ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 января 2012 г. № 33-10/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Омского областного суда Дьякова А.Н., Чернышевой И.В.
при секретаре И.
рассмотрела в судебном заседании 11 января 2012 года дело по кассационной жалобе ответчика П. на решение Муромцевского районного суда Омской области от 24 ноября 2011 года, которым постановлено:
"Заявленные ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска к П. исковые требования о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворить.
Взыскать с ответчика П., задолженность по налогам и пени в сумме рублей 63 копейки, из которых задолженность по земельному налогу - в сумме рублей 03 копейки, пени - в сумме рублей 60 копеек.
Взыскать с ответчика П., в доход бюджета Муромцевского муниципального района Омской области государственную пошлину в сумме рублей 73 копейки."
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Центральному АО г. Омска обратилась в суд с иском к П. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что ответчик, как участник долевой собственности двух земельных участков, находящихся по адресу г. Омск, является плательщиком земельного налога. Ему было направлено налоговое уведомление № 63534 на уплату земельного налога с физических лиц за 2009 г. в сумме руб. В добровольном порядке в срок до 01.09.2010 г. земельный налог им не уплачен, в связи с чем начислена пеня в размере руб. Ответчику было направлено требование № 128205 от 10.09.2010 г. об уплате налога и пени, которое он также не исполнил. Просили взыскать с П. недоимку по земельному налогу и пеню в общей сумме руб.
Представитель истца Инспекции ФНС России № 2 по ЦАО г. Омска К. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик П. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в апреле 2009 г. Арбитражным судом Омской области было принято решение об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, рассчитанной по усредненным показателям в целом по кадастровому району, предусмотренным приложением
к Постановлению Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 г. Учитывая, что указанное решение суда было исполнено Росреестром 15.01.2010 г., у истца, на момент направления в 2010 году уведомления об уплате земельного налога за 2009 год отсутствовала налоговая база для его исчисления. Доводы о том, что стоимость участка вновь внесли в ГКН, свидетельствует об игнорировании решения суда, как и доводы об исчислении налога по предыдущей стоимости земельного участка, внесенной в кадастр до исключения соответствующих сведений на основании решения суда.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе П. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, повторно приводит доводы об отсутствии в ГКН сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков и невозможности в связи с этим исчисления и уплаты налога, налоговая база по которому отсутствует.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Омской области № 193-п "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" издано 26.11.2008, а не 28.11.2008.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска К. просит оставить решение без изменения, ссылаясь на правильное применение судом положений ст. ст. 391
, 396
НК РФ, определяющих, что основанием для исчисления и уплаты земельного налога являются сведения о кадастровой стоимости, проверять достоверность которых налоговый орган не вправе. Также она указывает на правомерность включения в ГКН сведений о стоимости принадлежащих ответчику земельных участков на 2009 год, отсутствие в решении арбитражного суда выводов о незаконности включения таких сведений на основании Постановления
Правительства Омской области от 28.11.08 г. № 193-п, которым определена кадастровая стоимость, в том числе, и принадлежащих П. земельных участков.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя инспекции ФНС России № 2 по Центральному АО г. Омска Д., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ответчику П. принадлежат на праве собственности по доле в праве собственности на два земельных участка, расположенных в г. Омске, имеющих кадастровые номера, площадью соответственно.
В соответствии со ст. 388
и 389
НК РФ П. является плательщиком земельного налога. С целью привлечения П. к уплате данного налога налоговым органом направлялось ему соответствующее уведомление в соответствии с ч. 4 ст. 397
НК РФ и ст. 3.2
Решения Омского городского Совета от 16 ноября 2005 г. № 298 "О земельном налоге на территории города Омска". В связи с неуплатой налога в установленный срок ему направлялось в соответствии налоговым законодательством требование об уплате налога и пени, которое также не было исполнено, что явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
Не оспаривая факт владения на праве собственности указанными выше долями двух земельных участков, а также неуплаты земельного налога за 2009 год, ответчик ссылался на незаконность действий налогового органа по исчислению земельного налога в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости этих земельных участков и невозможностью определить налоговую базу. При этом в обоснование своих доводов ответчик указал на исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 06.04.2009 г., которым на уполномоченный орган возложена обязанность исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
В соответствии со ст. 390
НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389
настоящего Кодекса; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 391
налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января каждого календарного года, являющегося налоговым периодом в силу положений ст. 393
НК РФ. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
В соответствии с п. 4 ст. 391
НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для администрирования земельного налога положениями ст. 396
НК РФ закреплена обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389
настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу п. 11 ст. 396
НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85
настоящего Кодекса.
Из системного толкования приведенных выше норм налогового законодательства следует, что налог исчисляется в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, представленной в налоговый орган по состоянию на 01 января каждого года, являющегося налоговым периодом, поэтому исключение из государственного кадастра недвижимости таких сведений, имевшихся в одном из периодов не препятствует их включению в ином размере в этом же периоде, и, тем более, не препятствует включению соответствующих сведений в ГКН в последующие налоговые периоды и передаче их в налоговые органы.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регулируется земельным законодательством, а состав, порядок и основания внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости определены Федеральным законом
от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и изданными в соответствии с ним подзаконными нормативными актами. Ни перечисленными выше нормативными актами, ни нормами налогового законодательства не предусмотрено право налогового органа проверять достоверность передаваемых ему уполномоченными органами сведений об объектах налогообложения, в том числе - сведений о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом.
Факт наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ответчику земельных участков на 01.01.2009 г. и передачи соответствующих сведений в налоговый орган подтверждается представленными в материалы дела документами и сторонами не оспаривается. Сведения об их стоимости соответствуют указанным в утвержденном Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п Приложении
"Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году".
Несогласие ответчика с действиями органа кадастрового учета не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога за 2009 год, исчисленного налоговым органом без нарушения положений налогового законодательства. В данном случае П. вправе оспорить законность действий органа кадастрового учета, связанных с передачей налоговому органу сведений о кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2009 г., и при установлении неправомерности таких действий обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога в соответствии со ст. 79
НК РФ.
Ссылки кассатора на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2009 г. судебная коллегия считает необоснованными, поскольку из содержания этого решения усматривается, что судом был рассмотрен вопрос о правомерности действий по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков на момент их первоначального внесения в 2008 году, и не рассматривался вопрос о правомерности действий, связанных с передачей органом кадастрового учета в налоговый орган сведений о кадастровой стоимости земельных участков на 01 января 2009 года.
Так как размер налога и пени за его несвоевременную уплату были исчислены истцом правильно исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ответчику долей земельных участков, порядок привлечения к уплате и взыскания налога не был нарушен, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с П. задолженность по уплате земельного налога и пеню.
Судом при рассмотрении спора правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, соблюдены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 361
, 366
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Муромцевского районного суда Омской области от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.Лисовский
Судьи
А.Н.Дьякова
И.В.Чернышева