Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. по делу № А52-3540/2011

Резолютивная часть решения оглашена 28.02.2012
В полном объеме решение изготовлено 06.03.2012
Арбитражный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Радионовой И.М., судей Лебедева А.А., Орлова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Н.И., рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Спортивно-развлекательный комплекс"
к Псковскому областному собранию депутатов
третье лицо: Администрация Псковской области
о признании недействующим абзаца 3 пункта 4 статьи 1 Закона Псковской области от 08.04.2008 № 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" в редакции Законов Псковской области № 803-оз от 30.10.2008, № 1113-оз от 05.12.2011
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.М.В. - директор, решение № 1 единственного участника ООО "СРК" от 25.09.2009; Ч.А.А. - представитель, доверенность от 07.11.2011;
от ответчика: Л.Н.Н. - заведующий юридическим отделом областного Собрания депутатов, доверенность от 17.11.2011 № ПОСД/11-0164,
от третьего лица: Н.М.А. - начальник отдела правовой экспертизы проектов актов Государственно-правового комитета Псковской области, дов. от 16.02.2011 № МЖ-06-00644.
Общество с ограниченной ответственностью "Спортивно-развлекательный комплекс" (далее по тексту решения - ООО "СРК", Общество) просит арбитражный суд, с учетом уточнения требования в судебном заседании, признать недействующим абзац 3 пункта 4 статьи 1 Закона Псковской области от 08.04.2008 № 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" в редакции Законов Псковской области № 803-оз от 30.10.2008, № 1113-оз от 05.12.2011.
Представители заявителя поддержали требование по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, поддержал доводы, изложенные в возражениях на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд

установил:

На основании распоряжений Администрации города Великие Луки от 28.06.2007 № 1441-р, от 28.07.2008 № 1646-р Обществу с ограниченной ответственностью "Спортивно-развлекательный комплекс" на условиях аренды из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок площадью 14707 кв. м, расположенный в районе пересечения набережной лейтенанта Шмидта и улицы Ботвина, на период строительства спортивно-развлекательного комплекса на срок с 01.07.2007 по 28.06.2009 (л.д. 56, 60). 24.08.2007 заключен договор аренды № 371 данного земельного участка. С учетом последующих изменений и дополнений срок аренды продлен по 29.06.2014 (л.д. 63). Согласно кадастровой выписке о спорном земельном участке, он расположен на территории города Великие Луки Псковской области, собственность на земельный участок не разграничена (л.д. 66).
12.12.2008 Обществом получено разрешение на строительство сроком действия до 12.12.2011 (л.д. 19).
По условиям договора № 136 от 13.02.2009 аренды данного земельного участка, арендная плата за данный участок определялась в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка в год (л.д. 17).
11.04.2011 между арендодателем (Администрация города Великие Луки) и арендатором (ООО "СРК") подписано дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор № 136 от 13.02.2009, согласно которому, в частности, стороны договорились о том, что с 01.01.2011 арендная плата за спорный земельный участок составит 1,5% от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанного за 1 квадратный метр площади земельного участка с применением повышающего коэффициента 10. Таким образом, фактически примененная ставка составила 15% от кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 17). В этой связи, размер арендной платы за год увеличился с 87974,63 руб. до 4 398 731,40 руб.
Применение указанного коэффициента обосновано Администрацией города Великие Луки ссылкой на Закон Псковской области от 08.04.2008 № 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" (л.д. 21).
Закон Псковской области № 756-ОЗ от 08.04.2008 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" (далее по тексту решения - Закон № 756-оз) был принят Псковским областным собранием депутатов 27.03.2008.
Пунктом 2 статьи 1 Закона предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области, в год, за исключением случаев, установленных пунктами 3 - 6 настоящей статьи, определяется в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 1 Закона, в редакции Законов Псковской области № 803-оз от 30.10.2008, от 05.12.2011 № 1113-оз, размер арендной платы за использование земельного участка в год в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, устанавливается в размере десятикратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок.
Общество просит признать недействующей названную норму, поскольку полагает, что она противоречит пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, "Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, а именно, принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования и принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
Ответчик и третье лицо полагают, что в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Областное собрание депутатов имело право установить порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; на федеральном уровне не установлена единая методика расчета ставок арендной платы; установленная ставка размера арендной платы является экономически обоснованной, учитывающей баланс интересов арендаторов земельных участков и областного бюджета; Общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере строительства с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально значимой деятельности в интересах государства и общества; права Общества оспариваемая норма не нарушает.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законы субъектов Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Поскольку оспариваемая норма устанавливает размер арендной платы за использование земельных участков, суд считает, что рассмотрение данного спора относится к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такими принципами, в частности, являются принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования и принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из правового анализа федерального законодательства следует, что ставки арендной платы могут быть дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка. Такими критериями, согласно названному выше постановлению Правительства РФ, являются категория земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенное использование.
Законом Псковской области № 756-ОЗ установлен порядок определения арендной платы, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области. В частности, размер арендной платы за использование земельного участка в год в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, устанавливается в размере десятикратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок.
Следовательно, установленная законом № 756-ОЗ ставка непосредственно связана со ставкой земельного налога.
В соответствии с нормами статей 52, 53, 390, 391, 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки в целях исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и определяются как процентное соотношение кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, основой расчета арендной платы является кадастровая стоимость земельного участка, которая в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации учитывается для определения размера арендной платы за земельный участок из состава земель государственной или муниципальной собственности.
Из расчета арендной платы, приведенного в соглашении от 11.04.2011 видно, что в обоих случаях (до 01.01.2011 и после 01.01.2011) расчет арендной платы производился от кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 17).
Как уже отмечалось, принцип экономической обоснованности, исходя из которого определяется арендная плата, предполагает установление ее в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.
Пунктами 4, 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, соблюдение принципа экономической обоснованности.
При этом, суд учитывает, что размер арендной платы, установленный Законом области в абзаце 3 пункта 4 статьи 1 Закона, не является твердой величиной, а может быть дифференцированным для каждого муниципального района и городского округа Псковской области, так как может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от принятого представительными органами муниципальных образований размера налоговой ставки для земельных участков. Таким образом, Закон № 756-оз учитывает конкретную специфику территории, на которой расположен арендуемый земельный участок, его разрешенное использование и категорию земель, в состав которой он входит.
Согласно решению Великолукской городской Думы от 28.10.2005 № 82 на территории муниципального образования "Город Великие Луки" ставка земельного налога для разрешенного ООО "СРК" вида использования земельного участка "строительство спортивно-развлекательного комплекса", составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Заявитель, не оспаривая, что установление арендной платы от ставки земельного налога, исчисляемой от кадастровой стоимости земельного участка соответствует принципу экономической обоснованности, фактически не согласен с размером установленной ставки арендной платы - 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка (десятикратный размер ставки земельного налога) для земельных участков, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установление величины ставки арендной платы, входит в установление порядка определения размера арендной платы, что применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и к земельным участкам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, установление ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, не противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, суд исходит из того, что на федеральном уровне не установлена единая методика расчета ставок арендной платы.
Довод заявителя о том, что ответчик не обосновал размер ставки, а именно десятикратное увеличение ставки земельного налога, и не представил расчетов экономического обоснования этого увеличения, суд считает несостоятельным.
Отсутствие экономического обоснования, оформленного в виде отдельного документа, не свидетельствует о том, что Псковское областное собрание депутатов и Администрация области не проводили анализ и оценку различных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента.
В материалы дела представлены расчеты удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Псковской области за 2003, 2011 годы из которых следует, что Администрация области проводила анализ изменения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе на территории муниципального образования "Город Великие Луки", учитывая места расположений земельных участков и вид разрешенного использования. Как пояснил в судебном заседании представитель Администрации Псковской области, с учетом данных показателей определяются доходы областного бюджета от использования таких земельных участков в текущем году, прогнозируются доходы областного бюджета на последующие годы с учетом инфляционных процессов, полученные показатели сравниваются в целях выявления ставки арендной платы, учитывающей баланс интересов арендаторов земельных участков и областного бюджета, а также соблюдение принципа рационального использования земельных ресурсов на территории области.
С учетом того, что ООО "СРК" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере строительства с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально значимой деятельности в интересах государства и общества, подлежит отклонению довод общества о противоречии оспариваемой нормы принципу необходимости поддержки социально значимого вида деятельности, утвержденному постановлением № 582.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что абзац 3 пункта 4 статьи 1 Закона Псковской области от 08.04.2008 № 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" в редакции Законов Псковской области № 803-оз от 30.10.2008, № 1113-оз от 05.12.2011 соответствует пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, "Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 и не нарушает прав заявителя.
Доводы Общества о неправомерности применения повышающего коэффициента 10, начиная с 01.01.2011, и ссылки на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2012 № Д23-29 (л.д. 100) суд не рассматривает, поскольку они не относятся к оценке правомерности нормативного акта, а вытекают непосредственно из договорных отношений (л.д. 17).
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

В удовлетворении заявления ООО "Спортивно-развлекательный комплекс" отказать.
Признать абзац 3 пункта 4 статьи 1 Закона Псковской области от 08.04.2008 № 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" в редакции Законов Псковской области № 803-оз от 30.10.2008, № 1113-оз от 05.12.2011 соответствующим пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, "Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа через Арбитражный суд Псковской области.

Председательствующий
И.М.РАДИОНОВА

Судьи
А.А.ЛЕБЕДЕВ
В.А.ОРЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru