Направлено письмом от 10 февраля 2012 г. № 02-14/965
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. № 150н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 06 ИЮЛЯ 2006 Г. № 814 "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИИ
ПО АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, СПАСАТЕЛЕЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ИХ ПОДГОТОВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2007 Г.
№ 1849, ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2009 Г. № 1577, ОТ 06 АПРЕЛЯ 2010 Г.
№ 464, ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 1935, ОТ 22 ИЮНЯ 2011 Г.
№ 642, ОТ 10 ЯНВАРЯ 2012 Г. № 2)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения
о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения
об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза постановления
Главы Администрации Волгоградской области от 06 июля 2006 г. № 814 (в редакции от 26 октября 2007 г. № 1849, от 29 декабря 2009 г. № 1577, от 06 апреля 2010 г. № 464, от 22 декабря 2010 г. № 1935, от 22 июня 2011 г. № 642, от 10 января 2012 г. № 2) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления
Главы Администрации Волгоградской области от 10 января 2012 г. № 2 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 06 июля 2006 г. № 814 "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением
образована территориальная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области, утверждено Положение
о ней.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления
являются общественные отношения, возникающие в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией
Российской Федерации;
- Федеральным законом
от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 29.12.2010 № 442-ФЗ);
- Федеральным законом
от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции от 25.11.2009 № 267-ФЗ);
- Федеральным законом
от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 30.11.2011 № 364-ФЗ);
- постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76
Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2
Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется настоящим Федеральным законом
, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 2
Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция
Российской Федерации, настоящий Федеральный закон
, Федеральный закон
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Согласно подпунктам "а"
, "б" пункта 1 статьи 11
Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
В соответствии с пунктом 5
Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, в том числе аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.
В соответствии с пунктом 9
указанного выше Положения аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной аттестационной комиссией.
Следовательно, исследуемое Постановление
издано с соблюдением требований Конституции
Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Согласно пункту 4 статьи 39
Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые общественные отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Исследуемым нормативным правовым актом утверждено Положение
о территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области.
Пунктами 1
и 2
указанного выше Положения определены организационные основы и задачи территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области, организационные основы деятельности территориальной аттестационной комиссии, в том числе установлены права членов территориальной аттестационной комиссии, требования, предъявляемые к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб.
Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 10
Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий, требования, предъявляемые к порядку их формирования и составу, а также порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении в компетенцию Российской Федерации в части установления полномочий, прав и обязанностей аттестационной комиссии, требований, предъявляемых к порядку ее формирования и составу, а также порядку принятия решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Кроме того, в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В преамбуле
исследуемого Постановления имеется ссылка на постановление
Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
Вместе с тем постановление
Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 № 1479 утратило силу в связи с изданием постановления
Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".
С целью устранения выявленных нарушений правил юридической техники предлагаем исключить из текста исследуемого Постановления
ссылку на утративший силу нормативный правовой акт.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 июля 2006 г. № 131.
Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26 октября 2007 г. № 1849
, от 29 декабря 2009 г. № 1577
, от 06 апреля 2010 г. № 464
, от 22 декабря 2010 г. № 1935
, от 22 июня 2011 г. № 642
, от 10 января 2012 г. № 2
, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 31 октября 2007 г. № 205, от 13 января 2010 г. № 4, от 14 апреля 2010 г. № 66, от 12 января 2011 г. № 2 - 3, от 29 июня 2011 г. № 117, от 18 января 2012 г. № 7.
Вывод: постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 06 июля 2006 г. № 814 "О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Волгоградской области" (в редакции от 26 октября 2007 г. № 1849, от 29 декабря 2009 г. № 1577, от 06 апреля 2010 г. № 464, от 22 декабря 2010 г. № 1935, от 22 июня 2011 г. № 642, от 10 января 2012 г. № 2) не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления полномочий, прав и обязанностей аттестационной комиссии, требований, предъявляемых к порядку ее формирования и составу, а также порядку принятия решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ