ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2011 г. по делу № 3-1/2011
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бочкаревой И.Н.,
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим абзаца 6 пункта 2.9
Административного регламента исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного приказом начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 1 июня 2010 года № 262, в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов,
установил:
приказом начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области № 262 от 01.06.2010 (далее - Департамент) утвержден Административный регламент
исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Административный регламент).
Приказ
и Административный регламент
официально опубликованы в областной газете "Красный Север" № 72 от 06.07.2010.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился (далее - прокурор) в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений указанного Административного регламента
, ссылаясь на то, что установление сроков проведения инвентаризации объектов размещения отходов выходит за пределы компетенции Департамента и является вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов, эксплуатирующих указанные объекты.
В обоснование требований указал, что в рамках надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведена проверка соответствия федеральному законодательству названного нормативно-правового акта, в результате чего было установлено, что в нарушение Правил
инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 49 от 25.02.2010, устанавливающих общий срок проведения инвентаризации объектов размещения отходов не реже одного раза в пять лет, абз. 6 п. 2.9
Административного регламента указанный срок сокращает до одного раза в три года, чем нарушает п. 5.2.29
Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 29.05.2008, которым Министерство уполномочено утверждать правила
инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами.
Ссылаясь на принесенный 10.08.2010 Волжской прокуратурой в адрес Департамента протест, на который 03.09.2010 получен ответ № 36.27/02-01-01 о внесении Департаментом соответствующих изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, утверждает, что до настоящего времени нормативный правовой акт не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу абзац 6 пункта 2.9
Административного регламента в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по доверенности Екимова О.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по доверенности Абаринова Л.П. суду пояснила, что подготовлен проект приказа Департамента "О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 01.06.2010 № 262", которым предусмотрены изменения в административном регламенте, касающиеся ведения реестра объектов размещения отходов. Проект приказа прошел согласование в структурных подразделениях Департамента и направлен на согласование в Департамент государственной службы и кадровой политики области, где подготовлено заключение о несоответствии административного регламента требованиям действующего законодательства, а именно Федерального закона
от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которым регламентировано понятие "государственная услуга", а также утверждена новая структура административного регламента предоставления государственной услуги.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заключения подготовлены проект приказа начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области "О внесении изменений в приказ начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 1 июня 2010 года № 262" (в новой редакции) и проект административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в региональном кадастре отходов Вологодской области, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Данные документы одобрены Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, направлены на повторное согласование в Департамент государственной службы и кадровой политики области. До настоящего времени проекты не утверждены, решения по ним не приняты. Не отрицает, что оспариваемый прокурором абзац 6 пункта 2.9
Административного регламента не соответствует федеральному законодательству.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнение участников процесса, полагает, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению в силу следующего.
Подпунктом "д" пункта 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно статье 76
Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой
и второй данной статьи
.
Статьей 11
Федерального закона от 24.06.1998 № 89 "Об отходах производства и потребления" на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возложена обязанность проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В силу статьи 65
Федерального закона от 10.01.1992 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 29.05.2008 утверждено Положение
о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в соответствии с п. 5.2.29
которого данное Министерство уполномочено утверждать правила
инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами.
В пределах своей компетенции Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 25.02.2010 № 49 утвердило Правила
инвентаризации объектов размещения отходов, в соответствии с п. 4
которых инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 утвержден Порядок
разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться данным порядком
(п. 5
Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679).
В свою очередь Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008 № 2496 утвержден Порядок
разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг) органами исполнительной государственной власти Вологодской области.
В силу абзаца 6 пункта 2.9
данного регламента на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, возлагается обязанность по проведению инвентаризации объектов размещения отходов с периодичностью один раз в три года, что противоречит федеральному законодательству.
Согласно статье 13
Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемый Административный регламент исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области является нормативным правовым актом, изданным в установленном порядке правомочным органом исполнительной государственной власти Вологодской области, осуществляющим государственное управление и контроль в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Вологодской области.
В соответствии с частью 1 статьи 251
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией
Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд считает, что доводы заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим закону абзаца 6 пункта 2.9
оспариваемого Административного регламента в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов, признанные заинтересованным лицом, нашли подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.
Согласно пункту 4
Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 49 от 25.02.2010, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Следовательно, установленный абзацем 6 пункта 2.9
Административного регламента срок проведения инвентаризации объектов размещения отходов противоречит Правилам
инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 49 от 25.02.2010.
Согласно пункту 5.2.29
Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 404 от 29.05.2008, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации уполномочено утверждать правила инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами.
То есть именно на федеральные органы государственной власти возложены федеральным законодательством полномочия по установлению сроков проведения инвентаризации.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованным довод прокурора о несоответствии требованиям федерального законодательства абзаца 6 пункта 2.9
оспариваемого Административного регламента в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов, поскольку выходит за пределы компетенции Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.
При таких обстоятельствах заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
Резолютивная часть решения в силу части 3 статьи 253
ГПК РФ, в соответствии с которой решение о признании нормативного правового акта либо его части недействующими или сообщение о решении публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, подлежит опубликованию в областной газете "Красный Север" за счет средств Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.
Руководствуясь статьями 194
- 198
, 251
- 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац шестой пункта 2.9
Административного регламента исполнения государственной функции по ведению регионального кадастра отходов Вологодской области и предоставления государственной услуги по предоставлению кадастровой информации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, утвержденного приказом начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 1 июня 2010 года № 262, в части установления периодичности проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Резолютивная часть решения суда в этой части подлежит опубликованию заинтересованным лицом - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области за его счет после вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - областной газете "Красный Север".
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
И.Н.БОЧКАРЕВА