Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. № 33-189

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе М.Е.С. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани 7 декабря 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований М.Е.С. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании отказа Министерства социальной защиты населения Рязанской области № ВГ/13-8100 от 28.10.2011 г. незаконным и признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах" - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., представителя М.Е.С. по доверенности М.Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

М.Е.С. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В обоснование требований указал, что является инвалидом 1 группы, участником Великой Отечественной войны. Являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основании Федерального закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Так, он проживает в квартире, общей площадью <...> кв. м, расположенной по адресу: <...>, в которой ему на праве собственности принадлежит 27/51 доли. В указанной квартире он занимает комнату, жилой площадью <...> кв. м, за которую оплачивает коммунальные услуги. Другую комнату, площадью <...> кв. м занимают три посторонних для него человека.
В связи с имеющимися заболеваниями опорно-двигательного аппарата, он нуждается в постоянном постороннем уходе. Однако, вселение других лиц в принадлежащую ему комнату возможно только с согласия соседей. Полагает, что он имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, права на дополнительную жилую площадь".
Он, истец, обращался к ответчику с заявлением за получением меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Письмом № <...> от 28.10.2011 г. Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало в предоставлении мер социальной поддержки, указав, что обеспеченность общей площадью жилья превышает учетную норму, установленную по г. Рязани.
В связи с указанными обстоятельствами, просил суд признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области № ВГ/13-8100 от 28.10.2011 г. незаконным. Признать за ним право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренные Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в Рязанской области.
По решению суда М.Е.С. отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе М.Е.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку судом дана неправильная правовая оценка доказательствам, представленным им в судебное заседание. Также судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области в заседание судебной коллегии не явился, о дне рассмотрения дела в суде кассационной инстанции надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела слушанием.
В силу п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции. В данном случае суд вправе, но не обязан откладывать разбирательство дела. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области в отсутствие его представителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалованной части, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" и "ж" и подпункта 1 пункта 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1, п. 2 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 № 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах".
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
Решением Рязанского городского Совета от 25 августа 2005 г. № 357-III "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Рязани" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.
При этом, в силу п. 4 ст. 50 ЖК РФ под учетной нормой понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела видно, и судом бесспорно установлено, что М.Е.С. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно. Указанное обстоятельство никем не оспаривалось и подтверждается удостоверением № <...> от 14.03.2003 г., справкой № <...> от 22.09.2011 г.
М.Е.С. имеет в собственности 27/51 доли в праве общей долевой собственности в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м.
Право собственности на 24/51 доли в праве на указанную квартиру зарегистрировано за муниципальным образованием - г. Рязань.
Данная квартира является коммунальной. Истец проживает и зарегистрирован в комнате площадью - <...> кв. м, на которую на его имя открыт отдельный лицевой счет. В комнате, площадью <...> кв. м зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО3. Нанимателем комнаты является ФИО1.
При разрешении спора, суд первой инстанции правильно исходил из вышеназванных норм права, в том числе, и Законом Рязанской области от 02.03.2010 г. № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области", которым утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах". В соответствии с данным Порядком, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Отказывая М.Е.С. в удовлетворении требований, суд правильно указал, что законные основания для предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренной ФЗ "О ветеранах", отсутствуют. При этом, суд правильно исходил из того, что размер общей площади жилого помещения (квартиры), приходящийся на его долю, с учетом всех лиц, имеющих регистрацию места жительства по данному адресу, превышает учетную норму - 12 кв. м.
Не принимая во внимание утверждение представителя истца о незначительном превышении учетной нормы, и возможности признания М.Е.С. в связи с этим нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд правильно указал в решении, что перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусмотренным законом, является исчерпывающим.
Оценивая правомерность отказа Министерства социальной защиты населения Рязанской области в признании за истцом права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ "О ветеранах", суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку, собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При этом, судом обоснованно указано, что наличие у М.Е.С. заболеваний, установленных Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", нельзя признать законным основанием для постановки его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, и им в решении дана правовая оценка, соответствующая действующему процессуальному и материальному законодательству. Фактически доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, которым дана оценка соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием, как противоречащие нормам закона, для отмены состоявшегося решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст. 362 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 7 декабря 2011 года в обжалованной части оставить без изменения, а кассационную жалобу М.Е.С. - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru