Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2009 г. по делу № 3-34/2009

Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре Рябошапко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 5 постановления губернатора Сахалинской области от 2 октября 2000 года № 411 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимися областной государственной собственностью" в части слов "являются источниками образования территориального дорожного фонда", пунктов 7 и 8.1 указанного постановления, абзаца 2 пункта 5 и пункта 6 утвержденного названным постановлением Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимися областной государственной собственностью,

установил:

2 октября 2000 года губернатором Сахалинской области принято постановление № 411 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимися областной государственной собственностью, которое опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 24 октября 2000 года № 207 и от 27 октября 2009 года № 210.
Пунктом 2 названного постановления утверждено Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющимися областной государственной собственностью.
2 ноября 2009 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 5 постановления губернатора Сахалинской области от 2 октября 2000 года № 411 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимися областной государственной собственностью" в части слов "являются источниками образования территориального дорожного фонда", пунктов 7 и 8.1 указанного постановления, а также абзаца 2 пункта 5 и пункта 6 утвержденного названным постановлением Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимися областной государственной собственностью.
В связи с принятием 10 ноября 2009 года администрацией Сахалинской области постановления № 453-па "О приведении отдельных нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством", опубликованного в газете "Губернские ведомости" от 13 ноября 2009 года № 206(3413) и вступившего в силу 23 ноября 2009 года, пункт 5 постановления губернатора Сахалинской области № 411 в оспариваемой части и пункт 7 изложены в новой редакции, пункт 8.1 - исключен.
В этой связи определением Сахалинского областного суда от 2 декабря 2009 года производство по делу в указанной части прекращено.
Абзацем 2 пункта 5 Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимися областной государственной собственностью, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области № 411 (в редакции постановления администрации Сахалинской области от 10 ноября 2009 года № 453-па) закреплено, что передвижение тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляется только на основании специальных разрешений, выдаваемых департаментом транспорта, связи и массовых коммуникаций Сахалинской области.
Согласно пункту 6 названного Положения разрешение на перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения выдается департаментом транспорта, связи и массовых коммуникаций Сахалинской области только при предъявлении копии платежного поручения о внесении платы за провоз тяжеловесных грузов.
Обосновывая заявление в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 пункта 5 и пункта 6 названного Положения, прокурор указал на то, что установив в оспариваемых нормах порядок выдачи разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вышел за пределы предоставленных ему пунктом 13 статьи 11 и пунктом 5 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочий.
В судебном заседании прокурор Рослая В.А. поддержала заявление прокурора области по изложенным в нем основаниям.
Представитель губернатора Сахалинской области Хохлова С.В. против удовлетворения заявления прокурора области возразила. Указала на то, что оспариваемые пункты Положения не устанавливают порядок выдачи разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а определяют орган исполнительной власти, ответственный за выдачу специального разрешения, воспроизводя положения части 1 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пунктов 1.4 и 3.15 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 года № 1146.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе и на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, в настоящее время регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 4 приведенного Закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Названным Федеральным законом разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.
Пунктом 11 и 13 статьи 11 данного Закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено установление порядка возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышает нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в силу пунктов 6, 7 статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и муниципального значения, к которой относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, в связи с принятием Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование вопросов определения порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядка выдачи специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и к полномочиям субъекта Российской Федерации не относится.
Вместе с тем, из содержания абзаца 2 пункта 5 Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимися областной государственной собственностью следует, что он устанавливает не порядок выдачи разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, как на то указывает прокурор, а регулирует порядок осуществления движения тяжеловесных транспортных средств с грузом и без груза по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения на основании специальных разрешений и определяет выдающий эти разрешения орган.
Правовое регулирование оспариваемой нормы соответствует части 1 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно положениям приведенной статьи названного Федерального закона орган, выдающий специальное разрешение, определяется в зависимости от значения автомобильных дорог, по которым осуществляется перевозка опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Пунктом 6 статьи 31 названного Закона определено, что выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Поскольку в оспариваемой прокурором норме урегулированы отношения, возникающие в связи с движением тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, то есть связанные с использованием автомобильных дорог этого значения, и осуществлением дорожной деятельности на них при наличии разрешений, выдаваемых компетентным в этой области органом, указанная норма принята в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных ему пунктом 5 статьи 3 и пунктом 12 статьи 12 Федерального закона № 257, и в соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 31 названного закона.
В этой связи оснований для удовлетворения заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 2 пункта 5 Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимся областной государственной собственностью, не имеется.
Из содержания пункта 6 оспариваемого прокурором Положения следует, что в нем определен орган, обладающим правом выдачи разрешения на перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, и установлен порядок выдачи такого разрешения, поставленный под условие обязательного предъявления копии платежного поручения о внесении платы за провоз тяжеловесных грузов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 13 статьи 11 Федерального закона № 257-ФЗ установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 31 названного Федерального закона порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, предъявление копии платежного поручения о внесении платы за провоз тяжеловесных грузов по существу является подтверждением возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, что в силу пункта 3 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ является обязательным условием получения специального разрешения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно пункту 8 статьи 31 названного Закона, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934, вступившим в силу с 1 декабря 2009 года, пунктом 2 которого предусмотрено, что внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Требований о предоставлении какого-либо платежного документа в подтверждение произведенной оплаты названный порядок не предусматривает.
При таких обстоятельствах пункт 6 Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по территориальным автомобильным дорогам общего пользования, являющимся областной государственной собственностью, противоречит пунктам 11 и 13 статьи 11 и пункту 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ, поскольку принят с превышением предоставленных субъекту Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности полномочий.
Указание представителя губернатора Сахалинской области на то, что оспариваемый пункт Положения воспроизводит положения пункта 3.15 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года, и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 года № 1146, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 3.15 названной Инструкции разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов категории 1 выдаются в течение 10 дней, а для грузов категории 2 - до 30 дней со дня регистрации заявления, при условии предъявления заявителем копии платежного поручения, подтверждающего оплату за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Вместе с тем, указанная Инструкция разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 "О взимании платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозившего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и действует в отношении федеральных дорог.
Постановление Правительства № 962, рекомендовавшее органам исполнительной власти ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильных дорог, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 "О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", вступившим в силу с 1 декабря 2009 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что субъекту Российской Федерации не предоставлено право на определение порядка выдачи специального разрешения и установление порядка возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, а воспроизведение положений федерального законодательства возможно лишь при наличии таких полномочий, закрепленное в пункте 6 Порядка регулирование о воспроизведении положений Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации не свидетельствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частями 1 и 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

решил:

заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющимися областной государственной собственностью, утвержденного постановлением губернатора Сахалинской области от 2 октября 2000 года № 411 в редакции постановления администрации Сахалинской области от 10 ноября 2009 года № 453-па.
В удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 пункта 5 названного Положения отказать.
На решение суда участвующим в деле лицом может быть подана жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения через Сахалинский областной суд.

Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru