ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. по делу № 3-68/2011
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Галактионовой Р.А.,
при секретаре К.,
с участием заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармания Е.Б.,
представителя Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области Ч.,
представителя Комитета Ивановской области по лесному хозяйству М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иваново 22 ноября 2011 года дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании нормативного правового акта постановления
Правительства Ивановской области от 22.06.2011 г. № 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области",
установил:
заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта постановления
Правительства Ивановской области от 22.06.2011 г. № 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области", как принятого с превышением полномочий.
Заявление мотивировано тем, что ст. 53.5
Лесного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81
- 84
настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок федеральным органом исполнительной власти не разработан. Правительство Ивановской области, утвердив "Временный порядок
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области", вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Нармания Е.Б., действуя на основании доверенности, заявленные заместителем прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры требования поддержал.
Представитель Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области Ч. просила заявление оставить без удовлетворения, поддержав доводы, изложенные в отзыве на заявление прокурора, полагая, что Правительство Ивановской области, утверждая "Временный порядок
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" действовало в пределах полномочий, определенных ст. 83
Лесного кодекса РФ.
Представитель Комитета Ивановской области М., поддержав письменный отзыв на заявление прокурора, просила в удовлетворении его отказать, поскольку принятие "Временного порядка
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" явилось вынужденной мерой в целях обеспечения пожарной безопасности на землях лесного фонда РФ, до момента утверждения такого порядка федеральным органом исполнительной власти.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных пояснениях на заявленные прокурором требования указывает на их обоснованность, просит заявление удовлетворить. 3 ноября 2011 года приказом № 471 Рослесхоз, являясь компетентным федеральным органом исполнительной власти, установил Порядок
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда, который в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55
Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 5 статьи 11
Лесного кодекса РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении работ.
22 июня 2011 года Правительством Ивановской области было принято постановление
№ 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области", который должен был действовать до утверждения федеральным органом исполнительной власти порядка ограничения.
В соответствии с пунктом 16.6 статьи 81
Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах.
Статья 53.5
Лесного кодекса РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81
- 84
настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1
Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 "О федеральном агентстве лесного хозяйства", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
В связи с изложенным, доводы заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о превышении Правительством Ивановской области своих полномочий при принятии "Временного порядка
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" являются обоснованными.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 471 от 3 ноября 2011 года утвержден Порядок
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, который в настоящее время находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Отсутствие соответствующего нормативного правового акта, принятого уполномоченным на то органом на федеральном уровне, не дает права к принятию соответствующего нормативного акта в субъекте Российской Федерации. Приняв нормативный правовой акт за пределами предоставленных федеральным законодательством полномочий, Правительство Ивановской области нарушило требование ст. 3
Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о верховенстве федерального законодательства, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
При таких обстоятельствах заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству "Временного порядка
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253
ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству либо иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку принятие 22.06.2011 года Правительством Ивановской области "Временного порядка
ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области" не повлекло каких-либо правовых последствий, суд считает, что данный нормативный правовой акт
должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194
- 198
, 251
- 253
ГПК РФ, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление
Правительства Ивановской области от 22.06.2011 г. № 211-п "Об утверждении Временного порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности на землях лесного фонда в Ивановской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Ивановский областной суд.
Судья
Р.А.ГАЛАКТИОНОВА