ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, то подобная обязанность государственных региональных печатных изданий, установленная законодателем республики (государственным органом) в пункте 2 ст. 28 Конституционного закона Республики Тыва в отношении публикаций заключений уполномоченного по правам человека республики, соответствует федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению частично.
Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до настоящего времени эти нормы применялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Конституционный закон Республики Тыва от 30.06.1999 № 250 (в ред. от 20.12.2010) "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" (в ред. законов Республики Тыва от 01.11.1999 № 349, от 04.07.2000 № 563, от 19.03.2008 № 630 ВХ-2, Конституционного закона Республики Тыва от 20.12.2010 № 153 ВХ-1) в части:
- подпункты 1, 2, 3, 4, 6 пункта 1 ст. 21 в части, предусматривающей право уполномоченного по правам человека в Республике Тыва беспрепятственно посещать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; проводить проверку деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
- пункт 2 ст. 21 в части предоставления уполномоченному по правам человека в Республике Тыва права безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, лицами начальствующего состава воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания;
- подпункты 1, 3 пункта 1 ст. 27 в части предоставления уполномоченному по правам человека в Республике Тыва права обратиться в суд Российской Федерации на территории Республики Тыва с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
- пункт 2 ст. 28 в части недопустимости отказа со стороны периодического печатного издания, одним из учредителей (соучредителей) которого являются муниципальные органы Республики Тыва, органы местного самоуправления Республики Тыва, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета Республики Тыва, в публикации заключений и иных документов уполномоченного по правам человека в Республике Тыва.
В удовлетворении остальной части требований первого заместителя прокурора Республики Тыва отказать.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газетах "Тувинская правда" и "Шын".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2011 года.

Председательствующий
А.В.БОЛАТ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru