АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. по делу № А33-3738/2011
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2011 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления наружной рекламы администрации города Красноярска (ОГРН 1082468055350)
к индивидуальному предпринимателю Валееву Николаю Викторовичу
об обязании демонтировать наземную рекламную конструкцию размером 6,0 х 3,0 м., расположенную по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дыбаль И.К. на основании доверенности от 09.12.2010 № 11,
от ответчика: Скрипкина Д.Н. на основании доверенности от 24.12.2010,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,
установил:
Управление наружной рекламы администрации города Красноярска обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Валееву Николаю Викторовичу (далее по тексту - индивидуальный предприниматель Валеев Н.В.) об обязании демонтировать наземную рекламную конструкцию размером 6,0 x 3,0 м., расположенную по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов.
Заявление принято к производству суда. Определением от 25.03.2011 возбуждено производство по делу.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. зарегистрирован в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 304246608600015.
Управлением архитектуры администрации города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "Зигзаг" выдано разрешение на распространение наружной рекламы от 30.03.2006 № 5596, действительное до 20.03.2007, которым обществу разрешено распространение наружной рекламы - двухстороннего наземного рекламного щита с подсветкой размером 6,0 x 3,0 м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов.
В соответствии с договором от 01.12.2005 № 413-11, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью "Зигзаг" и индивидуальным предпринимателем Валеевым Н.В., и приложением от 30.06.2007 № 3 к указанному договору собственником рекламной конструкции с 30.06.2007 является индивидуальный предприниматель Валеев Н.В.
24 декабря 2007 года индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. обратился в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу.
Письмом от 25.01.2008 № 757 Управление архитектуры администрации г. Красноярска сообщило предпринимателю о рассмотрении вопроса о согласовании размещения рекламной конструкции после предоставления информации департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Согласно письму от 25.04.2008 № 8562 Управление архитектуры администрации г. Красноярска отказало предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу в связи с несоответствием проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента.
16 июня 2008 года индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. обратился в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на установку вышеуказанной рекламной конструкции.
Письмом от 30.06.2008 № 13950 Управление архитектуры администрации г. Красноярска отказало предпринимателю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по указанному адресу в связи с несоответствием проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента.
02 марта 2009 года индивидуальный предприниматель Валеев Н.В. обратился в адрес Управления наружной рекламы администрации города Красноярска с письмом № 223 об установлении процедурной возможности получения по итогам торгов разрешения на установку конструкции.
Управление наружной рекламы администрации города Красноярска письмом от 30.03.2009 № 724-5 сообщило предпринимателю о том, что предусмотреть процедурную возможность получения по итогам торгов разрешения на установку рекламных конструкций, а также принять заявления на участие в аукционах не представляется возможным, поскольку аукционы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по заявленным адресам не объявлены.
В связи с истечением срока действия разрешения на установку рекламной конструкции заявителем проведена проверка, в ходе которой выявлен факт размещения рекламной конструкции по указанному адресу.
Письмом от 06.03.2009 № 478-4 "О демонтаже рекламной конструкции" Управление наружной рекламы администрации г. Красноярска потребовало от ответчика демонтировать рекламную конструкцию в тридцатидневный срок со дня получения настоящего письма.
Указанное письмо получено представителем предпринимателя Демидовой Т.И. по доверенности.
14.03.2011 Управлением наружной рекламы администрации г. Красноярска составлен акт о выявлении размещения рекламной конструкции без разрешения на установку рекламной конструкции, из которого следует, что вышеназванная рекламная конструкция не демонтирована.
Поскольку обязанность по демонтажу рекламной конструкции ответчиком не исполнена (демонтаж рекламной конструкции ответчиком не произведен), Управление наружной рекламы администрации города Красноярска обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительном сносе рекламной конструкции.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителя истца, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12
Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ.
Согласно пункту 3
*** Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе" (действующего на момент выдачи разрешения на распространение наружной рекламы) распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи
.
Согласно пункту 1 статьи 19
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи
. При этом владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) является собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с пунктом 9 статьи 19
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5
- 7 настоящей статьи
законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Пунктом 17 статьи 19
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ установлено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что и ранее действовавший Федеральный закон
от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе" и вновь принятый Федеральный закон
от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" определяют возможность размещения любых конструкций наружной рекламы только при наличии разрешения, выданного уполномоченным органом, на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.
При этом статьей 16
Федерального закона от 16.10.2006 № 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" (далее по тексту - Федеральный закон от 16.10.2006 № 160-ФЗ) установлено, что в соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15
и пунктом 26.1 части 1 статьи 16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 01.07.2006, признается разрешением на установку рекламной конструкции.
Порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска определяет Положение
о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Красноярска, утвержденное Постановлением администрации города Красноярска от 09.11.2009 № 453 (далее по тексту - Положение от 09.11.2009 № 453).
В соответствии с пунктом 1.3
Положения от 09.11.2009 № 453 порядок, определяемый настоящим Положением
, является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами - владельцами рекламных конструкций независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 1.4
. Положения от 09.11.2009 № 453 рекламное место - место на внешней стене, крыше и иных конструктивных элементах здания, строения, сооружения или вне их, а также на остановочном пункте движения общественного транспорта, размещение рекламной конструкции на котором согласовано с уполномоченными органами; владелец рекламной конструкции - физическое или юридическое лицо - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Пунктом 1.7
Положения от 09.11.2009 № 453 предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается только при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, оформленного в соответствии с установленным порядком.
Как следует из материалов дела, Управлением архитектуры администрации города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "Зигзаг" 30.03.2006 выдано разрешение № 5596 на распространение наружной рекламы путем размещения двухстороннего наземного рекламного щита с подсветкой размером 6,0 x 3,0 м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов.
Пунктом 4 примечания к названному разрешению предусмотрено, что за месяц до окончания срока действия настоящего разрешения заявитель вправе подать заявление о продлении срока действия разрешения на распространение наружной рекламы, либо в течение 10 дней со дня окончания срока действия настоящего разрешения демонтировать средство наружной рекламы за счет собственных средств и привести место размещения в первоначальный вид.
Указанное разрешение на распространение наружной рекламы в силу статьи 16
Федерального закона от 16.10.2006 № 160-ФЗ является разрешением на установку рекламной конструкции.
Вместе с тем разрешение утратило силу в связи с истечением срока его действия 20.03.2007.
В соответствии с договором от 01.12.2005 № 413-11, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью "Зигзаг" и индивидуальным предпринимателем Валеевым Н.В., и приложением от 30.06.2007 № 3 к указанному договору рекламная конструкция является собственностью индивидуального предпринимателя Валеева Н.В. с 30.06.2007.
Разрешение, выданное на определенный срок действия, имеет юридическую силу только в период срока действия, и, следовательно, разрешение с истекшим сроком действия не является документом, имеющим юридическую силу.
Доказательства наличия у ответчика действующего разрешения на установку рекламной конструкции по вышеуказанному адресу, а, следовательно, наличия у ответчика предусмотренных законом оснований для размещения после 20.03.2007 указанной рекламной конструкции, в материалах дела отсутствуют, об их наличии ответчиком не заявлено.
Использование рекламной конструкции по истечении срока разрешения на ее размещение противоречит нормам статьи 19
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
В связи с выявлением факта размещения рекламной конструкции по указанному адресу Управление наружной рекламы администрации города направило в адрес ответчика письмо от 06.03.2009 № 478-4 "О демонтаже рекламной конструкции", которым потребовало от ответчика произвести демонтаж рекламной конструкции в тридцатидневный срок со дня получения настоящего письма.
Указанное письмо получено представителем предпринимателя Демидовой Т.И. на основании доверенности от 20.05.2010, что подтверждается подписью представителя на письме.
Вместе с тем требование Управления наружной рекламы администрации города Красноярска о демонтаже вышеуказанной рекламной конструкции предпринимателем в установленный срок не исполнено - двухсторонний наземный рекламный щит с подсветкой размером 6,0 x 3,0 м. по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов не демонтирован.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными заявителем фотографиями, актом о выявлении размещения рекламной конструкции без разрешения на ее установку 14.03.2011. Доказательства обратного суду не представлены, об их наличии ответчиком не заявлено.
Неоднократное обращение индивидуального предпринимателя Валеева Н.В. в Управление архитектуры администрации г. Красноярска после истечения срока разрешения на установку рекламной конструкции с заявлениями о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (24.12.2007, 16.06.2008) не свидетельствует о выполнении предпринимателем обязанности по демонтажу спорной рекламной конструкции.
В соответствии с пунктами 1
и 2 статьи 38
Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пунктам 1.1
, 3.17
и 3.19
Положения об управлении наружной рекламы администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 14.10.2008 № 238-р, Управление наружной рекламы администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, уполномоченным на решение вопросов в области размещения рекламы и информации на территории города, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в том числе следующие функции: принимает меры по предупреждению фактов неправомерного размещения, установки, эксплуатации рекламных конструкций, распространения рекламы; осуществляет сбор, подготовку и направление материалов в антимонопольный орган, в суды, арбитражные суды и иные органы и организации в связи с нарушением порядка установки и (или) эксплуатации рекламных конструкций, распространения наружной рекламы.
С учетом изложенного, истец правомерно предъявил требование об обязании ответчика демонтировать рекламную конструкцию.
Поскольку, доказательств исполнения предпринимателем обязанности по демонтажу рекламной конструкции (демонтажа рекламной конструкции) ответчиком не представлено, требование истца о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции подлежит удовлетворению.
Доводы, указанные ответчиком в заявлении, рассмотрены арбитражным судом и отклонены, как противоречащие действующему законодательству и фактическим материалам дела.
Согласно части 1 статьи 174
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167
, 170
, 174
, 176
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Заявление Управления наружной рекламы администрации города Красноярска удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Валеева Николая Викторовича демонтировать наземную рекламную конструкцию размером 6,0 x 3,0 м., расположенную по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Алексеева, 190 м. от пересечения с ул. Батурина, справа по направлению движения в сторону просп. Авиаторов, в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Валеева Николая Викторовича 4 000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА