Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. по делу № 33-3189/2011г.

Судья Бенсман И.Л.
Докладчик Жукова Н.Н.
16 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.
судей Жуковой Н.Н. и Малыка В.Н.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Н. на решение Советского районного суда г. Липецка от 04 октября 2011 года, которым постановлено:
Отказать Н. в удовлетворении его исковых требований к администрации города Липецка, управлению по учету и распределению жилья администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка, управлению по учету и распределению жилья администрации г. Липецка о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Свои требования истец обосновывал тем, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на внеочередное предоставления жилья. Поскольку до настоящего времени он не обеспечен жильем, просит суд обязать ответчиков предоставить ему жилье.
В судебном заседании Н. поддержал иск в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Липецка Л. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что норма ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" на истца не распространяется, поскольку в настоящий момент ему исполнилось 35 лет. До достижения 23 лет истец в установленном законодательством порядке с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, в администрацию г. Липецка не обращался. Представитель Л. также полагает, что Н. пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
В судебное заседание представитель управления по учету и распределению жилья администрации г. Липецка и представитель 3-го лица администрации Липецкой области не явились. Разбирательство дела происходило в их отсутствие.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе истец Н. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав Н., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что Н. 10 июля 1976 года рождения, с сентября 1987 года по июнь 1991 года являлся воспитанником "Г" и находился на полном государственном обеспечении.
Согласно материалам дела, после окончания пребывания Н. в детском доме ему администрацией г. Липецка было предоставлено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: <...>, согласно ордеру от 27.02.2003 г.
Также судом установлено, и не оспаривалось истцом то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет он за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.
Следовательно, суд правильно указал, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигший 35 лет, утратил и положения ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются.
Вывод суда о том, что нахождение с сентября 1987 года по июнь 1991 года истца в детском доме не является основанием для возложения на администрацию г. Липецка или управление по учету и распределению жилья администрации г. Липецка обязанности предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение, также является верным.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает, что исковые требования Н. обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Липецка от 04 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru