Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. по делу № А58-2589/11

Резолютивная часть решения оглашена 3 июня 2011 г. Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2011 г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Столбова В.В., судей Бадлуевой Е.Б., Эверстовой Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Гилевича Виктора Анатольевича (заявитель) к окружной администрации города Якутска (орган местного самоуправления) о признании недействующим нормативного правового акта, с участием представителей заявителя Алямова А.Н., Подголова Е.В. (доверенность от 06.04.2011 14АА № 0173424), органа местного самоуправления Федорова С.В. (доверенность от 14.01.2011 № 28-г), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Евсеевой М.В.,

установил:

заявитель просит признать постановление главы органа местного самоуправления от 04.04.2011 № 74п не действующим с момента принятия.
Заявитель полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации о рассмотрении земельных споров в судебном порядке, так как:
согласно абзацу второму подпункта 1.2 Положения о порядке обращения с неправомерно размещенными крупногабаритными объектами на территории городского округа "Город Якутск", утвержденного оспариваемым постановлением, указанные объекты подлежат перемещению на гаражную стоянку МУ "Главстрой", расположенную на земельном участке с кадастровым номером 14:36:102057:20 (город Якутск, Объездное шоссе);
на торговых киосках "Хрум-Хрумыч", принадлежащих заявителю на праве собственности и находящихся по адресам: город Якутск, проспект Ленина, дома 1 и 45, были размещены требования о перемещении (демонтаже) неправомерно размещенных крупногабаритных объектов;
а решение о переносе самовольно построенных объектов может принять только суд.
Орган местного самоуправления с заявленным требованием не согласен по основаниям, указанным в отзыве без даты, без номера, поступившим в суд 16.05.2011. Орган местного самоуправления полагает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Органом местного самоуправления вынесено оспариваемое постановление, подписанное исполняющим обязанности главы Авксентьевым В.И., от 04.04.2010 (допущена опечатка в обозначении года, фактически 2011 г.) № 74п "О неправомерно размещенных некапитальных торговых и крупногабаритных объектах".
Как следует из оспариваемого постановления, в связи с участившимися случаями неправомерного размещения некапитальных торговых и иных крупногабаритных объектов в местах, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законодательством и муниципальными правовыми актами, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа "Город Якутск":
утверждено Положение о порядке обращения с неправомерно размещенными крупногабаритными объектами на территории городского округа "Город Якутск" согласно приложению;
МУ "Главстрой" поручено организовать работу по перемещению неправомерно размещенных крупногабаритных объектов, их хранению и последующей передаче собственникам, включая находящееся в них имущество;
определена местом хранения перемещенных крупногабаритных объектов территория гаражной стоянки МУ "Главстрой", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 14:36:102057:20 (г. Якутск, Объездное шоссе);
Управлению по связям с общественностью поручено обеспечить официальное опубликование и размещение настоящего постановления на официальном сайте окружной администрации города Якутска.
Согласно вводной части Положения о порядке обращения с неправомерно размещенными крупногабаритными объектами на территории городского округа "Город Якутск" (далее - Положение) - приложению к оспариваемому постановлению - оно разработано на основании статей 12 - 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 2 статьи 60 и статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, подраздела 5.1 раздела 5 Правил благоустройства городского округа "Город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 17.02.2011 РЯГД-32-2, Положения о муниципальном контроле за использованием земель на территории городского округа "Город Якутск", утвержденного постановлением окружной администрации города Якутска от 03.09.2010 № 146п.
Согласно пункту 1.1 Положение определяет порядок обращения с неправомерно размещенными крупногабаритными объектами:
нестационарными торговыми объектами (киоски и торговые павильоны, включая сблокированные с остановочными павильонами и навесами), в отношении которых установлен факт размещения вне мест, отведенных для этих целей органами местного самоуправления городского округа "Город Якутск" посредством предоставления земельных участков для их размещения и (или) в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
иными крупногабаритными некапитальными объектами (крупногабаритные строительные и иные материалы, гаражные и иные конструкции), в отношении которых установлен факт размещения вне мест, отведенных для этих целей органами местного самоуправления городского округа "Город Якутск" посредством предоставления земельных участков для их размещения и (или) в соответствии с Правилами благоустройства городского округа "Город Якутск", утвержденными решением Якутской городской Думы от 17.02.2011 РЯГД-32-2.
Согласно пункту 1.2 Положения неправомерно размещенные крупногабаритные объекты подлежат:
по решению его владельца демонтажу и утилизации в установленном порядке, или перемещению в места, отведенные для этих целей окружной администрацией города Якутска посредством предоставления земельных участков для их размещения, или перемещению на принадлежащий ему на соответствующем праве земельный участок при соблюдении требований градостроительного регламента;
в соответствии с правовым актом окружной администрации города Якутска перемещению на гаражную стоянку МУ "Главстрой", расположенную на земельном участке с кадастровым номером 14:36:102057:20 (г. Якутск, Объездное шоссе).
Согласно пункту 1.3 Положения для его целей к крупногабаритным относятся объекты, перемещение которых невозможно без использования грузоподъемных механизмов.
Согласно пункту 1.4 Положения факт размещения крупногабаритного объекта в месте, не отведенном для этих целей органами местного самоуправления посредством предоставления земельного участка для его размещения и (или) в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.09 № 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" либо в соответствии с Правилами благоустройства городского округа "Город Якутск", устанавливается должностным лицом Комитета земельных отношений окружной администрации города Якутска.
Также Положение содержит разделы о порядке перемещения неправомерно размещенных крупногабаритных объектов в случае установления их владельца, о порядке перемещения неправомерно размещенных крупногабаритных объектов в случае невозможности установления их владельца, о порядке возмещения расходов по перемещению и хранению неправомерно размещенных крупногабаритных объектов, формы актов об установлении принадлежности неправомерно размещенного крупногабаритного объекта к объектам некапитального характера, о перемещении неправомерно размещенного крупногабаритного объекта, требования о перемещении неправомерно размещенного крупногабаритного объекта, уведомления о перемещении крупногабаритного объекта.
Оспариваемое постановление с приложением к нему опубликовано в установленном порядке, что подтверждается имеющимся в материалах дела извлечением из газеты "Эхо столицы", № 24 (1938), 05.04.2011.
Заявитель имеет в собственности два торговых ларька с названием "Хрум-Хрумыч", приобретенные заявителем у общества с ограниченной ответственностью "Манхэттен" в лице директора Гилевича Виктора Анатольевича и находящиеся по адресам: город Якутск, проспект Ленина, дома 1 и 45, что подтверждается договорами купли-продажи от 25.08.2010, 27.08.2010 без номеров.
В материалах дела имеются два требования от 05.04.2011 без номеров, составленных и подписанных главным специалистом Комитета земельных отношений органа местного самоуправления Павловым С.Н., о перемещении (демонтаже) неправомерно размещенных крупногабаритных объектов в отношении указанных выше киосков заявителя "Хрум-Хрумыч" в связи с самовольным занятием земельных участков.
Лица, участвующие в деле, не оспаривают и не отрицают, что указанные торговые ларьки (киоски) заявителя являются крупногабаритными объектами, неправомерно размещенными на территории городского округа "Город Якутск", то есть размещенными вне мест, отведенных для этих целей органами местного самоуправления городского округа "Город Якутск" посредством предоставления земельных участков для их размещения и (или) в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", - не в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В связи с этим суд считает указанные обстоятельства установленными и достоверными.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Согласно пункту 2.15 части 2 статьи 38 Устава городского округа "Город Якутск" глава округа как высшее должностное лицо городского округа "Город Якутск" контролирует использование земель на территории городского округа "Город Якутск", управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно частям 2, 3 статьи 43 Устава городского округа "Город Якутск" - приложения к решению окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-1 (зарегистрировано в Главном управлении Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу 23.01.2008 № RU143010002008001) орган местного самоуправления - окружная администрация обладает правами юридического лица и полномочна:
на принятие правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений в соответствии с действующим земельным законодательством и решениями Якутской городской Думы в пределах своих полномочий (пункт 3.12);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 23 пункта 3 статьи 43, пункт 3.17.5 в документе отсутствует.

на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (пункт 3.17.5).
Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем (способами), в частности, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, самозащиты права.
В соответствии со статьей 14 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе был вынести оспариваемое постановление как в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения его права распоряжения землями поселения, права на регулирование земельных отношений, включая контроль за использованием муниципальных земель, права на разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, так и в целях пресечения действий, нарушающих указанные его права или создающих угрозу его нарушения, и в целях самозащиты этих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Оспариваемое постановление не ущемляет права заявителя на обращение в суд с требованиями, предусмотренными процессуальным законом, в случае возникновения земельного спора с органом местного самоуправления.
Также суд считает необходимым отметить, что согласно пункту 1.2 Положения неправомерно размещенный крупногабаритный объект подлежит демонтажу и утилизации в установленном порядке или перемещению в места, отведенные для этих целей органом местного самоуправления, в первую очередь по решению владельца этого объекта, а уже во вторую очередь - принудительно, но на основании соответствующего правового акта органа местного самоуправления.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводам о соответствии оспариваемого постановления Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, в удовлетворении заявленного требования следует отказать полностью.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в заявленном требовании отказать полностью.
Признать постановление окружной администрации города Якутска от 04.04.2011 № 74п "О неправомерно размещенных некапитальных торговых и крупногабаритных объектах" соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Председательствующий
В.В.СТОЛБОВ

Судьи
Е.Б.БАДЛУЕВА
Р.И.ЭВЕРСТОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru