Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2011 г. по делу № 33-10598/2011

Судья Никитина В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.
судей: Куратовой Л.В., Алябьева Д.Н.
при секретаре: И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Т. к Среднеахтубинской районной Думе Волгоградской области, третьи лица: администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, прокуратура Среднеахтубинского района о признании несоответствующим требованиям земельного законодательства и отмене пункта 3.6 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством", противоречащим закону
по кассационной жалобе Т. на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 июня 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Т. к Среднеахтубинской районной Думе Волгоградской области, третьи лица: администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, прокуратура Среднеахтубинского района, о признании пункта 3.6 "Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством", утвержденного решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 28 сентября 2006 года № 12/94 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в государственной собственности, право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления" (в редакции решений Среднеахтубинской районной Думы от 28.05.2009 № 46/451, от 21.07.2009 № 48/470, 18.03.2010 № 9/59, от 20.05.2010 № 12/79, от 28.10.2010 № 15/105, от 23.12.2010 № 18/125, от 24.02.2011 № 20/131), противоречащим пунктам 2, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ - отказать.
Заслушав доклад судьи Куратовой Л.В., судебная коллегия

установила:

Т. обратилась в суд с иском, в котором просила признать решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 28 сентября 2006 года № 12/94 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в государственной собственности, право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления" (в редакции решений Среднеахтубинской районной Думы от 28.05.2009 № 46/451, от 21.07.2009 № 48/470, 18.03.2010 № 9/59, от 20.05.2010 № 12/79, от 28.10.2010 № 15/105, от 23.12.2010 № 18/125, от 24.02.2011 № 20/131) противоречащими закону и не действующим в части противоречия п. 3.6 "Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством", утвержденного указанным решением, пунктам 2, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
13 мая 2011 года истец уточнила исковые требования, в которых просит признать пункт 3.6 "Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством", утвержденного решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 28 сентября 2006 года № 12/94 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в государственной собственности, право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления" (в редакции решений Среднеахтубинской районной Думы от 28.05.2009 № 46/451, от 21.07.2009 № 48/470, 18.03.2010 № 9/59, от 20.05.2010 № 12/79, от 28.10.2010 № 15/105, от 23.12.2010 № 18/125, от 24.02.2011 № 20/131), противоречащим пунктам 2, 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Т. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 9, с частями 1 и 3 статьи 36 Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Федеральным законом, регламентирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Как установлено частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как установлено судом при рассмотрении дела, Среднеахтубинской районной Думой Волгоградской области было принято решение от 28 сентября 2006 года № 12/94 "Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления".
Данное решение принято в соответствии с Уставом Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в статье 25 которого указано, что к компетенции Среднеахтубинской районной Думы относятся определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления и использования земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Среднеахтубинского муниципального района.
На основании ст. 26 Устава Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, по вопросам своей компетенции Среднеахтубинская районная Дума принимает правовые акты в форме решений. Нормативные правовые акты Среднеахтубинской районной Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Источником официального опубликования нормативных правовых актов Среднеахтубинской районной Думы является районная газета "Звезда".
Как указано в решении Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2006 года № 12/94 "Об утверждении положений и порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления", Положение разработано во исполнение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Раздел 3 Положения устанавливает порядок подачи и рассмотрения заявлений для предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 3.3 Положения "О порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством", (в ред. решения Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 28.10.2010 № 15/105), администрация муниципального района обеспечивает подготовку информации о земельном участке, который предоставляется на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Официальным источником публикации сообщений о намерении предоставить земельный участок являются средства массовой информации, определенные федеральным законодательством, а также районная газета "Звезда" и официальный сайт администрации Среднеахтубинского муниципального района.
Согласно пункту 3.4 Положения, после публикации информации о земельном участке, указанной в п. 3.3 настоящего Положения, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в администрацию Среднеахтубинского муниципального района.
Заявление подается по адресу: <адрес>, администрация Среднеахтубинского муниципального района.
В заявлении в обязательном порядке должны быть указаны: фамилия, имя, отчество физического лица, подающего заявление, или полное наименование юридического лица, место регистрации физического лица или реквизиты юридического лица, место расположения и ориентировочная площадь земельного участка, намерения по его использованию и вид испрашиваемого права, дата подачи заявления и подпись заинтересованного лица.
Заявление, поданное без отражения в нем обязательных сведений или без приложения к нему документов, указанных в пункте 3.5, а также заявление, поданное до решения Комиссии о возможности формирования земельных участков, рассмотрению не подлежат.
Пунктом 3.6 Положения, утвержденного решением Среднеахтубинской районной Думы от 18 марта 2010 года № 9/59 установлено, что в случае, если в отношении одного земельного участка поступили два и более заявления, решение о предоставлении земельного участка принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Пункт 3.6 Положения на основании решения Среднеахтубинской районной Думы от 23 декабря 2010 года № 18/125 изложен в следующей редакции: в случае, если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявлений, решение о предоставлении земельного участка принимается в пользу заявителя, заявка которого зарегистрирована ранее других в канцелярии администрации Среднеахтубинского муниципального района, если иное не предусмотрено действующим законодательством (л.д. 140).
В соответствии с пунктом 3.9 указанного Положения, в течение двух недель с даты публикации информационного сообщения администрацией муниципального района принимаются заявления по существу публикации.
Также в соответствии с пунктом 3.10 вышеуказанного Положения, администрация муниципального района на основании заявления в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При рассмотрении дела, проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции не нашел оснований для признания пункта 3.6 Положения, утвержденного решением Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2006 года № 12/94 "Об утверждении положений и порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления" противоречащим статье 34 Земельного кодекса РФ.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемым пунктом 3.6 не нарушаются принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, закрепленные ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Как указано в оспариваемом п. 3.6 Положения, в случае, если в отношении одного земельного участка поступило два и более заявления, решение о предоставлении земельного участка принимается в пользу заявителя, который подал заявку ранее других, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, пункт 3.6 Положения не противоречит статье 34 Земельного кодекса РФ, поскольку не препятствует применению требований действующего законодательства к конкретной ситуации.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для признания оспариваемого акта несоответствующим закону отсутствуют, а требования Т. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы Т. о несоответствии п. 3.6 Положения, утвержденного оспариваемым решением Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области, Земельному кодексу РФ, приводились ею в исковом заявлении в судебном заседании в обоснование своих доводов. Этим доводам в решении судом была дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.
Доводы кассационной жалобы несостоятельны к отмене решения, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании истцом норм материального права.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 24 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru