Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Белгородская область


БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2011 г. по делу № 33-3444

Судья Подрейко С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Мухортовой Л.И.,
судей Вахрамеевой Т.М., Герцева А.И.,
при секретаре С.М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2011 года
кассационные жалобы К.Ю.В., Б.И.В., Муниципального совета Шебекинского района;
кассационное преставление Шебекинского межрайонного прокурора
на решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 02 августа 2011 года по гражданскому делу по иску К.Ю.В., Б.И.В. к Муниципальному совету Шебекинского района об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Вахрамеевой Т.М., объяснения истцов К.Ю.В. и Б.И.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Муниципального совета Шебекинского района В.Д.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда

установила:

Муниципальным советом Шебекинского района Белгородской области принято решение № 5 от 26.11.2010 г. "О размере платы за жилое помещение на 2011 год". В приложении № 1 решения "Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, обеспечивающей содержание общего имущества в многоквартирном доме, для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений (с учетом стоимости вывоза твердых бытовых отходов) на 2011 год" определен размер платы за вывоз ТБО от многоквартирных домов города - <...> руб./кв.м. общей площади в месяц, района - <...> руб./кв.м. общей площади в месяц.
Решение опубликовано в газете "<...>" 07 декабря 2010 года.
Дело инициировано иском К.Ю.В. и Б.И.В. об оспаривании указанного решения муниципального совета в части установления платы за вывоз твердых бытовых отходов исходя из площади жилого помещения. Истцы сослались на то, что установление данного тарифа противоречит порядку определения нормы образования ТБО, установленному тем же решением размеру платы за вывоз ТБО от различных групп потребителей, определяемых с 1 человека в месяц, решением нарушены права одиноко проживающих граждан в квартирах большой площади, поскольку в связи с изменением порядка взимания платы для них тариф по сравнению с 2010 г. увеличился на 200-300%.
В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования.
Представитель администрации Шебекинского района и муниципального Совета Шебекинского района В.Д.А. считает требования истцов необоснованными, поскольку плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 39, 156, 158 ЖК РФ на 1 кв.м. жилой площади помещения. Тариф установлен органом местного управления в пределах его полномочий для тех случаев, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Участвовавший в деле прокурор полагал требования истцов не подлежащими удовлетворению.
Решением суда исковые требования признаны частично обоснованными: признано недействующим со дня принятия, как противоречащее федеральному законодательству, приложение № 1 к решению муниципального совета Шебекинского района Белгородской области № 5 от 26.11.2010 года в части утверждения платы за вывоз ТБО от многоквартирных домов города в размере <...> руб./кв.м., района - <...> руб./кв.м., как отдельной величины, не включения для жителей многоквартирного дома в тариф за содержание жилья услуги по вывозу ТБО.
В кассационной жалобе К.Ю.В. и Б.И.В. просят об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Указывают, что взимание платы за вывоз ТБО с 1 кв.м. общей площади жилого помещения противоречит здравому смыслу и нарушает права потребителей и, особенно, одиноко проживающих в квартирах большой площади граждан.
В кассационном представлении Шебекинский межрайонный прокурор просит об отмене решения суда в части удовлетворения требований о незаконном указании в квитанции стоимости вывоза ТБО отдельной строкой, а не в составе тарифа за содержание жилья.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, представление прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Статья 156 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства.
Жилищный кодекс РФ (статья 157) определяет, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные Правила предусматривают, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (пункт 11 подпункт "Д").
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ. Плата за сбор и вывоз бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1); размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (ч. 2).
Полномочиями на установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за указанными исключениями) обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в силу п. 4.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Анализируя вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение муниципальных органов власти о взыскании платы за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из площади жилого помещения, не противоречит приведенным выше положениям нормативных актов и принято в пределах полномочий местного органа власти.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Доводы жалобы о неодинаковых тарифах для потребителей ошибочны. Истцы сравнивают тарифы, установленные в Шебекинском районе с оплатой за вывоз ТБО, установленной в других поселениях, муниципальных районах и городских округах. Как указывалось выше, тарифы устанавливают органы местной власти. Для жителей Шебекинского района, оплачивающих коммунальные услуги и вывоз бытовых отходов в соответствии с решением муниципального совета Шебекинского района, эти тарифы одинаковы. С тарифами, принятыми другими муниципальными органами для своего населения, они сравниваться не могут.
В то же время, необоснованны выводы решения о противоречии действующему законодательству приложения № 1 к решению оспариваемого муниципального совета в части утверждения платы за вывоз ТБО от многоквартирных домов города в размере <...> руб./кв.м., района - <...> руб./кв.м. как отдельной величины и невключения для жителей многоквартирного дома в тариф за содержание жилья услуги по вывозу ТБО.
Из заявления в суд видно, что истцы оспаривали указанное решение муниципального совета лишь в части установления тарифа за вывоз ТБО с 1 кв.метра площади жилого помещения, а не с 1 человека.
Суд, приняв вышеуказанное решение, вышел за пределы заявленных требований. При этом суд не привел каких-либо мотивов и ссылок на нормы материального права, которые содержали бы запрет указания платы за вывоз ТБО отдельной строкой в платежном документе.
На то, что указанные требования не заявлялись, ссылаются в кассационной жалобе и истцы, указывающие, что признание решения муниципального совета в этой части не разрешает их требований по существу.
Указанный платеж не включен в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилья. Договоры, на которые ссылались истцы в судебном заседании, заключенные между управляющей компанией, обслуживающей дом, ООО "Шебекино-дом" и ООО "Спецавтотранспорт", касаются расчетов между этими юридическими лицами и отношения к расчетам с проживающими гражданами не имеют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает возможным исключить из мотивировочной и резолютивной части решения суда суждения и выводы, касающиеся признания недействующим со дня принятия приложения № 1 к решению Муниципального совета Шебекинского района Белгородской области № 5 от 26.11.2010 года в части указания отдельной строкой платы за вывоз ТБО.
Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 02 августа 2011 года по гражданскому делу по иску К.Ю.В., Б.И.В. к Муниципальному совету Шебекинского района об оспаривании нормативного правового акта оставить без изменения, кассационную жалобу К.Ю.В., Б.И.В. - без удовлетворения, исключив из мотивировочной и резолютивной части решения суда суждения и выводы, касающиеся признания недействующим со дня принятия приложения № 1 к решению Муниципального совета Шебекинского района Белгородской области № 5 от 26.11.2010 года в части указания отдельной строкой платы за вывоз ТБО.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru