УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2011 г. по делу № 2-1099/11
Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.
при секретаре Фишер Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 5 мая 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим ч. 4 ст. 44
, п. 5 ч. 3 ст. 45
Устава муниципального образования городского округа "Ухта",
установил:
Прокурор г. Ухты обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим ч. 4 ст. 44
, п. 5 ч. 3 ст. 45
, п. 5 ст. 49
Устава муниципального образования городского округа "Ухта", в обоснование требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой города в порядке надзора за соблюдением соответствия федеральному законодательству Устава
МОГО "Ухта" установлено, что он принят решением Совета МОГО "Ухта" 27.12.2005 года № 14, зарегистрирован в отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 29.12.2005 и опубликован 20.01.2006 в информационном бюллетене "Город" № 1. В ч. 4 ст. 44
Устава МОГО "Ухта" закреплено, что муниципальный служащий городского округа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законодательством, что противоречит действующему законодательству, а именно ч. 2.1 ст. 14
Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе", в соответствии с которой обязанность передачи ценных бумаг, акций в доверительное управление возложена только на муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. В силу п. 5 ч. 3 ст. 45
Устава МОГО "Ухта" в систему муниципальных правовых актов входят постановления Контрольно-счетной палаты. Однако указанная норма
противоречит ч. 7 ст. 43
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой должностные лица органов местного самоуправления, за исключением главы муниципального образования, председателя представительного органа, главы местной администрации, издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Определением Ухтинского городского суда от 05.05.2011 года производство по делу в части требований о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим ч. 5 ст. 49
Устава муниципального образования городского округа "Ухта" в части слов "особенность возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законодательством" прекращено.
В судебном заседании прокурор Карасева О.В. заявленные требования уточнила, просила признать оспариваемые нормы не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Совета МОГО "Ухта" Глайборода И.П., действующий по доверенности, полагал, что заявление прокурора подлежит удовлетворению частично, представил письменный отзыв, из которого следует, что ч. 4 ст. 44
Устава МОГО "Ухта" соответствует ч. 6 ст. 11
Федерального закона "О противодействии коррупции", несоответствие п. 5 ч. 3 ст. 45
Устава федеральному законодательству не оспаривается, доводы отзыва поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Устав
МОГО "Ухта" принят решением представительного органа - Совета МОГО "Ухта" 27.12.2005 года за № 14, принятым большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, зарегистрирован в отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 29.12.2005 и опубликован 20.01.2006 в информационном бюллетене "Город" № 1. Таким образом, правовой акт принят полномочным органом в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 3
Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция
Российской Федерации, а также федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Аналогичную норму содержит и ст. 42
Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 6 ст. 11
Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что в случае, если муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время такая обязанность возложена частью 2.1 ст. 14
Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" только на муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту. Однако это не делает положения ч. 4 ст. 44
Устава МОГО "Ухта" о том, что муниципальный служащий городского округа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, противоречащими федеральному законодательству, поскольку эти положения соответствуют ч. 6 ст. 11
Федерального закона "О противодействии коррупции", и в них прямо указано, что такая обязанность возникает в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, требования прокурора в этой части не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 7
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 43
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные должностные лица органов местного самоуправления, за исключением главы муниципального образования, председателя представительного органа, главы местной администрации, издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 34
Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 27
Устава МОГО "Ухта" Контрольно-счетная палата МОГО "Ухта" относится к органам местного самоуправления МОГО "Ухта", а ее должностные лица - к иным должностным лицам муниципального образования.
Таким образом, должностные лица Контрольно-счетной палаты МОГО "Ухта" не вправе издавать правовые акты в форме постановлений, и включение постановлений Контрольно-счетной палаты в систему муниципальных правовых актов, как это предусмотрено оспариваемым п. 5. ч. 3 ст. 45
Устава МОГО "Ухта", не соответствует федеральному законодательству.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащего федеральному законодательству п. 5 ч. 3 ст. 45
Устава МОГО "Ухта", суд находит, что он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, и требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194
- 199
, 253
ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора города Ухты удовлетворить частично.
Признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу п. 5 ч. 3 ст. 45
Устава муниципального образования городского округа "Ухта", принятого решением Совета МО "Город Ухта" 27.12.2005 года № 14.
В удовлетворении требований прокурора города Ухты о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим ч. 4 ст. 44
Устава муниципального образования городского округа "Ухта", принятого решением Совета МО "Город Ухта" 27.12.2005 года № 14, отказать.
Сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу опубликовать в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения 10 мая 2011 года.
Судья
Ухтинского городского суда
Е.Г.БЕРНИКОВА