Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2011 г. по делу № 3-1/2011

Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бочкаревой И.Н.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим абзаца 6 пункта 2.9 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного приказом начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 1 июня 2010 года № 262, в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов,

установил:

приказом начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области № 262 от 01.06.2010 (далее - Департамент) утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Административный регламент).
Приказ и Административный регламент официально опубликованы в областной газете "Красный Север" № 72 от 06.07.2010.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился (далее - прокурор) в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений указанного Административного регламента, ссылаясь на то, что установление сроков проведения инвентаризации объектов размещения отходов выходит за пределы компетенции Департамента и является вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов, эксплуатирующих указанные объекты.
В обоснование требований указал, что в рамках надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена проверка соответствия федеральному законодательству названного нормативно-правового акта, в результате чего было установлено, что в нарушение Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 49 от 25.02.2010, устанавливающих общий срок проведения инвентаризации объектов размещения отходов не реже одного раза в пять лет, абз. 6 п. 2.9 Административного регламента указанный срок сокращает до одного раза в три года, чем нарушает п. 5.2.29 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 29.05.2008, которым Министерство уполномочено утверждать правила инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами.
Ссылаясь на принесенный 10.08.2010 Волжской прокуратурой в адрес Департамента протест, на который 03.09.2010 получен ответ № 36.27/02-01-01 о внесении Департаментом соответствующих изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, утверждает, что до настоящего времени нормативный правовой акт не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу абзац 6 пункта 2.9 Административного регламента в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по доверенности Екимова О.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по доверенности Абаринова Л.П. суду пояснила, что подготовлен проект приказа Департамента "О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 01.06.2010 № 262", которым предусмотрены изменения в административном регламенте, касающиеся ведения реестра объектов размещения отходов. Проект приказа прошел согласование в структурных подразделениях Департамента и направлен на согласование в Департамент государственной службы и кадровой политики области, где подготовлено заключение о несоответствии административного регламента требованиям действующего законодательства, а именно Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которым регламентировано понятие "государственная услуга", а также утверждена новая структура административного регламента предоставления государственной услуги.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заключения подготовлены проект приказа начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области "О внесении изменений в приказ начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 1 июня 2010 года № 262" (в новой редакции) и проект административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в региональном кадастре отходов Вологодской области, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Данные документы одобрены Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, направлены на повторное согласование в Департамент государственной службы и кадровой политики области. До настоящего времени проекты не утверждены, решения по ним не приняты. Не отрицает, что оспариваемый прокурором абзац 6 пункта 2.9 Административного регламента не соответствует федеральному законодательству.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнение участников процесса, полагает, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению в силу следующего.
Подпунктом "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 "Об отходах производства и потребления" на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возложена обязанность проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В силу статьи 65 Федерального закона от 10.01.1992 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 29.05.2008 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в соответствии с п. 5.2.29 которого данное Министерство уполномочено утверждать правила инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами.
В пределах своей компетенции Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 25.02.2010 № 49 утвердило Правила инвентаризации объектов размещения отходов, в соответствии с п. 4 которых инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться данным порядком (п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679).
В свою очередь Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008 № 2496 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг) органами исполнительной государственной власти Вологодской области.
В силу абзаца 6 пункта 2.9 данного регламента на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, возлагается обязанность по проведению инвентаризации объектов размещения отходов с периодичностью один раз в три года, что противоречит федеральному законодательству.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый Административный регламент исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области является нормативным правовым актом, изданным в установленном порядке правомочным органом исполнительной государственной власти Вологодской области, осуществляющим государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Вологодской области.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд считает, что доводы заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим закону абзаца 6 пункта 2.9 оспариваемого Административного регламента в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов, признанные заинтересованным лицом, нашли подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.
Согласно пункту 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 49 от 25.02.2010, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Следовательно, установленный абзацем 6 пункта 2.9 Административного регламента срок проведения инвентаризации объектов размещения отходов противоречит Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 49 от 25.02.2010.
Согласно пункту 5.2.29 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 29.05.2008, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации уполномочено утверждать правила инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами.
То есть именно на федеральные органы государственной власти возложены федеральным законодательством полномочия по установлению сроков проведения инвентаризации.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованным довод прокурора о несоответствии требованиям федерального законодательства абзаца 6 пункта 2.9 оспариваемого Административного регламента в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов, поскольку выходит за пределы компетенции Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.
При таких обстоятельствах заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
Резолютивная часть решения в силу части 3 статьи 253 ГПК РФ, в соответствии с которой решение о признании нормативного правового акта либо его части недействующими или сообщение о решении публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, подлежит опубликованию в областной газете "Красный Север" за счет средств Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац шестой пункта 2.9 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного приказом начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 1 июня 2010 года № 262, в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Резолютивная часть решения суда в этой части подлежит опубликованию заинтересованным лицом - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области за его счет после вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - областной газете "Красный Север".
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
И.Н.БОЧКАРЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru