Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2010 г. по делу № 3-11/2010

Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре Рябошапко А.С.,
рассмотрев заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подпункта "г" пункта 1 статьи 10, статьи 11 Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области",

установил:

25 декабря 2002 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", который подписан губернатором Сахалинской области 30 декабря 2002 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" от 10 января 2003 года № 4(1656).
Указанный Закона действует в редакции Законов Сахалинской области от 24 мая 2004 года № 506, от 1 января 2005 года № 73-ЗО, от 18 апреля 2006 года № 36-ЗО, от 28 декабря 2006 года № 128-ЗО, от 29 декабря 2006 года № 132-ЗО, от 22 февраля 2007 года № 10-ЗО, от 27 мая 2008 года № 39-ЗО, от 8 мая 2009 года № 36-ЗО, от 26 ноября 2009 года № 99-ЗО.
Названный Закон устанавливает порядок регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области и направлен на защиту экономических интересов области, удовлетворение потребности населения в указанной продукции, а также на осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации), осуществляющие деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 3 данного Закона законодательство о регулировании розничной продажи алкогольной продукции состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Сахалинской области.
Главой II названного Закона предусмотрен порядок лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 10 которого лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются организациям.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, наряду с иными документами, документы, подтверждающие оплату лицензионного сбора.
Статьей 11 Закона Сахалинской области "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области" предусмотрены размеры и порядок уплаты лицензионных сборов.
Так, пунктом 1 указанной статьи предусмотрены следующие размеры лицензионных сборов за выдачу лицензии:
а) при расположении объектов торговли в городе Южно-Сахалинске - 50000 рублей (за исключением сел Ключи, Новая Деревня, Синегорск, Санаторное, Дальнее, 17-й километр, Елочки, Новодеревенское, Березняки, Старорусское, жилого квартала Весточка);
б) при расположении объектов торговли в городах Александровск-Сахалинский, Анива, Долинск, Корсаков, Курильск, Макаров, Невельск, Оха, Поронайск, Северо-Курильск, Томари, Углегорск, Холмск; поселках городского типа Вахрушев, Ноглики, Тымовское, Смирных, Южно-Курильск - 30000 рублей;
в) при расположении объектов торговли в селах Горнозаводск, Шебунино, Бошняково, Ключи, Новая Деревня, Синегорск, Санаторное, Дальнее, 17-й километр, Елочки, Новодеревенское, Березняки, Старорусское, жилом квартале Весточка, городе Шахтерске и иных населенных пунктах Сахалинской области - 10000 рублей.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрены лицензионные сборы за переоформление лицензии в следующих размерах:
а) в случае реорганизации, изменения наименования организации, изменения места ее нахождения или мест нахождения объектов торговли, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случаях уменьшения количества объектов торговли, утраты лицензии - 1000 рублей;
б) в случае увеличения количества объектов торговли - в размере, предусмотренном за выдачу лицензии.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 11 оспариваемого Закона сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии. Сборы за выдачу лицензий, продление срока действия лицензий и за переоформление лицензий зачисляются в областной бюджет.
В случае принятия лицензирующим органом решений об отказе в рассмотрении заявления о выдаче лицензии, отказе в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1000 рублей.
В случае приостановления действия лицензии или аннулирования лицензии в установленном порядке уплаченная сумма сбора за выдачу лицензии возврату не подлежит. При возобновлении действия приостановленных лицензий сбор не взимается.
1 апреля 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подпункта "г" пункта 1 статьи 10, статьи 11 Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области".
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в связи с вступлением в силу вышеназванного Федерального закона оспариваемые положения Закона Сахалинской области "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", предусматривающие размеры и порядок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ, установивших размер и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном заседании прокурор Кисленко И.Л. поддержала заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.
Представитель губернатора Сахалинской области Кириллова О.С. с заявлением прокурора согласилась.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя губернатора Сахалинской области, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
В силу пункта 10 статьи 18 названного Федерального закона лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Статьей 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания: "за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Согласно подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции вышеназванного Федерального закона № 374-ФЗ за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установлена государственная пошлина в размере 40000 рублей за каждый год срока действия лицензии.
Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в соответствии со статьей 28 вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29 января 2010 года.
Таким образом, с этой даты подпункт "г" пункта 1 статьи 10 и статья 11 Закона Сахалинской области "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", предусматривающие размеры и порядок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу Российской Федерации, установивших размеры и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подпункт "г" пункта 1 статьи 10, статью 11 Закона Сахалинской области от 30 декабря 2002 года № 393 "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области".
На решение суда участвующими в деле лицами может быть подана жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения по делу через Сахалинский областной суд.
Мотивированное решение по делу изготовлено 30 апреля 2010 года.

Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru