Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. по делу № 3-68/2011

Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Галактионовой Р.А.,
при секретаре К.,
с участием заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармания Е.Б.,
представителя Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области Ч.,
представителя Комитета Ивановской области по лесному хозяйству М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иваново 22 ноября 2011 года дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта постановления Правительства Ивановской области от 22.06.2011 г. № 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области",

установил:

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта постановления Правительства Ивановской области от 22.06.2011 г. № 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области", как принятого с превышением полномочий.
Заявление мотивировано тем, что ст. 53.5 Лесного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок федеральным органом исполнительной власти не разработан. Правительство Ивановской области, утвердив "Временный порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области", вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармания Е.Б., действуя на основании доверенности, заявленные заместителем прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры требования поддержал.
Представитель Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области Ч. просила заявление оставить без удовлетворения, поддержав доводы, изложенные в отзыве на заявление прокурора, полагая, что Правительство Ивановской области, утверждая "Временный порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" действовало в пределах полномочий, определенных ст. 83 Лесного кодекса РФ.
Представитель Комитета Ивановской области М., поддержав письменный отзыв на заявление прокурора, просила в удовлетворении его отказать, поскольку принятие "Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" явилось вынужденной мерой в целях обеспечения пожарной безопасности на землях лесного фонда РФ, до момента утверждения такого порядка федеральным органом исполнительной власти.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных пояснениях на заявленные прокурором требования указывает на их обоснованность, просит заявление удовлетворить. 3 ноября 2011 года приказом № 471 Рослесхоз, являясь компетентным федеральным органом исполнительной власти, установил Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда, который в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 5 статьи 11 Лесного кодекса РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении работ.
22 июня 2011 года Правительством Ивановской области было принято постановление № 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области", который должен был действовать до утверждения федеральным органом исполнительной власти порядка ограничения.
В соответствии с пунктом 16.6 статьи 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.
Статья 53.5 Лесного кодекса РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 "О федеральном агентстве лесного хозяйства", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
В связи с изложенным, доводы заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о превышении Правительством Ивановской области своих полномочий при принятии "Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" являются обоснованными.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 471 от 3 ноября 2011 года утвержден Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, который в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Отсутствие соответствующего нормативного правового акта, принятого уполномоченным на то органом на федеральном уровне, не дает права к принятию соответствующего нормативного акта в субъекте Российской Федерации. Приняв нормативный правовой акт за пределами предоставленных федеральным законодательством полномочий, Правительство Ивановской области нарушило требование ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о верховенстве федерального законодательства, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
При таких обстоятельствах заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству "Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству либо иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку принятие 22.06.2011 года Правительством Ивановской области "Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" не повлекло каких-либо правовых последствий, суд считает, что данный нормативный правовой акт должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Правительства Ивановской области от 22.06.2011 г. № 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Ивановский областной суд.

Судья
Р.А.ГАЛАКТИОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru