Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. по делу № 33-1568/2011

Судья Овчинников А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Новиковой Л.А.,
судей Рубанова Р.В., Панова И.М.,
с участием прокурора Ушкачева А.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе С. на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 октября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Псковского областного Собрания депутатов от 30.08.2011 года № 1309 "О внесении изменений в приложении N№ 2, 3, 4 к постановлению Псковского областного Собрания депутатов "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Псковского областного собрания депутатов пятого созыва" в части избирательного округа № 3 отказать".
Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения представителя Псковского областного Собрания депутатов Л., представителя Избирательной комиссии Псковской области Я., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Ушкачева А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Псковского областного Собрания депутатов от 30.08.2011 года № 1309 "О внесении изменений в приложения N№ 2, 3, 4 к постановлению Псковского областного Собрания депутатов "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Псковского областного собрания депутатов пятого созыва" в части.
В обоснование требований указал, что Псковское областное собрание депутатов незаконно внесло изменения в схему одномандатных избирательных округов, утвержденную 04 августа 2011 года. Ссылается на то, что закон не предусматривает внесение таких изменений, был нарушен срок внесения изменений, в результате принятия обжалуемого постановления количество избирателей по его округу увеличилось на 3 314 человек за счет перераспределения улиц и домов из других округов, в связи с чем ему необходимо предоставить в свою поддержку на 66 подписей больше.
Считая в этой ситуации нарушенным свое пассивное избирательное право, просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования.
Представитель Псковского областного Собрания депутатов Л. заявленные требования не признал, пояснив, что оспариваемое постановление не вносило изменения в ранее утвержденную схему избирательных округов, а было направлено на исправление технических ошибок.
Представители избирательной комиссии Псковской области Ц., Я. полагают заявление необоснованным по причине того, что утвержденная ранее графическая схема не изменилась; оспариваемым постановлением были устранены допущенные при ее составлении технические ошибки. Увеличение числа избирателей связано с тем, что при описании границ одномандатных округов, утвержденных 04 августа 2011 года, военнослужащие и члены их семей в составе округов не указывались. Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с учетом неверной оценки доводов его заявления. В частности, указывает, что судом не учтено фактическое увеличение числа избирателей в округе № 3, которое свидетельствует о существенности внесенных в постановление изменений за пределами полномочий Псковского областного Собрания депутатов.
На основании статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 г., с изм. от 20.10.2011 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в которой должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
Согласно пункта 4 статьи 18 данного Закона одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов.
Пунктом 7 статьи 18 Закона предусмотрено опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 2, 4, 6 статьи 15 Закона Псковской области от 01.08.2003 года № 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" (в ред. 11.07.2011 г.)
Во исполнение указанных правовых норм 04 августа 2011 года Псковским областным Собранием депутатов принято Постановление № 1304 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва" с приложениями 1 - 4, опубликованное 06 августа 2011 года.
Приложение № 4 содержит в себе описательную часть избирательных одномандатных округов 1 - 6, сформированных в городе Пскове.
30 августа 2011 года Псковским областным Собранием депутатов принято Постановление № 1309 "О внесении изменений в Приложения № 2, 3, 4 к постановлению Псковского областного Собрания депутатов "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Псковского областного собрания депутатов пятого созыва", в нем указано, что это постановление принимается с целью уточнения описательной части границ одномандатных избирательных округов без фактического изменения в связи с допущенными техническими ошибками. Указанное постановление опубликовано 01 сентября 2011 года.
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 30.08.2011 года № 1310 выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва назначены на 4 декабря 2011 года. Данное постановление опубликовано в газете "Псковская правда" 02 сентября 2011 года.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд, проанализировав вышеуказанные правовые нормы, изучив схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Псковского областного собрания депутатов пятого созыва и материалы дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии фактического изменения границ избирательных округов, утвержденных постановлением № 1304 от 04.08.2011 года и нарушении пассивного избирательного права заявителя.
Вывод суда соответствует материалам дела.
С. является кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов 5-го созыва по одномандатному избирательному округу № 3.
Судом установлено, что увеличение количества избирателей в избирательном округе № 3 связано с включением в общую численность избирателей военнослужащих, членов их семей, проживающих в пределах расположения воинских частей. Указанное обстоятельство подтверждается и письмом ЦИК РФ от 26.08.2011 года № 08-28/4329 (л.д. 81 - 82).
Что касается включения в избирательные участки спорных домов и улиц, о которых заявляет истец, то они изначально были отнесены к избирательным участкам, входящим в избирательный округ № 3, что подтверждается списком избирательных участков города Пскова, предоставленной ТИК города Пскова (л.д. 83 - 90). Доказательств обратного суду не представлено.
Из вышеуказанных постановлений, в том числе приложения № 1, следует, что графическое изображение схемы одномандатных округов не изменено, следовательно, фактического изменения утвержденных границ избирательных округов не произошло.
Правильно суд учел и то обстоятельство, что в результате уточнений и устранения неточностей, отклонение от средней нормы представительства избирателей в избирательном округе № 3 с численностью избирателей 29 033 чел. составляет 9,89 процента, что не превышает величину допустимого отклонения от средней нормы в 10 процентов (п. 4 ст. 18 ФЗ № 67-ФЗ).
Поскольку в соответствии с пп. 19 ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ избирательная кампания начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов, в данном случае со 2 сентября 2011 года, а уточнения были внесены до начала избирательной кампании, нарушений законодательства допущено не было.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы суда и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 27 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.НОВИКОВА

Судьи
Р.В.РУБАНОВ
И.М.ПАНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru