САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2010 г. по делу № 3-11/2010
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре Рябошапко А.С.,
рассмотрев заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подпункта "г" пункта 1 статьи 10
, статьи 11
Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области",
установил:
25 декабря 2002 года Сахалинской областной Думой принят Закон
Сахалинской области № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", который подписан губернатором Сахалинской области 30 декабря 2002 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" от 10 января 2003 года № 4(1656).
Указанный Закона
действует в редакции Законов Сахалинской области от 24 мая 2004 года № 506
, от 1 января 2005 года № 73-ЗО
, от 18 апреля 2006 года № 36-ЗО
, от 28 декабря 2006 года № 128-ЗО
, от 29 декабря 2006 года № 132-ЗО
, от 22 февраля 2007 года № 10-ЗО
, от 27 мая 2008 года № 39-ЗО
, от 8 мая 2009 года № 36-ЗО
, от 26 ноября 2009 года № 99-ЗО
.
Названный Закон
устанавливает порядок регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области и направлен на защиту экономических интересов области, удовлетворение потребности населения в указанной продукции, а также на осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Действие настоящего Закона
распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации), осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 3
данного Закона законодательство о регулировании розничной продажи алкогольной продукции состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона
, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Сахалинской области.
Главой II
названного Закона предусмотрен порядок лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 10
которого лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются организациям.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, наряду с иными документами, документы, подтверждающие оплату лицензионного сбора.
Статьей 11
Закона Сахалинской области "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области" предусмотрены размеры и порядок уплаты лицензионных сборов.
Так, пунктом 1 указанной статьи
предусмотрены следующие размеры лицензионных сборов за выдачу лицензии:
а) при расположении объектов торговли в городе Южно-Сахалинске - 50000 рублей (за исключением сел Ключи, Новая Деревня, Синегорск, Санаторное, Дальнее, 17-й километр, Елочки, Новодеревенское, Березняки, Старорусское, жилого квартала Весточка);
б) при расположении объектов торговли в городах Александровск-Сахалинский, Анива, Долинск, Корсаков, Курильск, Макаров, Невельск, Оха, Поронайск, Северо-Курильск, Томари, Углегорск, Холмск; поселках городского типа Вахрушев, Ноглики, Тымовское, Смирных, Южно-Курильск - 30000 рублей;
в) при расположении объектов торговли в селах Горнозаводск, Шебунино, Бошняково, Ключи, Новая Деревня, Синегорск, Санаторное, Дальнее, 17-й километр, Елочки, Новодеревенское, Березняки, Старорусское, жилом квартале Весточка, городе Шахтерске и иных населенных пунктах Сахалинской области - 10000 рублей.
Пунктом 2 данной статьи
предусмотрены лицензионные сборы за переоформление лицензии в следующих размерах:
а) в случае реорганизации, изменения наименования организации, изменения места ее нахождения или мест нахождения объектов торговли, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случаях уменьшения количества объектов торговли, утраты лицензии - 1000 рублей;
б) в случае увеличения количества объектов торговли - в размере, предусмотренном за выдачу лицензии.
Согласно пунктам 3
, 4
, 5 статьи 11
оспариваемого Закона сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии. Сборы за выдачу лицензий, продление срока действия лицензий и за переоформление лицензий зачисляются в областной бюджет.
В случае принятия лицензирующим органом решений об отказе в рассмотрении заявления о выдаче лицензии, отказе в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1000 рублей.
В случае приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии в установленном порядке уплаченная сумма сбора за выдачу лицензии возврату не подлежит. При возобновлении действия приостановленных лицензий сбор не взимается.
1 апреля 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подпункта "г" пункта 1 статьи 10
, статьи 11
Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области".
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в связи с вступлением в силу вышеназванного Федерального закона
оспариваемые положения Закона
Сахалинской области "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", предусматривающие размеры и порядок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону
от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу
Российской Федерации в редакции Федерального закона
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ, установивших размер и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном заседании прокурор Кисленко И.Л. поддержала заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.
Представитель губернатора Сахалинской области Кириллова О.С. с заявлением прокурора согласилась.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя губернатора Сахалинской области, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "з" статьи 71
Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 76
Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации согласно части 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой
и второй настоящей статьи
. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18
Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 данной статьи
предусмотрено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
В силу пункта 10 статьи 18
названного Федерального закона лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона
только организациям.
Статьей 8
Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указанный пункт
дополнен абзацем следующего содержания: "за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Согласно подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33
Налогового кодекса Российской Федерации в редакции вышеназванного Федерального закона
№ 374-ФЗ за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установлена государственная пошлина в размере 40000 рублей за каждый год срока действия лицензии.
Федеральный закон
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в соответствии со статьей 28
вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29 января 2010 года.
Таким образом, с этой даты подпункт "г" пункта 1 статьи 10
и статья 11
Закона Сахалинской области "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", предусматривающие размеры и порядок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу
Российской Федерации, установивших размеры и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194
- 199
, частью 2 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подпункт "г" пункта 1 статьи 10
, статью 11
Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области".
На решение суда участвующими в деле лицами может быть подана жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения по делу через Сахалинский областной суд.
Мотивированное решение по делу изготовлено 30 апреля 2010 года.
Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова