Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2012 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 23 ПОРЯДКА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ (СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГИ)
ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН (ПРИЛОЖЕНИЕ № 8),
УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 280 (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА
№ 566) "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ",
ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН ГАЕВА СЕРГЕЯ ВАЛЕРЬЕВИЧА, ПАВЛОВОЙ
ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ И ПОРТНЯГИНОЙ АНГЕЛИНЫ НИКОНОРОВНЫ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей М.Г.Аграновича, Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием заявителя С.В.Гаева и его представителя Т.С.Плиева, представителей Правительства Республики Коми С.В.Деречиной - ведущего специалиста-эксперта правовой работы Агентства Республики Коми по социальному развитию, Е.А.Клименковой - консультанта-эксперта отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, Н.А.Морозова - ведущего юрисконсульта отдела претензионно-исковой работы Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения", А.В.Юдина - старшего прокурора отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан (приложение № 8), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 года № 566) "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явились жалобы граждан С.В.Гаева, И.М.Павловой и А.Н.Портнягиной, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми нормативные положения пункта 23 Порядка.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Кретова, объяснения гражданина С.В.Гаева, выступающего как в своих интересах, так и в интересах граждан И.М.Павловой и А.Н.Портнягиной, объяснения представителей С.В.Гаева, Правительства Республики Коми, прокурора, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

В соответствии с пунктом 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан (приложение № 8), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 года № 566) "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", за изготовлением и ремонтом зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики, бюгельных протезов, протезирования на имплантатах) (далее - изготовление и ремонт зубных протезов) граждане, имеющие право на указанные меры социальной поддержки, обращаются в государственные учреждения здравоохранения Республики Коми или муниципальные учреждения здравоохранения, расположенные по месту жительства или месту пребывания гражданина, оказывающие услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов (далее - лечебно-профилактические учреждения). В случае отсутствия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства или месту пребывания гражданина он обращается в государственные учреждения здравоохранения Республики Коми или муниципальные учреждения здравоохранения, с которыми центром по предоставлению государственных услуг заключен соответствующий договор.
Заявители по настоящему делу оспаривают конституционность пункта 23 настоящего Порядка в той мере, в какой он исключает возможность предоставления и оказания социальной услуги в виде изготовления и ремонта зубных протезов в лечебно-профилактических учреждениях, не имеющих государственного или муниципального статуса.
Так, гражданин С.В.Гаев в своей жалобе указывает, что является индивидуальным предпринимателем и на основании специального разрешения (лицензии) оказывает медицинские услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов на территории Усть-Вымского района Республики Коми. Однако в силу требований пункта 23 Порядка вынужден отказывать в предоставлении этой услуги лицам, имеющим право на данные меры социальной поддержки, несмотря на то, что на территории района отсутствуют государственные или муниципальные учреждения указанного профиля. Полагает, что такое правовое регулирование не согласуется с положениями статей 35 и 42 Конституции Республики Коми, поскольку нарушает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности в сфере оказания отдельным категориям граждан специализированной медицинской помощи по договору с центром по предоставлению государственных услуг и получения от этой деятельности прибыли.
Проживающие в Усть-Вымском районе Республики Коми и имеющие звание "Ветеран труда" граждане И.М.Павлова и А.Н.Портнягина в своих обращениях в Конституционный Суд Республики Коми также ставят вопрос о неконституционности пункта 23 Порядка в части изготовления и ремонта зубных протезов только в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Считают, что такой порядок противоречит статьям 40 и 42 Конституции Республики Коми, гарантирующим социальное обеспечение по возрасту и в иных установленных законом случаях, а также право на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь и, как подразумевается, на выбор медицинской организации для оказания такой помощи. Полагают, что отсутствие по месту их жительства государственных или муниципальных учреждений стоматологического профиля и невозможность обращения в учреждения ведомственной или частной системы здравоохранения ведет к потере их личного времени, создает определенные неудобства и существенно уменьшает объем предусмотренных законодательством Республики Коми мер социальной поддержки, так как для реализации права на изготовление и ремонт зубных протезов заявители вынуждены нести существенные и не подлежащие возмещению расходы на неоднократные поездки к месту оказания указанного вида медицинской помощи и обратно.
Поскольку обращения граждан С.В.Гаева, И.М.Павловой и А.Н.Портнягиной касаются одного и того же предмета, то в соответствии с положениями статьи 43 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" дела по жалобам этих граждан подлежат соединению в одном производстве.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является пункт 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан (приложение № 8), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 года № 566) "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в той мере, в какой он исключает возможность предоставления и оказания социальной услуги в виде изготовления и ремонта зубных протезов в медицинских (лечебно-профилактических) учреждениях, не имеющих государственного либо муниципального статуса, а именно проверка соответствия данного нормативного положения Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 4), равенство прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств (статья 17), право граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (статьи 35, 40, 42).
Согласно пунктам "б" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и корреспондирующим им пунктам "б" и "ж" статьи 64 Конституции Республики Коми защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми.
При этом в силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации, статей 1, 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 65 Конституции Республики Коми органы государственной власти Республики Коми при осуществлении нормативно-регулятивной функции в сфере указанных отношений во всех случаях обязаны учитывать принцип иерархии законов и при принятии нормативных правовых актов не допускать какого-либо умаления прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми, имеющими большую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам Республики Коми.
Так, в соответствии с основами конституционного строя Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их соблюдение и защита являются обязанностью Республики Коми, заключающейся в том числе и в направленности социальной и экономической политики Республики Коми на создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 4, 10 и 11 Конституции Республики Коми).
Поскольку одним из конституционно значимых показателей достойной жизни является социальная защита отдельных категорий граждан, то в силу этих обстоятельств и на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" в Республике Коми принят Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", в преамбуле которого указано, что настоящий Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе.
Согласно статьям 2, 3, 20 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" меры социальной поддержки населения являются расходными обязательствами Республики Коми и, в частности, предусматривают предоставление ветеранам труда и иным, указанным в статьях 10, 11, 12, 13, 14 настоящего Закона, лицам республиканской ежемесячной денежной выплаты, часть которой может направляться на предоставление социальной услуги в виде изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики, бюгельных протезов и протезирования на имплантатах).
В соответствии с положениями статьи 21 данного Закона порядок назначения и выплаты республиканской ежемесячной денежной выплаты и предоставления социальных услуг устанавливаются Правительством Республики Коми.
В связи с этим Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" утвержден Порядок предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан, пунктом 23 которого (приложение № 8) предусмотрено, что изготовление и ремонт зубных протезов осуществляется только в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми или муниципальных учреждениях здравоохранения соответствующего профиля, расположенных по месту жительства или месту пребывания гражданина, а в случае отсутствия таких лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или месту пребывания гражданина в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми или муниципальных учреждениях здравоохранения, с которыми центром по предоставлению государственных услуг заключен соответствующий договор.
Такое правовое регулирование не только не согласуется с конституционно значимыми целями и задачами социальной и экономической политики Республики Коми, но и противоречит действующему федеральному законодательству и общим началам законодательства Республики Коми о социальной поддержке населения.
В частности, гарантированная Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республики Коми" социальная услуга по изготовлению и ремонту один раз в два года зубных протезов является ничем иным, как оказанием отдельным категориям граждан медицинской помощи при стоматологических заболеваниях.
Следовательно, на данные правоотношения в полной мере распространяются положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающие защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, верховенство настоящего Закона по отношению к законам, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы об охране здоровья, и устанавливающие приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество такой помощи, приближенность медицинской организации к месту жительства или пребывания пациента и возможность выбора им при определенных обстоятельствах медицинского учреждения независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности.
В связи с изложенным следует признать, что при предоставлении мер социальной поддержки, направленных на охрану здоровья граждан и оказание им медицинской помощи, во всех случаях должны учитываться приведенные требования указанного выше Закона и именно в соответствии с ними определяться условия и порядок предоставления социальных услуг медицинского характера, которые исключали бы любое умаление прав граждан на доступную, качественную и максимально приближенную к их месту жительства медицинскую помощь.
Поскольку права граждан на социальную защиту, охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности в силу статей 34, 39 и 41 Конституции Российской Федерации и статей 35, 40 и 42 Конституции Республики Коми являются одними из основополагающих для целей реализации социальной и экономической политики, то в соответствии с этими обстоятельствами у органов государственной власти Республики Коми не имелось законных оснований для осуществления избирательного подхода к выбору медицинских учреждений, исходя из их организационно-правовой формы и формы собственности, тем более, что Правилами финансирования расходов по предоставлению населению, проживающему в Республике Коми, социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 25 августа 2005 года № 230, финансирование расходов на предоставление отдельным категориям граждан социальной услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов осуществляется путем ежемесячного перечисления Агентством Республики Коми по социальному развитию части причитающейся гражданам республиканской ежемесячной денежной выплаты государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям, оказывающим такие услуги в соответствии с заключенными договорами.
Таким образом, законодательством Республики Коми фактически установлено, что предоставление и оказание социальной услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов основано на договорных отношениях и регулируется, в том числе гражданским законодательством Российской Федерации, которое, в частности, предусматривает равенство участников отношений в сфере обязательственного права, признание всех форм собственности, беспрепятственное осуществление гражданских прав, свободное перемещение товаров и услуг и устанавливает правила участия субъектов Российской Федерации и организаций в гражданском обороте, условия и порядок заключения ими договоров (главы 1, 5, 13, 27, 28 Гражданского кодекса РФ).
Поэтому с учетом приведенных обстоятельств и прописанных в гражданском законодательстве Российской Федерации и Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" принципов отсутствуют какие-либо правовые препятствия для заключения соответствующих договоров с учреждениями ведомственной, частной систем здравоохранения, имеющих необходимое оборудование и квалифицированный персонал для оказания указанной выше медицинской услуги.
Заключение же договоров с такими учреждениями здравоохранения на территориях, где отсутствуют государственные или муниципальные организации стоматологического профиля, несомненно, будет отвечать интересам как указанных выше учреждений, так и интересам отдельных категорий граждан при оказании им медицинской помощи в рамках социальной поддержки населения, способствовать развитию ведомственной и частной систем здравоохранения и доступности соответствующей медицинской помощи в связи с приближенностью медицинских учреждений к месту жительства или пребывания граждан и при этом исключать их неоднократные поездки к месту оказания медицинской помощи и обратно, связанные как с потерей времени и определенными неудобствами, так и с расходами на проезд, не подлежащими возмещению и фактически уменьшающими объем данного вида социальной поддержки.
Однако оспариваемый заявителями пункт 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан не предусматривает возможность обращения в стоматологические учреждения ведомственной, частной систем здравоохранения и оказания в них услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов, что ведет к существенным нарушениям гарантированных федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми прав граждан на социальную защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, и, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях, не отвечает принципам социальной политики и поддержания доверия граждан к закону и его правовой определенности, направленной на разумную стабильность правового регулирования и его предсказуемость с точки зрения соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах пункт 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан (приложение № 8), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в той мере, в какой он исключает возможность предоставления и оказания социальной услуги в виде изготовления и ремонта зубных протезов в медицинских (лечебно-профилактических) учреждениях, не имеющих государственного или муниципального статуса, нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств, умаляет их право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, а следовательно, и на достойную жизнь, препятствует свободному использованию гражданами своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и поэтому не может быть признан соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 17, 35, 40, 42.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать пункт 23 Порядка предоставления социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан (приложение № 8), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 года № 566) "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в той мере, в какой он исключает возможность предоставления и оказания социальной услуги в виде изготовления и ремонта зубных протезов в медицинских (лечебно-профилактических) учреждениях, не имеющих государственного или муниципального статуса, не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 17, 35, 40, 42.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru