Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


ПРЕЗИДИУМ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2012 г. № 44-г-21\11

(извлечение)

Президиум Рязанского областного суда рассмотрел дело по иску К.А.Н. к Военному комиссариату Рязанской области о возмещении вреда, истребованное и переданное для рассмотрения в президиум Рязанского областного суда определением судьи областного суда от 26 декабря 2011 года по надзорной жалобе представителя Военного комиссариата Рязанской области по доверенности С.В.В. на решение Советского районного суда г. Рязани от 11 апреля 2011 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 8 июня 2011 года, поступившей 7.11.2011 года.
Заслушав члена президиума С.Т.В., изложившую обстоятельства дела и содержание судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и определения о передаче жалобы с делом для рассмотрения по существу в президиум Рязанского областного суда, заслушав объяснения представителя Военного комиссариата Рязанской области по доверенности А., поддержавшей доводы надзорной жалобы, возражения К.А.Н. и его представителя по доверенности С.С.А., заключение заместителя прокурора Рязанской области Н.С.А., полагавшего судебные решения подлежащими отмене, обсудив доводы надзорной представления, президиум

установил:

К.А.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о возмещении вреда, причиненного здоровью и взыскании сумм задолженности по выплатам в возмещение вреда здоровью.
В обоснование заявленных требований указал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ с 11 августа 1992 года и получает пенсию за выслугу лет с указанного времени.
В период с 27 мая по 29 июня 1999 года К.А.Н. прошел освидетельствование во ВТЭК, по результатам которого признан инвалидом второй группы со 100% утратой трудоспособности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Ответчик производит выплаты в счет возмещения вреда здоровью с 15 февраля 2001 года в твердой денежной сумме, тогда как возмещение вреда здоровью должно производиться с 27 мая 1999 года исходя из денежного довольствия за последние 12 месяцев службы, предшествующих утрате трудоспособности, то есть за период с августа 1991 года по июль 1992 года с применением индексов увеличения денежного довольствия.
Ранее решением Советского районного суда г. Рязани от 18 февраля 2003 года была произведена индексация выплачиваемой К.А.Н. твердой денежной суммы в размере <...> рублей с применением коэффициентов роста величины прожиточного минимума за 2001 и 2002 годы по Рязанской области. На Военный комиссариат Рязанской области возложена обязанность выплачивать К.А.Н. ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью <...> рублей, начиная с 1 января 2003 года и до 1 июня 2004 года (даты очередного переосвидетельствования) с последующей ежегодной индексацией в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 29 апреля 2004 года, принятого в рамках иного дела, произведена индексация назначенной К.А.Н. вышеуказанным решением суда ежемесячной суммы в размере <...> рублей на коэффициент роста величины прожиточного минимума за 2003 год по Рязанской области. На Военный комиссариат Рязанской области возложена обязанность выплачивать К.А.Н. ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью <...> рублей, начиная с 1 мая 2004 года бессрочно с последующей ежегодной индексацией в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 7 апреля 2005 года, принятого в рамках иного дела, произведена индексация назначенной К.А.Н. вышеуказанным решением суда ежемесячной суммы в размере <...> рублей исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". На Военный комиссариат Рязанской области возложена обязанность выплачивать К.А.Н. ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью <...> рублей, начиная с 1 апреля 2005 года бессрочно с последующей ежегодной индексацией в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Определениями Советского районного суда г. Рязани от 13 апреля 2006 года названные решения Советского районного суда г. Рязани от 18 февраля 2003 года, 29 апреля 2006 года, от 7 апреля 2005 года отменены по вновь открывшимся обстоятельствам, дела объединены в одно производство.
При новом рассмотрении К.А.Н. повторно просил об исчислении ежемесячного размера возмещения вреда здоровью исходя из денежного содержания за 12 месяцев, предшествующих увольнению со службы.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 23 октября 2006 года исковые требования К.А.Н. об исчислении денежных сумм в счет ежемесячного возмещения вреда здоровью исходя из условного заработка за период работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС оставлены без удовлетворения. Произведена индексация выплачиваемых твердых денежных сумм на коэффициенты роста величины прожиточного минимума за 2001 - 2004 годы по Рязанской области, индексы роста уровня инфляции за 2005 - 2006 годы, на Военный комиссариат Рязанской области возложена обязанность выплачивать К.А.Н. ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью <...> рублей, начиная с 1 октября 2006 года бессрочно с последующей ежегодной индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определением Советского районного суда г. Рязани от 24 февраля 2011 года названное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 11 апреля 2011 года исковые требования К.А.Н. удовлетворены, расчет возмещения вреда произведен из денежного содержания за 12 месяцев, предшествующих увольнению со службы (ст. 14, 15 Правил возмещения работодателями вреда).
На Военный комиссариат Рязанской области возложена обязанность выплачивать К.А.Н. за счет средств федерального бюджета ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по <...> рублей <...> копеек, начиная с 1 апреля 2011 года бессрочно с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
С Военного комиссариата Рязанской области в пользу К.А.Н. за счет средств федерального бюджета взыскана задолженность по ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 марта 2011 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен в Рязанской области за период с февраля 2001 года по декабрь 2010 года в размере <...> рублей.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 08 июня 2011 года решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Военного комиссариата Рязанской области по доверенности С.В.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи областного суда от 26 декабря 2011 года надзорная жалоба представителя Военного комиссариата Рязанской области с истребованным гражданским делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Рязанского областного суда.
Президиум находит судебные постановления по данному гражданскому делу подлежащими отмене.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами первой и второй инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлекли вынесение незаконных и необоснованных судебных решений.
Как установлено судом, К.А.Н. в период с 6 по 10 февраля, с 21 по 23 октября, с 27 по 28 октября, с 1 по 20 ноября 1987 года, с 18 по 21 апреля, с 8 по 9 июня 1988 года принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
К.А.Н. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 11 августа 1992 года, получает пенсию за выслугу лет.
20 апреля 1999 года К.А.Н. признан инвалидом второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС на срок до 01 марта 2000 года, 29 июня 1999 года ему установлена 2 группа инвалидности с установлением 100% утраты профессиональной трудоспособности с 27 мая 1999 года по 1 июня 2005 года, 6 апреля 2004 года ему установлена 2 группа инвалидности с установлением 100% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно с установлением причинной связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
28 декабря 1999 года истец обратился в Военный комиссариат с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью по пункту 25 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С 15 февраля 2001 года К.А.Н. в счет возмещения вреда здоровью ответчиком назначена выплата в твердой денежной сумме в размере <...> рублей.
Военным комиссариатом Рязанской области 18 января 2002 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы" К.А.Н. выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с 27 мая 1999 года по 14 февраля 2001 года, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 14, 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1, пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и произвел исчисление размера подлежащих ко взысканию сумм возмещения вреда здоровью исходя из денежного содержания К.А.Н. за 12 месяцев, предшествующих увольнению со службы (ст. 14, 15 Правил возмещения работодателями вреда)
Суд, ссылаясь на положения статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы", на правовые позиции, выраженные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П, пришел к выводу, что поскольку государство после 15 февраля 2001 года признавало право военнослужащих на получение недополученных денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, соответственно К.А.Н. имеет право на возмещение вреда, исчисленного из размера указанного утраченного размера денежного содержания, которое он имел на момент увольнения с военной службы.
Суд кассационной инстанции согласился с таким выводом и решением суда первой инстанции, между тем они не основаны на нормах материального права и противоречат правовым позициям Конституционного Суда РФ.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 21-П часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 года № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 г. - определяться Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 года № 455 утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.
Как следует из вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в правовом регулировании было подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июля 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия.
Как следует из материалов дела, К.А.Н. обращался за установлением соответствующих выплат до вступления Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в силу.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещения вреда здоровью была первоначально назначена в твердой денежной сумме, никогда возмещение вреда К.А.Н. не назначалось исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Между тем, разрешая спор, суд исчислил сумму возмещения вреда истцу не в том же размере, в каком К.А.Н. была исчислена недополученная сумма возмещения вреда за период с 27 мая 1999 года по 14 февраля 2001 года, а исходя из денежного довольствия за 12 месяцев до прекращения службы, сославшись на положения статей 14, 15 названных выше Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1.
Однако, производя расчет такой заработной платы за период 12 месяцев, предшествующих прекращению истцом службы (до августа 1992 года), суд не учел, что применение указанного порядка исчисления возможно лишь в случае профессионального заболевания. В остальных случаях в силу ст. 14 указанных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).
Как установлено, получение вреда здоровью отнесено к периоду пребывания К.А.Н. и участия его в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 - 1988 годах, а потеря трудоспособности наступила согласно медицинскому заключению в 1999 году.
При таких обстоятельствах принятие судом к основанию расчета среднемесячного заработка за 12 месяцев до прекращения истцом военной службы не соответствует приведенным нормам права.
Допущенные судом первой и кассационной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем, судебные постановления по делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении требований К.А.Н. необходимо учесть изложенное выше, проверить с соблюдением требований ст. 56 ГПК РФ обстоятельства, связанные с обращением истца к ответчику по вопросу применения того или иного порядка расчета сумм возмещения вреда и их перерасчета, когда оно состоялось и было ли такое обращение и как оно было разрешено. В зависимости от установленного, разрешить требования К.А.Н. с учетом требований действующего законодательства и правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам возмещения вреда здоровью лицам, пострадавшим в результате радиационного воздействия вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

постановил:

Надзорную жалобу представителя Военного комиссариата Рязанской области С.В.В. на решение Советского районного суда г. Рязани от 11 апреля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 8 июня 2011 года по делу по иску К.А.Н. к Военному комиссариату Рязанской области о возмещении вреда, причиненного здоровью удовлетворить.
Решение Советского районного суда г. Рязани от 11 апреля 2011 года, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 8 июня 2011 года отменить.
Дело по иску К.А.Н. к Военному комиссариату Рязанской области о возмещении вреда, причиненного здоровью, возвратить в Советский районный суд г. Рязани для рассмотрения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru