Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2009 г. по делу № 3-24/09

Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Капкаун Т.И.
при секретаре - Караваевой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3 Порядка расходования субвенций муниципальными районами (городскими округами) Сахалинской области на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 31 марта 2009 года № 116-па "Об утверждении порядка расходования субвенций муниципальными районами (городскими округами) Сахалинской области на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений",

установил:

22 июня 2009 года исполняющий обязанности прокурора Сахалинской области Минигараев В.М. обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 3 Порядка расходования субвенций муниципальными районами (городскими округами) Сахалинской области на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденного 31 марта 2009 года постановлением № 116-па администрации Сахалинской области, опубликованным 4 апреля 2009 года в № 64(3271) газеты "Губернские ведомости", являющейся официальным периодическим изданием, осуществляющим публикацию нормативных правовых актов Сахалинской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что оспариваемая правовая норма, согласно которой порядок приобретения и передачи жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, устанавливается нормативными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, противоречит частям 3 - 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что определение порядка предоставления жилых помещений указанной категории граждан должно регулироваться Жилищным кодексом Российской Федерации либо федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Такое же правило действует и в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение этой категорий граждан жилыми помещениями.
Представителем администрации Сахалинской области Горбуновой И.А. представлены письменные возражения против удовлетворения заявленных требований, в которых она просит учесть, что оспариваемая прокурором правовая норма регулирует не порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанной в ней категории граждан, который регулируется федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, а лишь порядок приобретения таких жилых помещений с последующей их передачей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений.
В судебном заседании прокурор Рослая В.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, представитель администрации Сахалинской области Горбунова И.А., в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Проверив материалы дела и заслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Согласно подпунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 и частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, защита детства, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В том числе указанная категория лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, обеспечивается жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.
В силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
При этом указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анализ пункта 3 оспариваемого Порядка свидетельствует о том, что данная правовая норма в части наделения муниципальных образований правом на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок передачи жилых помещений указанной в нем категории лиц по договорам социального найма, противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства, в силу которых порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может быть установлен только федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти, в том числе регионального уровня, не наделены правом определять порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Довод представителя администрации Сахалинской области о правомерности наделения муниципальных образований таким полномочием в связи с тем, что передача жилых помещений не является составной частью порядка предоставления жилых помещений, определение которого является прерогативой федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации, нельзя признать состоятельным, так как он основан на неправильном толковании норм материального права.
Единый на всей территории России порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлен главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя не только определение жилищного фонда, жилые помещения которого подлежат предоставлению гражданам; категории граждан, которым оно может быть предоставлено; определение места предоставления жилья; учет граждан, нуждающихся в жилье; очередность предоставления жилых помещений; определение нормы предоставления жилых помещений, как ошибочно полагает представитель администрации Сахалинской области, но и непосредственную передачу жилых помещений, которая должна осуществляться в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, если иной порядок не установлен иными федеральными законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации.
Ссылку представителя администрации Сахалинской области на то, что установление нормативными актами муниципальных образований порядка передачи жилых помещений гражданам, указанным в оспариваемой правовой норме, предполагает его установление в соответствии с порядком, определенным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, нельзя признать состоятельной, поскольку данная правовая норма такой оговорки не содержит.
Таким образом, предоставление оспариваемой нормой муниципальным образованиям права устанавливать порядок передачи жилых помещений указанной в нем категории граждан создает правовую неопределенность и дает возможность ее неоднозначного толкования и применения.
Так, постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 16 июня 2009 года № 1046 утвержден Порядок приобретения и передачи жилых помещений (квартир) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, которым установлен не только порядок приобретения жилых помещений для указанной категории лиц, но и порядок их предоставления, установление которого является компетенцией федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах пункт 3 Порядка расходования субвенций муниципальными районами (городскими округами) Сахалинской области на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, в части наделения муниципальных образований правом на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок передачи жилых помещений указанной в нем категории лиц по договорам социального найма, противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим данного нормативного правового акта в части наделения муниципальных образований правом на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приобретения жилых помещений указанной в нем категории лиц по договорам социального найма, не имеется.
Как следует из содержания оспариваемого нормативного правового акта в указанной части, он наделяет муниципальные образования правом принятия нормативных правовых актов, устанавливающих расходование субвенций, предоставленных местным бюджетам муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета на осуществление государственных полномочий Сахалинской области по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, переданных статьей 12 Закона Сахалинской области от 29 марта 2006 года № 20-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области в сфере образования и опеки (попечительства)".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части касается приобретения жилья за счет предоставления средств областного бюджета и не регулирует отношения, возникающие между органами местного самоуправления и гражданами при предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, то есть не вторгается в сферу регулирования федерального законодателя и законодателей субъекта Российской Федерации по установлению порядка предоставления жилых помещений.
Поскольку в указанной части пункт 3 Порядка расходования субвенций муниципальными районами (городскими округами) Сахалинской области на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, принято в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не противоречит действующему федеральному законодательству, заявление прокурора о признании его недействующим удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частями 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 3 Порядка расходования субвенций муниципальными районами (городскими округами) Сахалинской области на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, в части слов "и передачи".
В удовлетворении остальной части заявления прокурору Сахалинской области отказать.
Возложить на редакцию газеты "Губернские ведомости" обязанность по опубликованию сообщения о настоящем решении суда после его вступления в законную силу в ближайшем выпуске газеты.
Взыскать с администрации Сахалинской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере двух тысяч рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 июля 2009 года.

Председательствующий судья
Т.И.Капкаун





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru