Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2012 г. по делу № А12-19511/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 17 января 2012 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" - Р., представитель по доверенности <...>;
от Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области - А., консультант, доверенность <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (ИНН 3448004130, ОГРН 1033401195288) об оспаривании постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048) по делу об административном правонарушении;

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 11.10.2011 по делу № 03-05/11-174, в соответствии с которым муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в применении завышенного тарифа на услугу горячее водоснабжение, гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета горячей воды, за объемы горячей воды, потребленные в декабре 2010, при начислении и предъявлении платы гражданам в платежных документах за январь 2011 года, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 144 рублей 70 копеек.
В обоснование заявленного требования предприятие ссылается на отсутствие в его действиях состава правонарушения, а также указывает, что административным органом пропущен установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности.
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении заявления, полагая, что оспариваемое постановление является законным и вынесенным с соблюдением всех норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" не подлежащими удовлетворению.
Муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" обратилось с ходатайством о восстановлении срока на обжалование постановления административного органа в связи с поздним получением оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска срока для подачи заявления об оспаривании решения административного органа, указанный срок может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Принимая во внимание заявленное ходатайство, а также то обстоятельство, что указанный срок не является пресекательным, суд считает, что пропущенный срок подлежит восстановлению в соответствии со статьями 117, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: город Волгоград, улица Космонавтов, дом 27, в котором указано на нарушение прав заявителя как потребителя коммунальных услуг в части начисления и предъявления платы за горячее водоснабжение с нарушением действующего законодательства.
При рассмотрении обращения Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области усмотрело основания, указывающие на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
В отношении муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области составлен протокол от 29.09.2011 № 03-05/11-174 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого заместитель начальника Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области С. вынесла постановление от 11.10.2011 № 03-05/11-174 о привлечении предприятия к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 144 рублей 70 копеек за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая вынесенное постановление незаконным, муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на холодную воду, на горячую воду, на водоотведение, на очистку сточных вод, на утилизацию твердых бытовых отходов.
Постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 № 914 "О согласовании производственной программы по горячей воде и об установлении тарифа на горячую воду муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" (в редакции от 21.05.2010 № 1195) установлен тариф на горячую воду в размере 50,8 руб./м3 без НДС (59,94 руб./м3 с НДС). Указанный тариф в размере 50,8 руб./м3 без НДС (59,94 руб./м3 с НДС) действовал до 31 декабря 2010 г.
Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 24.12.2010 № 37/2 "О досрочном пересмотре тарифов на горячую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" установлен тариф на горячую воду на 2011 год в размере 63,06 руб./м3 без НДС (74,41 руб./м3 с НДС) с 01 января 2011 года.
Вместе с тем при начислении и предъявлении платы гражданам в платежных документах за январь 2011 за объемы потребленной горячей воды в декабре 2010 применялись тарифы на горячую воду, установленные на 2011 год в размере 74,41 руб./м3. Данный факт подтверждается квитанцией за январь 2011 по лицевому счету 65-00648, № 0065006480111.
В соответствии с пунктами 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, а также установлены требования к содержанию и оформлению указанных документов. В частности в платежном документе указывается наименование исполнителя; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа.
В соответствии с пунктом 14 вышеупомянутых Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В платежных документах для оплаты коммунальных услуг размещены специальные графы для записи показаний индивидуального прибора учета. Потребители, при получении платежных документов, вписывают показания индивидуального прибора учета на последний день расчетного периода (месяца).
В квитанции за январь 2011 по лицевому счету 65-00648 в соответствии с пунктом 38 Правил муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" указано в качестве исполнителя коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Согласно квитанции за январь 2011 по лицевому счету № 55-05189 потребитель имеет индивидуальные приборы учета горячей воды. В квитанции, предъявленной к оплате за январь 2011, при расчете стоимости услуг горячего водоснабжения указаны объемы потребленной горячей воды в декабре 2010, то есть при формировании платежных документов за январь 2011 учтены данные показаний индивидуальных приборов учета потребленной горячей воды, указанные потребителем в платежных документах за ноябрь и декабрь 2010. Так, в данной квитанции указаны следующие показания индивидуального прибора учета: начислено за 77 - 72 = 5 куб. м.
Вместе с тем в январе 2011 при начислении и предъявлении платы за коммунальные услуги в платежном документе за январь 2011 за объемы потребленной горячей воды в декабре 2010 выставлена плата за горячую воду по тарифу, установленному на 2011 год в размере 74,41 руб./м3.
Размер излишне полученной выручки от реализации коммунальной услуги - горячее водоснабжение - вследствие неправомерного завышения регулируемых государством тарифов по платежному документу (квитанции по лицевому счету 65-00648) составил 72,35 рублей. Исходя из указанной суммы рассчитана сумма административного штрафа.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, муниципальным унитарным предприятием "Волгоградское коммунальное хозяйство" и открытым акционерным обществом "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" заключен агентский договор от 15.06.2009 № 210/17/пр-09. Согласно условиям данного договора открытое акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда", являющееся агентом, по поручению и за вознаграждение, за счет муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство", являющегося принципалом, обязуется производить информационно-вычислительные работы по расчетам за горячее водоснабжение и тепловую энергию на отопление, в том числе с населением, проживающим в многоквартирных домах города Волгограда. Открытое акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" направило 13.01.2011 письмо в адрес муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" с просьбой в срок до 17.01.2011 официально уведомить о тарифах на отопление и горячее водоснабжение, с учетом НДС, которые следует применять с 01 января 2011. Согласно письму муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" от 21.01.2011 № ВКХ/0206-11 расчет стоимости тепловой энергии и горячей воды, предъявляемых к оплате, следует осуществлять по тарифам, установленным постановлениями Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 24.12.2010 № 37/1, 37/2 на 2011 год.
Таким образом, вина предприятия в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение совершения административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Оценив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что допущенное предприятием правонарушение, выразившееся в завышении регулируемых государством тарифов, не является длящимся, так как его объективная сторона состоит в осуществлении конкретного начисления и взимания платы сверх установленного тарифа. Срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с момента его совершения. Поскольку правонарушение совершено в январе 2011 года, срок давности привлечения к административной ответственности по данному правонарушению истекает в январе 2012 года.
Следовательно, с учетом даты принятия обжалованного постановления правовые основания для его отмены отсутствуют.
С учетом изложенного в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" о признании незаконным и отмене постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области о назначении административного наказания от 11.10.2011 по делу № 03-05/11-174 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области о назначении административного наказания от 11.10.2011 по делу № 03-05/11-174 о привлечении муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
Е.В.ПОНОМАРЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru