Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 29 февраля 2012 г. № 18-18/09213@

О ВЫПАДАЮЩИХ НАЛОГОВЫХ ДОХОДАХ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СВЯЗИ
С НЕПРИВЛЕЧЕНИЕМ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ КАТЕГОРИЯ
И (ИЛИ) РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Во исполнение пункта 2.1.1 протокола заседания "круглого стола" по теме "Администрирование региональных и местных налогов: актуальные проблемы и пути их решения", проведенного в рамках расширенной коллегии УФНС России по Московской области (от 17.02.2012 № 01-05/01-2), в целях исключения выпадающих налоговых доходов бюджетов в связи с непривлечением к налогообложению земельных участков, в отношении которых надлежаще не определены категория и (или) разрешенное использование (далее - Участки), информируем о следующем.
По состоянию на 16.01.2012 в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) имеются сведения о 122191 Участке, в отношении которых не определена кадастровая стоимость, являющаяся налоговой базой для взимания земельного налога (далее - налог). При этом:
55195 Участков не имеют в ГКН сведений о категории земель (в т.ч. в Солнечногорском районе - 7658, Одинцовском районе - 7594, Сергиево-Посадском районе - 6705, Дмитровском районе - 4721, Наро-Фоминском районе - 2427, Истринском районе - 1547, Ногинском районе - 1515, Щелковском районе - 1462);
6810 Участков не имеют в ГКН сведений о разрешенном использовании (в т.ч. в Дмитровском районе - 2046, г.о. Балашиха - 1109, Мытищинском районе - 358, Одинцовском районе - 310, Ногинском районе - 245, Раменском районе - 224, Чеховском районе - 212);
18738 Участков не имеют в ГКН сведений о категории земель и разрешенном использовании (в т.ч. в Одинцовском районе - 2810, Истринском районе - 1391, Раменском районе - 1371, Дмитровском районе - 988, Наро-Фоминском районе - 882, Пушкинском районе - 803, Ногинском районе - 767, Щелковском районе - 719);
41448 Участков имеют в ГКН сведения о категории земель и разрешенном использовании, однако по данным сведениям не представляется возможным определить кадастровую стоимость (в т.ч. в Истринском районе - 7634, Наро-Фоминском районе - 5299, Чеховском районе - 3547, Одинцовском районе - 2993, Раменском районе - 2992, г.о. Домодедово - 1079, Шатурском районе - 627, Коломенском районе - 513), в частности по следующим причинам:
несоответствие разрешенного использования Участков категории земель (всего 3216 Участков);
невозможность однозначного отнесения Участков к определенной группе видов функционального использования земель, предусмотренных нормативными актами о государственной кадастровой оценке земель различного целевого назначения (всего 10488 Участков).
Учитывая, что в соответствии с земельным законодательством по общему правилу определение категории земель и разрешенного использования земельных участков относится к полномочиям муниципальных органов, УФНС направило перечни Участков в территориальные налоговые инспекции для разработки календарных планов мероприятий по привлечению Участков к налогообложению во взаимодействии с муниципальными и регистрирующими органами.
Необходимо принимать во внимание, что начиная с 2010 года для случаев взимания налога при отсутствии кадастровой стоимости Правительством Московской области установлена нормативная цена только земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства (постановления от 05.10.2009 № 804/43, от 04.10.2010 № 851/47, от 12.10.2011 № 1177/40). В отношении земельных участков иных видов разрешенного использования нормативная цена не устанавливалась.
Отсутствие кадастровой стоимости и нормативной цены Участков влечет невозможность расчета налога и, как следствие, наличие выпадающих налоговых доходов местных бюджетов.
Однако в ряде случаев муниципальными органами не проводится уточнение правового режима Участков до поступления заявлений правообладателей об отнесении Участков к определенной категории земель и (или) уточнении разрешенного использования. Тем самым, исполнение обязанности по уплате налога фактически поставлено в зависимость от волеизъявления правообладателя Участка, что не соответствует нормам статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, а также принципу платности использования земли (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По мнению УФНС, для привлечения к налогообложению Участков муниципальным органам целесообразно, в частности, рассмотреть возможность внесения дополнений в ранее изданные ими правоустанавливающие акты в отношении Участков исходя из цели использования, для которой предоставлен Участок, фактического использования Участка, его расположения относительно границ населенного пункта, других землепользований и иных предусмотренных законом условий определения правового режима земель.
Кроме того, до утверждения правил землепользования и застройки при решении вопроса об уточнении разрешенного использования участка, в частности в связи с приведением его к установленному виду разрешенного использования для земель определенной категории, федеральным законом не требуется заявления правообладателя участка.
Учитывая изложенное, предлагаем принять исчерпывающие меры, направленные на привлечение Участков к налогообложению посредством надлежащего определения их категории и разрешенного использования.

Заместитель руководителя
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
В.А. Морозов





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru