Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2011 г. по делу № А33-1766/2011

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 мая 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Калашниковой К.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" (ОГРН 1022040828009, ИНН 2420006104)
к администрации Богучанского района Красноярского края
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Гелен", администрации Кежемского района Красноярского края.
в присутствии:
от заявителя: Каралюса А.В. - директора ООО "Кодинская перевалочная база" согласно протоколу № 11 от 20.04.2007, Иватова Н.Ж. - представителя по доверенности от 01.03.2011,
от ответчика: Маркатюк С.А. - представителя по доверенности от 20.12.2010,
от третьего лица (администрации Кежемского района Красноярского края): Кодяковой О.Н - представителя по доверенности № 37-ю от 03.12.2010,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Медведевой О.В., после перерыва секретарем Точиловой Т.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кодинская перевалочная база" (далее - ООО "Кодинская перевалочная база") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрация Богучанского района Красноярского края
о признании незаконным отказа администрации Богучанского района Красноярского края в передаче в аренду земельного участка площадью 75765,0 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером КН 24:07:1601002:0004, категория земель - земли поселений, за исключением участков 4/ЗУ2, 4/ЗУ3, 4/ЗУ4 и 4 ЗУ/5, изложенного в письме от 15.11.2010 за № 01/38-2953;
обязании администрации Богучанского района утвердить и выдать ООО "Кодинская ПБ" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в границах земельного участка с кадастровым номером КН 24:07:1601002:0004, категория земель - земли поселений, за исключением участков 4/ЗУ2, 4/ЗУ3, 4/ЗУ4 и 4 ЗУ/5.
Заявление принято к производству суда. Определением от 11.02.2011 возбуждено производство по делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Гелен" и администрация Кежемского района Красноярского края.
Третье лицо (ООО "Гелен") в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается его в отсутствие.
Ответчик заявленные требования не признал, относительно удовлетворения заявленных требований возражает, в материалы дела представил отзыв на заявление в котором пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 24:07:1601002:0004, на дату обращения ООО Кодинская перевалочная база" с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, был разделен на 4 участка, получены кадастровые паспорта вновь образованных земельных участков; 15.11.2010 ответчиком в адрес ООО Кодинская перевалочная база" были направлены копии кадастровых паспортов вновь образованных земельных участков общей площадью 68615 кв. м, кроме того, заявителю предложено обратиться в администрацию Новохайского сельсовета за присвоением объектам недвижимости, расположенным на земельных участках, адресов; общая площадь земельных участков, предложенных заявителю, достаточна для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости; постановления о присвоении объектам недвижимости, расположенным на земельных участках, адресов заявителем не представлены; на земельный участок, свободный от застройки, постановлением администрации Богучанского района ООО "Гелен" предварительно согласовано место размещения производственной базы.
В судебном заседании, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 15 час. 40 мин. 17 мая 2011 года. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же лиц.
Представитель заявителя обратился к суду с заявлением об уточнении заявленных требований, просит суд признать незаконным бездействие администрации Богучанского района Красноярского края в утверждении и выдаче ООО "Кодинская перевалочная база" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по заявлению ООО "Кодинская перевалочная база" от 17.05.2010 № 10/05-15; обязать администрацию Богучанского района утвердить и выдать ООО "Кодинская перевалочная база" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по заявлению ООО "Кодинская перевалочная база" от 17.05.2010 № 10/05-15.
В судебном заседании, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 08 час. 30 мин. 24 мая 2011 года.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель истца в судебном заседании после перерыва не поддержал уточнение заявленных требований, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела по первоначальным требованиям.
Администрация Кежемского района в отзыве на заявление пояснила, что считает незаконными действия администрации Богучанского района по формированию земельных участков 24:07:1601002:63 площадью 24741 кв. м, 24:07:1601002:65 площадью 4726 кв. м, 24:07:1601002:66 площадью 43874 кв. м, путем разделения земельного участка 24:07:1601002:4 площадью 80017 кв. м, в связи отсутствием на двух образованных земельных участках (24:07:1601002:63 и 24:07:1601002:65) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Кежемского района: подкрановых путей кадастровый номер 24:7:000000:080087:9, зарегистрированных 24.09.2007 за № 24-24-06/007/2007-431 за муниципальным образованием Кежемский район, склада ГСМ", состоящего из 4 емкостей по 400 куб.м., 3 емкостей по 10 куб.м., 3 емкостей по 75 куб.м., 1 емкости по 70 куб.м., зарегистрированного 24.09.2007 за № 24-24-06/007-2007-428 за муниципальным образованием Кежемский район. При формировании земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:63 не соблюдено требование пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
На земельном участке с кадастровым номером 24:07:1601002:63 расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности Кежемского района: складское помещение, кадастровый номер 24:7:000000:080087:6 (свидетельство о государственной регистрации № 24-24-06/007/2007-429); гараж, кадастровый номер 24:7:000000:080087:2 (свидетельство о государственной регистрации № 24-24-06/007/2007-427); административное здание, кадастровый номер 24:7:000000:080087:7 (свидетельство о государственной регистрации № 24-24-06/007/2007-430); диспетчерская, кадастровый номер 24:7:000000:080087:1 (свидетельство о государственной регистрации № 24-24-06/007/2007-426).
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.07.2006 по делу № А33-8910/2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2006 и постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.03.2007, удовлетворены исковые требования администрации Кежемского района Красноярского края к ООО "Кодинская перевалочная база", применены последствия недействительности договора купли-продажи от 23.04.2003, заключенного между муниципальным образованием "Кежемский район" и ООО "Кодинская перевалочная база", в виде обязания ООО "Кодинская перевалочная база" возвратить по акту приема-передачи муниципальному образованию "Кежемский район" Красноярского края в лице администрации района следующее имущество:
1. Здание диспетчерской (лит. Б1), инвентарный № 080087.1, общей площадью 58,10 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, Богучанский район, с. Новохайский, промзона, зд. 1, условный номер 24:7:000000:080087.1.
2. Административное здание (лит. Б), инв. № 080087.7, общей площадью 201,10 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, Богучанский район, с. Новохайский, промзона, зд. 7, условный номер 24:7:000000:080087.7.
3. Здание гаража (лит. В2), инв. № 080087.2, общей площадью 369,60 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, Богучанский район, с. Новохайский, промзона, зд. 2, условный номер 24:7:000000:080087.2.
4. Складское помещение (лит. В1), инв. № 080087.6, общей площадью 174,70 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, Богучанский район, с. Новохайский, промзона, зд. 6, условный номер 24:7:000000:080087.6.
5. Склад ГСМ (лит. В4), инв. № 080087, общей площадью 58,10 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, Богучанский район, с. Новохайский, промзона, соор. 4, условный номер 24:7:000000:080087.4.
6. Подкрановые пути, расположенные по адресу: Красноярский край, Богучанский район, с. Новохайский, промзона, условный номер 24:7:000000:080087.9,
а также обязания муниципального образования Кежемский район Красноярского края в лице администрации района возвратить ООО "Кодинская перевалочная база" 916 500 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.02.2008 по делу № А33-354/2007, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 и постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.08.2008, удовлетворены исковые требования администрации Кежемского района Красноярского края к ООО "Кодинская перевалочная база" и администрации Новохайского сельсовета Богучанского района Красноярского края, применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи земельного участка № 1 от 30.03.2005 путем обязания ООО "Кодинская перевалочная база" возвратить администрации Новохайского сельсовета земельный участок площадью 80017 квадратных метров с кадастровым номером 24:07:1601002:0004, расположенный по адресу: Красноярский край, Богучанский район, п. Новохайский, промзона, обязания администрации - возвратить покупателю ООО "Кодинская перевалочная база" денежные средства, полученные в качестве оплаты по договору купли-продажи земельного участка № 1 от 30.03.2005 в размере 376544 рублей.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права: 24 ВН № 004432 от 17.03.2003, 24 ЕЙ № 433254 от 25.12.2009, 24ЕИ № 433253 от 25.12.2009, 24ЕИ № 433255 от 25.12.2009, 24ЕИ № 433251 от 25.12.2009, 24 ДИ № 002155 от 22.06.2005 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ООО "Кодинская перевалочная база" на объекты недвижимого имущества:
железнодорожный тупик общей протяженностью 819 п.м., от стр. 18 до стр. к.п., по адресу: Красноярский край, Богучанский р-н, с. Новохайский, соор. 5;
производственно-бытовое здание, назначение нежилое, общая площадь 64,2 кв. м, лит 82 по адресу: Красноярский край, Богучанский район, пос. Новохайский, Промзона, № 15, строение 3, кадастровый номер 24:07:1601002:0004:04:209:002:000129400:0003;
производственно-бытовое здание, назначение нежилое, общая площадь 50,2 кв. м, лит В по адресу: Красноярский край, Богучанский район, пос. Новохайский, Промзона, № 15, строение 1, кадастровый номер 24:07:1601002:0004:04:209:002:000129400:0001;
производственно-бытовое здание, назначение нежилое, общая площадь 19,9 кв. м, лит 83 по адресу: Красноярский край, Богучанский район, пос. Новохайский, Промзона, № 15, строение 4, кадастровый номер 24:07:1601002:0004:04:209:002:000129400:0004;
производственно-бытовое здание, назначение нежилое, общая площадь 64,2 кв. м, лит В1 по адресу: Красноярский край, Богучанский район, пос. Новохайский, Промзона, № 15, строение 2, кадастровый номер 24:07:1601002:0004:04:209:002:000129400:0002;
здание лесопильного цеха общей площадью 432 кв. м по адресу: Красноярский край, Богучанский р-н, с. Новохайский, промзона, зд. 8, кадастровый номер 24:07:1601002:0004:04:209:002:000129400:0008:20000.
17 мая 2010 года ООО "Кодинская перевалочная база" обратилось к главе Богучанского района с заявлением № 10/05-15 от 17.05.2010 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 75765,0 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:0004, категория земель - земли поселений, за исключением участков 4/ЗУ2, 4/ЗУ3, 4/ЗУ4 и 4 ЗУ/5, на которых находится имущество администрации Кежемского района.
Как следует из заявления, на испрашиваемом земельном участке находятся принадлежащие ООО "Кодинская перевалочная база" объекты недвижимости: железнодорожный тупик общей протяженностью 819,0 п.м., здание лесопильного цеха, производственно-бытовое здание № 1, производственно-бытовое здание № 2, производственно-бытовое здание № 3, производственно-бытовое здание № 4, прирельсовый склад.
К заявлению приложены: схема согласования разделения границ земельного участка, подписанная представителями: управления муниципальной собственности Богучанского района, управления муниципальной собственности Кежемского района, ООО "Кодинская перевалочная база", свидетельства о государственной регистрации права: 24 ДИ № 002247 от 31.05.2005, 24 ВН № 004432 от 17.03.2003, 24 ЕИ № 433254 от 25.12.2009, 24ЕИ № 433253 от 25.12.2009, 24ЕИ № 433255 от 25.12.2009, 24ЕИ № 433251 от 25.12.2009, 24 ДИ № 002155 от 22.06.2005, расчет площади прирельсового склада, акт приема-передачи земельного участка от 14.05.2010 согласно которому ООО "Кодинская перевалочная база" на основании исполнительного листа № 254031, выданного Арбитражным судом Красноярского края по делу № А33-354/2007, возвратило администрации Новохайского сельсовета земельный участок с кадастровым номером 24:07:1601002:0004, акт согласования местоположения границ земельного участка 24:07:1601002:4.
В ответ на заявление от № 10/05-15 от 17.05.2010 администрация Богучанского района в письме от 21.05.2010 № 01/38-1253 сообщила ООО "Кодинская перевалочная база" о невозможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с нахождением земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:4 в собственности ООО "Кодинская перевалочная база" согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.05.2010 № 06/003/2010-432.
10 июня 2010 года, согласно письму № 10/06-10 от 10.06.2010, ООО "Кодинская перевалочная база" представило в администрацию Богучанского района уведомление от 10.06.2010 № 06/003/2010-626 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 24:07:1601002:0004 по адресу: Красноярский край, Богучанский район, пос. Новохайский.
Администрация Богучанского района в письме от 09.07.2010 № 01/38-1670 сообщила ООО "Кодинская перевалочная база" о том, что земельный участок будет предоставлен в аренду после разделения земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:0004.
19 октября 2010 года ООО "Кодинская перевалочная база" обратилась в администрацию Богучанского района с требованием (письмо № 10/10-33 от 19.10.2010) о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте на основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация Богучанского района направила ООО "Кодинская перевалочная база" письмо от 15.11.2010 № 01/38-2953 (поступило в адрес заявителя 22.11.2010) в котором сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 24:07:16 01 002:4 разделен на 4 земельных участка, на двух из которых находятся объекты недвижимости ООО "Кодинская перевалочная база": с кадастровым номером 24:07:1601002:66, общей площадью 43874 кв. м, с кадастровым номером 24:07:1601002:63, общей площадью 24741 кв. м. Для принятия решения о предоставлении в аренду ООО "Кодинская перевалочная база" вышеуказанных земельных участков необходимо предоставить постановление администрации Новохайского сельсовета о присвоении новых адресов на объекты недвижимости в соответствии с адресами вновь образованных земельных участков. К письму от 15.11.2010 № 01/38-2953 были приложены кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:1601002:63 и 24:07:1601002:66.
ООО "Кодинская перевалочная база" в письме № 15.11.2010 № 01/38-2953, направленном в администрацию Богучанского района выразило несогласие с разделением участка в связи с тем, что разделение участка произведено без согласования с собственниками объектов недвижимости, расположенных на указанном участке; здание лесопильного цеха, принадлежащего ООО "Кодинская перевалочная база" расположено частично в границах земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:63, частично - на прилегающем земельном участке; на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером 24:07:1601002:63 кроме объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Кодинская перевалочная база", расположены объекты недвижимости находящиеся в собственности муниципального образования Кежемский район; автомобильные технологические проезды строились и ремонтировались силами и средствами ООО "Кодинская перевалочная база", открытый доступ к ним опасен с точки зрения промышленной безопасности, так как они находятся в зоне эксплуатации опасных производственных объектов; площади земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:1601002:63 и 24:07:1601002:66 недостаточно для эксплуатации железнодорожного тупика.
В ответ на письмо № 15.11.2010 № 01/38-2953 администрация Богучанского района сообщила, что в соответствии с частью 1 статьи 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка подлежит согласованию с правообладателями смежных участков, а не с собственниками объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках; разделение земельного участка произведено с учетом того, что объекты недвижимости полностью находятся на вновь образованных участках; земельный участок с кадастровым номером 24:07:1601002:63 может быть разделен по инициативе ООО "Кодинская перевалочная база" или муниципального образовании Кежемский район; право собственности на технологическую автомобильную дорогу не зарегистрировано; расчет площади земельных участков, необходимых для обслуживания объектов недвижимости находящихся в собственности ООО "Кодинская перевалочная база", произведен ООО "Богучанское землеустроительное предприятие"; общая площадь земельного участка, предоставленного ООО "Кодинская перевалочная база" уменьшилась незначительно на 6659 кв. м, то есть 8%.
Как следует из расчета нормативного размера земельного участка для размещения железнодорожного тупика, произведенного ООО "Богучанское землеустроительное предприятие" на основании ОСН 3.02.01-97 "Нормы и правила проектирования полосы отвода земель для железных дорог" площадь земельного участка, занятого железнодорожным тупиком общей протяженностью 819 п.м. должна быть не менее 18837 кв. м.
Согласно расчету нормативного размера земельного участка для размещения лесозаготовительного производства, составленного 000 "Богучанское землеустроительное предприятие" на основании СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП П-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий" общая площадь объектов застройки земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Богучанский район, пос. Новохайский, промзона составляет 631,8 кв. м. Исходя из общей площади застройки указанного земельного участка 1435,3 кв. м при минимальной плотности застройки в 17% нормативный размер участка для размещения предприятия должен быть не менее 8443 кв. м.


ООО "Кодинская перевалочная база" в материалы дела представило экспертное заключение "Обоснование размера производственных площадей технологического процесса производства пиломатериалов ООО "Кодинская перевалочная база" от 06.04.2011, составленное кандидатом технических наук, доцентом СибГТУ кафедры технологии деревообработки Корниенко В.А., согласно которому общая площадь земельного участка, необходимого для обеспечения существующего технологического процесса производства пиломатериалов составляет - 51972,98 кв. м.
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю" от 01.11.2010 № Ф24/10-2-122256 на основании заявления от 13.10.2010 № 2407/102/10-45 на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 24:07:1601002:64, 24:07:1601002:63, 24:07:1601002:65, 24:07:1601002:66.
На определение об истребовании доказательств от 17.05.2011 ФГУ "Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю" в материалы дела представило сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:07:1601002:4 не снят с кадастрового учета, сведения о нем являются актуальными, поскольку образуемые из данного участка земельные участки с кадастровыми номерами 24:07:1601002:64, 24:07:1601002:63, 24:07:1601002:65, 24:07:1601002:66 имеют временный статус и в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
Постановлением администрации Богучанского района Красноярского края от 11.10.2010 № 1446-п утвержден акт выбора земельного участка от 10.08.2010 для строительства производственной базы, находящегося на землях населенных пунктов, в северной части земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:4 примерно в 130 м по направлению на восток ориентира, адрес ориентира: Красноярский край, Богучанский район, п. Новохайский, общей площадью 42603 кв. м, предварительно согласовано ООО "Гелен" место размещения производственной базы, находящееся на землях населенных пунктов, в северной части земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:4 примерно в 130 м по направлению на восток ориентира, адрес ориентира: Красноярский край, Богучанский район, п. Новохайский, общей площадью 42603 кв. м.
Постановлением администрации Богучанского района от 18.04.2011 № 473-п ООО "Кодинская перевалочная база" предоставлены в аренду на срок 49 лет земельные участки: с кадастровым номером 24:07:1601002:63 общей площадью 24741 кв. м, находящийся примерно в 200 м по направлению на восток от ориентира п. Новохайский, адрес ориентира: Красноярский край, Богучанский район для использования в целях эксплуатации и обслуживания производственных объектов; с кадастровым номером 24:07:1601002:66 общей площадью 43874 кв. м, находящийся примерно в 120 м по направлению на восток от ориентира п. Новохайский, адрес ориентира: Красноярский край, Богучанский район для использования в целях эксплуатации железнодорожного тупика протяженностью 819 кв. м и прирельсового склада.
20 апреля 2011 администрацией Богучанского района в адрес ООО "Кодинская перевалочная база" направлен проект договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:1601002:63, 24:07:1601002:66 (письмо от 19.04.2011 № 01/33-1221).
Заявитель полагая, что администрация в письме от 15.11.2010 за № 01/38-2953 отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду и считая данный отказ несоответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 2 указанного Закона к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
ООО "Кодинская перевалочная база" обратилось в администрацию Богучанского района Красноярского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 75765,0 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:0004, категория земель - земли поселений, за исключением участков 4/ЗУ2, 4/ЗУ3, 4/ЗУ4и4 3У/5.
В заявлении о предоставлении земельного участка в качестве приложения указаны: свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, схема и акт согласования границ земельного участка, и иные документы.
Как следует из материалов дела, обращение ООО "Кодинская перевалочная база" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду основано на том, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что ООО "Кодинская перевалочная база" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с частью 6 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 8 статьи 36 предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
В установленные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроки ответчик необходимые действия для предоставления заявителю в аренду земельного участка не совершил. Вместе с тем, указанное бездействие ответчика заявителем в настоящем деле не обжалуется.
Заявителем оспаривается отказ администрации Богучанского района Красноярского края в передаче в аренду земельного участка площадью 75765,0 кв. м расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:0004, за исключением участков 4/ЗУ2, 4/ЗУ3, 4/ЗУ4 и 4 ЗУ/5, изложенный в письме от 15.11.2010 за № 01/38-2953.
Однако, из текста письма от 15.11.2010 за № 01/38-2953 следует, что администрация Богучанского района уведомила ООО "Кодинская перевалочная база" о разделении земельного участка с кадастровым номером 24:07:1601002:4 на 4 земельных участка, а также предложила предоставить постановление администрации Новохайского сельсовета о присвоении новых адресов на объекты недвижимости в соответствии с адресами вновь образованных земельных участков.
Таким образом, из указанного письма не усматривается, что администрацией Богучанского района было принято решение об отказе заявителю в предоставлении участка в аренду.
В судебном заседании судом неоднократно предлагалось заявителю уточнить заявленные требования. Данные требования суда заявитель не исполнил.
Судом установлено, что 20 апреля 2011 года администрацией Богучанского района в адрес ООО "Кодинская перевалочная база" был направлен проект договора аренды земельных участков с кадастровым номером 24:07:1601002:63 общей площадью 24741 кв. м, находящийся примерно в 200 м по направлению на восток от ориентира п. Новохайский, адрес ориентира: Красноярский край, Богучанский район для использования в целях эксплуатации и обслуживания производственных объектов и с кадастровым номером 24:07:1601002:66 общей площадью 43874 кв. м, находящийся примерно в 120 м по направлению на восток от ориентира п. Новохайский, адрес ориентира: Красноярский край, Богучанский район для использования в целях эксплуатации железнодорожного тупика протяженностью 819 кв. м и прирельсового склада.
Фактически заявитель не согласен с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь участка определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В абзаце 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено правило о том, что границы и размеры земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Следовательно, в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования. Собственник объектов недвижимости должен иметь возможность обслуживания и эксплуатирования объекта недвижимости с учетом его назначения.
Как следует из расчетов нормативного размера земельных участков для размещения железнодорожного тупика и лесозаготовительного производства, произведенного ООО "Богучанское землеустроительное предприятие" площадь земельного участка, занятого железнодорожным тупиком общей протяженностью 819 п.м. должна быть не менее 18837 кв. м, размер участка для размещения здания лесопильного цеха, производственно-бытовых зданий, административного здания, диспетчерской, складских помещений, гаража при минимальной плотности застройки 17% должен быть не менее 8443 кв. м.
Доводы заявителя о наличии у него правовых оснований для получения в аренду участка именно площадью 75765,0 кв. м не подтвержден документально в соответствии с нормами отвода земель или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Ссылка ООО "Кодинская перевалочная база" на экспертное заключение "Обоснование размера производственных площадей технологического процесса производства пиломатериалов ООО "Кодинская перевалочная база" от 06.04.2011 судом не принимается, поскольку целью указанной экспертизы являлась оценка размеров земельного участка, необходимого для обеспечения существующего технологического процесса пиломатериалов.
Между тем, порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду предоставляется земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем зданий, строений, сооружений. Вопрос предоставления участка, с учетом площади, необходимой для производственной деятельности статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации не регламентируется, и осуществляется с соблюдением процедуры в соответствии со статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель в порядке, установленном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, не обращался к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
При этом, наличие акта согласования границ земельного участка, на который ссылается заявитель, не свидетельствует о соответствии испрашиваемого земельного участка его предельному размеру для целей предоставления эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости и не освобождает заявителя от обязанности доказывания соответствия испрашиваемого размера участка нормам отвода земель или правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации для целей эксплуатации недвижимости.
Кроме того, из заключения от 06.04.2011 следует, что необходимая площадь земельного участка составляет - 51972,98 кв. м, т.е. меньше чем указано заявителем.
Довод заявителя о необходимости предоставления земельного участка для эксплуатации прирельсового склада и автодороги судом не принимается, поскольку доказательства наличия у ООО "Кодинская перевалочная база" права собственности на указанные объекты не представлены.
Решением ФГУ "Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю" от 01.11.2010 № Ф24/10-2-122256 на основании заявления от 13.10.2010 № 2407/102/10-45 на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 24:07:1601002:64, 24:07:1601002:63, 24:07:1601002:65, 24:07:1601002:66, образованные путем разделения земельного участка 24:07:1601002:0004.
Решение органа, осуществляющего кадастровый учет, о постановке на учет земельных участков с кадастровыми номерами 24:07:1601002:64, 24:07:1601002:63, 24:07:1601002:65, 24:07:1601002:66 в установленном порядке заявителем не оспорено, не признано незаконным.
По смыслу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка выдается органом местного самоуправления только в том случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Таким образом, поскольку в отношении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, осуществлен государственный кадастровый учет требование об обязании ответчика утвердить и выдать ООО "Кодинская перевалочная база" схему расположения земельного участка не подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
К.Г.КАЛАШНИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru