Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 10 февраля 2012 г. № 02-14/965

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. № 150н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 06 ИЮЛЯ 2006 Г. № 814 "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИИ
ПО АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, СПАСАТЕЛЕЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ИХ ПОДГОТОВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2007 Г.
№ 1849, ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2009 Г. № 1577, ОТ 06 АПРЕЛЯ 2010 Г.
№ 464, ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 1935, ОТ 22 ИЮНЯ 2011 Г.
№ 642, ОТ 10 ЯНВАРЯ 2012 Г. № 2)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза постановления Главы Администрации Волгоградской области от 06 июля 2006 г. № 814 (в редакции от 26 октября 2007 г. № 1849, от 29 декабря 2009 г. № 1577, от 06 апреля 2010 г. № 464, от 22 декабря 2010 г. № 1935, от 22 июня 2011 г. № 642, от 10 января 2012 г. № 2) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10 января 2012 г. № 2 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 06 июля 2006 г. № 814 "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением образована территориальная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области, утверждено Положение о ней.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 29.12.2010 № 442-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции от 25.11.2009 № 267-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 30.11.2011 № 364-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
В соответствии с пунктом 5 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, в том числе аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.
В соответствии с пунктом 9 указанного выше Положения аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной аттестационной комиссией.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Согласно пункту 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые общественные отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Исследуемым нормативным правовым актом утверждено Положение о территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области.
Пунктами 1 и 2 указанного выше Положения определены организационные основы и задачи территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области, организационные основы деятельности территориальной аттестационной комиссии, в том числе установлены права членов территориальной аттестационной комиссии, требования, предъявляемые к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб.
Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий, требования, предъявляемые к порядку их формирования и составу, а также порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации в части установления полномочий, прав и обязанностей аттестационной комиссии, требований, предъявляемых к порядку ее формирования и составу, а также порядку принятия решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Кроме того, в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В преамбуле исследуемого Постановления имеется ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
Вместе с тем постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 № 1479 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
С целью устранения выявленных нарушений правил юридической техники предлагаем исключить из текста исследуемого Постановления ссылку на утративший силу нормативный правовой акт.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 июля 2006 г. № 131.
Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26 октября 2007 г. № 1849, от 29 декабря 2009 г. № 1577, от 06 апреля 2010 г. № 464, от 22 декабря 2010 г. № 1935, от 22 июня 2011 г. № 642, от 10 января 2012 г. № 2, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 31 октября 2007 г. № 205, от 13 января 2010 г. № 4, от 14 апреля 2010 г. № 66, от 12 января 2011 г. № 2 - 3, от 29 июня 2011 г. № 117, от 18 января 2012 г. № 7.
Вывод: постановление Главы Администрации Волгоградской области от 06 июля 2006 г. № 814 "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области" (в редакции от 26 октября 2007 г. № 1849, от 29 декабря 2009 г. № 1577, от 06 апреля 2010 г. № 464, от 22 декабря 2010 г. № 1935, от 22 июня 2011 г. № 642, от 10 января 2012 г. № 2) не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления полномочий, прав и обязанностей аттестационной комиссии, требований, предъявляемых к порядку ее формирования и составу, а также порядку принятия решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru